ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-4594/2023
Судья первой инстанции: Федоренко Э.Р.
Дело № 2-2423/2022
УИД: 91RS0003-01-2022-002055-35
16 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: | Бондарева Р.В. |
судей: | Матвиенко Н.О., Подлесной И.А. |
при секретаре: | Андрейченко М.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куклина Юрия Даниловича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, понуждении к совершению определённых действий, по апелляционной жалобе Куклина Юрия Даниловича на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Куклин Ю.Д. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Республики Крым, в котором просил:
признать незаконным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ и его отменить;
обязать ответчика включить в страховой стаж Куклина Ю.Д. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в местах лишения свободы, что составляет 8 лет 4 месяца и 23 дня в страховой стаж, а также включить в страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО Промышленно-строительный комплекс Стройиндустрия»; обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Куклина Ю.Д. отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Куклиным Ю.Д. подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что в период отбывания наказания с 1986 г. по 2001 г. он осуществлял трудовую деятельность в ИТК, доказан только период с 1999 г. по 2001 г. полагает, что необоснованно отказано в зачете периода работы в ЗАО «Стройиндустрия». В период работы в ООО «Маштехсервис» отпуска без сохранения заработной платы предоставлены без его заявления.
Заслушав докладчика, пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение в целом не соответствует.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Исходя из положений части 2 статьи 35 указанного Федерального закона, предусматривающей переходные положения, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, с учетом приложения 3 к настоящему Федеральному закону, в 2021 году составляет 12 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и ст. 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 года № 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу.
Ка следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и минимальной суммы индивидуального пенсионного коэффициента. Страховой стаж составил 8 лет 7 месяцев 15 дней при необходимых 12 годах, ИПК - 19,050 при необходимом - 21.
В соответствии с решением пенсионного органа, в расчет стажа не учтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отбывание наказания в местах лишения свободы, сведения о выполнении работ, дающих право на установление пенсии, отсутствуют. В справке о заработной плате б/н и даты за период с марта 1999 по январь 2001 года указано, что страховые взносы в Пенсионный фонд не начислялись и не выплачивались; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в 3АО Промышленно-строительный комплекс «Стройиндустрия», так как работа протекала на территории РФ <адрес>, отсутствуют сведения об уплате взносов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы.
Разрешая заявленные требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований исходя из отсутствия сведений об отчислении взносов из заработной платы в ПФ РФ.
Судебная коллегия с такими выводами полностью согласиться не может, поскольку они не соответствуют норам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Так, в соответствии с частью 3 ст. 104 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.
Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 02 ноября 1992 года № 1-94-У утверждена Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж".
В соответствии с названной Инструкцией, время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий (п. 1.1), учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию места отбывания наказания и производится по итогам календарного года (п. 1.2), в общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду (п. 1.3), общий трудовой стаж устанавливается по документам, выданным администрацией учреждения (п. 1.4).
Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения (п. 2.1).
Сведения о фактически проработанном осужденным в течение календарного месяца времени (сумма рабочих часов переводится в число рабочих дней), уровне выполнения им норм (заданий) и средней заработной плате отражаются по мере обработки его личной карточки с заполнением карты учета (п. 3.1).
Впервые положения части 6 ст. 38 ИТК РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года № 2988-1.
В связи с внесением изменения в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме ч. 3 ст. 104 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в п. 1.1 которой также указано о том, что положение ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 1 сентября 1992 года.
До внесения изменений ИТК РСФСР (действовавший в редакции Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) в части 6 ст. 38 и части 3 ст. 66 предусматривал, что при условии добросовестной работы и примерного поведения осужденным, отбывшим наказание в колониях-поселениях, суд по совместному ходатайству органа, ведающего исполнением наказания, и наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, может включить время их работы в колониях-поселениях в общий трудовой стаж.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» регламентирующая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию, в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для таких граждан, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Из письменных материалов дела следует, что истец является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", как постоянно проживающий на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Из письменных материалов дела так же следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия минимальной суммы индивидуального пенсионного коэффициента.
Из решения ГУ ОПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что страховой стаж истца составляет 8 лет 07 месяцев 15 дней наличие минимальной суммы ИПК 19,050.
При этом необходимый страховой стаж должен составлять в 2021 г. для истца 12 лет, ИПК - 21.
Ответчиком отказано во включении в страховой стаж истца период работы с марта 1999 г. по январь 2001 г. в Исправительном Учреждении, поскольку за истца не уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд первой инстанции счел данный отказ законным и обоснованным.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что истцу с марта 1999 г. по январь 2001 г. ФГУ "Замковая исправительная колония №" (Украина) начислялась и выплачивалась заработная плата (л. д. 163).
Согласно справке о заработной плате для исчисления пенсии от ДД.ММ.ГГГГ взносы в пенсионный фонд Украины не удерживались и не перечислялись (л. д. 164).
Вместе с тем, поскольку истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал на территории Республики Крым, на него распространяются положения федерального закона № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которому имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно периоды работы приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Принимая во внимание, что пенсионное законодательство Российской Федерации действует на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ, а страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации приобрели обязательный характер с вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то до ДД.ММ.ГГГГ оплата страховых взносов не являлась обязательной.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив факт работы и начисления истцу заработной платы в исправительной колонии при отбытии им наказания по приговору суда на территории Украины, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день освобождения), за который ему начислялась и выплачивалась зарплата, согласно действующему пенсионному законодательству подлежал зачету в его страховой стаж.
Выводы суда первой инстанции о том, что согласно пенсионному законодательству Украины стаж работы в исправительной колонии не подлежал включению в страховой стаж истца, являются неправильными, поскольку пенсия Куклину Ю.Д. назначается по законодательству Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о включении в страховой стаж истца периода работы в ФГУ "Замковая исправительная колония №" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Куклина Ю.Д. о необоснованности отказа в удовлетворении его исковых требований о включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО ПСК «Стройиндустрия» являются необоснованными, поскольку как гражданин Украины, работая на территории Российской Федерации в указанном Обществе согласно действующему на тот момент законодательству истец или работодатель обязаны предоставить доказательства об отчислении страховых взносов в указанный период в пенсионный фонд Российской Федерации. Однако таких доказательств суду не представлено.
Что касается периодов нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в период работы в ООО «Маштехсервис», судом правомерно отказано во включении данных периодов, поскольку за указанный период страховые взносы в пенсионный фонд не перечислялись.
Доводы представителя истца о том, что отбывание Куклиным Ю.Д. наказания в исправительно-трудовой колонии подтверждает факт его трудовой деятельности в период с 1992 г., являются необоснованными, поскольку надлежащими доказательствами не подтвержден.
Принимая во внимание, что с учетом периодов работы в исправительном учреждении (1 год и 10 месяцев 23 дня), а также учтенных ответчиком 8 лет 7 месяцев 15 дней, страхового стажа истцу в виде 12 лет недостаточно, судом правомерно отказано в понуждении ответчика назначить пенсию.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа во включении в страховой стаж Куклина Юрия Даниловича периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж Куклину Юрию Даниловичу период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Куклина Юрия Даниловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: