Дело № 2а-1167/2019
РЈРР” в„– 76RS0015-01-2019-001245-22
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
12 сентября 2019 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,
при секретаре Абрамовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению мэрии города Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, начальнику Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Терещенко Светлане Вячеславовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора или уменьшении его размера,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Мэрия города Ярославля обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, начальнику Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Терещенко С.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождения от его уплаты в рамках исполнительного производства, возбужденного по исполнительному листу, выданному по гражданскому делу №2-754/2016 о возложении на Открытое акционерное общество «Ярославльводоканал» и мэрию города Ярославля обязанности в срок до 19 января 2019 г. организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес> и обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений канализации, расположенных по данному адресу, в соответствии с СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и «Нормативами качеств воды водных объектов рыбохозяйственного значения», взыскателем по которому является Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура.
Р’ обоснование заявленных требований указано, что обязанность РїРѕ организации отведения сточных РІРѕРґ СЃ очистных сооружений канализации Рё обеспечении очистки сточных РІРѕРґ, сбрасываемых СЃ очистных сооружений канализации РїРѕ адресу: <адрес>, была возложена СЃСѓРґРѕРј РЅР° РјСЌСЂРёСЋ РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля РЅР° том основании, что РјСЌСЂРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° является собственником муниципального имущества, которое передано РІ распоряжение ресурсоснабжающей организации. Рмущество, относящееся Рє системе водоснабжения Рё водоотведения РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля, было передано РёР· муниципальной собственности РІ собственность Ярославской области вместе СЃ акциями Акционерного общества «Ярославльводоканал». Полагает, что поскольку имущество гарантирующей организации передано РІ собственность Ярославской области, полномочия РјСЌСЂРёРё РїРѕ распоряжению указанным имуществом отсутствуют, РјСЌСЂРёСЏ РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля РЅРµ имеет возможности каким-либо образом исполнить решение СЃСѓРґР°, Р° именно: организовать отведение сточных РІРѕРґ СЃ очистных сооружений канализации Рё обеспечить очистку сточных РІРѕРґ СЃ очистных сооружений канализации. Полагают, что основания для взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° СЃ РјСЌСЂРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля отсутствуют.
Представитель административного истца по доверенности Милюн Т.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске. Пояснила, что с момента вынесения судом решения мэрия ничего не сделала для его исполнения и не планирует что-либо делать.
Представители административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, административный ответчик начальник Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Терещенко С.В. в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Ярославской природоохранной прокуратуры Шаталов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Просил отказать в уменьшении размера или освобождении от исполнительского сбора, пояснив, что решение суда не исполнено, каких-либо мер к исполнению должник не предпринял.
Представитель заинтересованного лица Акционерного общества «Ярославльводоканал», заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Морева Р’.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явились, извещены своевременно, надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-754/2016 по иску Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Ярославльводоканал» и мэрии города Ярославля о возложении обязанности, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что 28 января 2019 Рі. РІ Межрайонном отделе судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Ярославской области возбуждено исполнительное производство в„–1224/19/76025-РРџ, РЅР° основании исполнительного листа, выданного РїРѕ гражданскому делу в„–2-754/2016 Рѕ возложении РЅР° Открытое акционерное общество «Ярославльводоканал» Рё РјСЌСЂРёСЋ РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля обязанности РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 19 января 2019 Рі. организовать отведение сточных РІРѕРґ СЃ очистных сооружений канализации, расположенных РїРѕ адресу: <адрес>, Рё обеспечить очистку сточных РІРѕРґ, сбрасываемых СЃ очистных сооружений канализации, расположенных РїРѕ данному адресу, РІ соответствии СЃ СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования Рє охране поверхностных РІРѕРґВ» Рё «Нормативами качеств РІРѕРґС‹ водных объектов рыбохозяйственного значения» РІ отношении должника РјСЌСЂРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля. Взыскателем РїРѕ исполнительному производству является Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура.
Постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом Терещенко С.В. от 26 марта 2019 г. с должника мэрии города Ярославля взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец фактически оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя от 26 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора.
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении указанного выше СЃСЂРѕРєР°, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона в„–229-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо. При этом, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В соответствии с пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По делу установлено, что должник мэрия города Ярославля в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа об организации отведения сточных вод с очистных сооружений канализации и очистке сточных вод не исполнил, в связи с чем судебный пристав правомерно взыскал с него исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.
При этом, при вынесении решения судом был установлен срок для исполнения решения – до 19 января 2019 г., далее судебным приставом неоднократно назначался новый срок для исполнения – до 10 мая 2019 г., до 01 июля 2019 г. До настоящего времени решение не исполнено, мэрия какие-либо действия к его исполнению не предприняла.
Суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для освобождения должника от исполнительского сбора в соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не имеется, поскольку должником судебному приставу-исполнителю не было представлено доказательств уважительных причин неисполнения решения суда. Данные доказательства не представлены и в суд при рассмотрении настоящего административного дела.
Кроме того, суд считает, что также не имеется оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку не представлено доказательств, что должник принял какие-либо меры к исполнению решения суда.
Доводы представителя должника мэрии города Ярославля о том, что в соответствии с Законом Ярославской области от 29 декабря 2016 г. №104-з «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области…» полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения перераспределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований при наличии вступившего в законную силу решения суда от 06 июня 2016 г., не имеют правового значения для дела.
По данному основанию мэрия города Ярославля обращалась в суд с заявлением о пересмотре решения от 06 июня 2016 г., в удовлетворении заявления судом отказано.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению, оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора или уменьшения его размера не имеется.
Руководствуясь статьей 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования РјСЌСЂРёРё РіРѕСЂРѕРґР° Ярославля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Ю.В. Куклева