Дело № 2-429/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 08 февраля 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Сухановой М.С.,
с участием представителя истца Бабайловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной К. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми о признании решения недействительным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Ильина К.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми (далее Управление) о признании недействительным решения от (дата) №..., возложить обязанности по восстановлению ее прав, назначив ей социальную пенсию по инвалидности с (дата).
Требования мотивированы тем, что она (дата) обратилась в Управление за назначением социальной пенсии по инвалидности по п. п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от (дата) №... рекомендовано: в назначении пенсии по п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отказать ввиду отсутствия документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации. Решением Управления от (дата) №... ей отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации. С данным решением не согласна, просит отменить.
В судебное заседание истец не явилась, извещена. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на требованиях настаивает.
Представитель истца требования поддержал, дал пояснения аналогично изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, Управление извещено, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Представлены письменные возражения, в котором просят в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. п. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Согласно п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
На основании п. 44 Административного регламента предоставления пенсионным фондом российской федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Минтруда России от 19.01.2016 № 14н "(далее - Административный регламент) в качестве документа, подтверждающего место жительства на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, гражданин вправе представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2005 N 93-Г05-7 регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 N 4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
В судебном заседании судом установлено, что Ильина К. В., (дата) года рождения, гражданка Российской Федерации, является инвалидом <.....>. Инвалидность установлена на срок до (дата).
(дата) Ильина К.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности. С заявлением представила паспорт гражданина Российской Федерации, документ учреждения социального обслуживания о поступлении на постоянное обслуживание, справку МСЭ, СНИЛС.
Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми от (дата) №... в установлении пенсии по п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия документального подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что отказывая в назначении пенсии по инвалидности, комиссия указала на отсутствие подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации, так как из представленных документов усматривается, что Ильина К.В. постоянной регистрации на территории Российской Федерации не имеет.
Стороной истца в материалы дела представлены: справка о том, что Ильина К.В. находится на лечении в ГБУЗ ПК «ПККПБ» в стационарных условиях с (дата), выписка из истории болезни. Согласно СНИЛС в системе обязательного пенсионного страхования Ильина К.В. зарегистрирована с (дата).
Анализируя представленные доказательства, суд считает, что требования о признании недействительным решения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми от (дата) №... подлежат удовлетворению.
Факт постоянного проживания Ильиной К.В. на территории Российской Федерации подтверждается представленными документами, паспортом гражданина Российской Федерации, выданного (дата), справкой о нахождении на лечении в стационарных условиях, страховым номером индивидуального лицевого счета, справкой об инвалидности, выданной (дата)
Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан, в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Таким образом, истец, проживая постоянно на территории Пермской края, и в силу сложившихся жизненных обстоятельств не имеющая возможности оформить регистрацию, не может быть ограничена в праве на получение пенсии в связи с отсутствием регистрации "по месту проживания".
Как установлено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время - со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
При определении периода, с которого Ильиной К.В. надлежит назначение социальной пенсии по инвалидности, суд считает, что начисление социальной пенсии по инвалидности не может быть произведено за период времени предшествовавший дате дня возникновения права на нее.
Таким образом, поскольку инвалидность Ильиной К.В. установлена с (дата) на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу социальную пенсию по инвалидности с (дата).
В удовлетворении остальной части требований истцу к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ильиной К. В. удовлетворить в части.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми от (дата) №....
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми назначить Ильиной К. В., (дата) года рождения социальную пенсию по инвалидности с (дата).
В удовлетворении остальной части требований Ильиной К. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 15 февраля 2018 года).
<.....>
<.....> Судья Катаев О. Б.