...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 29 января 2019 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бугарь М.Н.,
при секретаре Решетовой Е.А.,
с участием представителя истца Яшниковой Екатерины Ивановны,
представителя ответчика Быковой Ольги Викторовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сычевой Любови Васильевны к Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга о взыскании суммы ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
у с т а н о в и л:
Сычева Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации г.Оренбурга, в котором просила суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму ущерба в размере 826000 руб., расходы по оценке в размере 3 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 15000 рублей.
Впоследствии истец уточнила исковые требования и просила суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму ущерба в размере 491658,26 руб., расходы по оценке в размере 3000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 15000 руб.
Истец Сычева Л.В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Абдуллаев И.А. судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по правилам главы 10 ГПК РФ.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца Яшникова Е.И., действующая на основании доверенности от .... в судебном заседании заявленные требования истца поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга Быкова О.В., действующая на основании доверенности от ...., в судебном заседании не оспаривала заключение эксперта, просила суд уменьшить сумму расходов по оплате услуг представителя.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 4, ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», законодательство РФ о безопасности дорожного движения состоит из настоящего закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа относится к вопросам местного значения.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с п. 6 ст.3 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 6 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 № 685/125-IV-O3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» и в п.5 ч.2 ст.9 Устава города Оренбурга.
Согласно ст. 20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10.11.2006г № 685/125 светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие элементы обустройства автомобильных дорог должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения.
В соответствии с ч. 3 ст.20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10.11.2006 № 685/125-IV-O3, установка и содержание элементов обустройства автомобильных дорог на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляются владельцем автомобильных дорог, на дорогах местного значения - органами местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.9 Устава г. Оренбурга «вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности города Оренбурга, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления города».
Согласно п. 2 ст.9 Устава г.Оренбурга «к вопросам местного значения муниципального образования «город Оренбург» относится: … дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета № 186 от 28.06.2011 (далее - Положения), управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Управление), является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении первого заместителя главы администрации города Оренбурга.
Из п. 1.2 Положения следует, что Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и правовыми актами Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными муниципальными правовыми актами города Оренбурга, а также Положением.
В соответствии с п.2.11 Положения Управление осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктами 2.40 и 2.41 Положения закреплено, что Управление осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Оренбурга и функции главного администратора доходов бюджета города Оренбурга.
Согласно требований п. 3.1.1 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. При этом в соответствии с пунктом 3.1.2. предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственником автомобиль ..., государственный регистрационный знак ..., является Сычева Л.В., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства N и паспортом транспортного средства ....
.... в ... на ... в сторону ... в районе, ... произошло дорожно -транспортное происшествие с участием автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., принадлежащего Сычева Л.В., под управлением Абдуллаева И.А., в результате наезда автомобиля на выбоину, в результате чего транспортное средство истца получило механические повреждения.
Определением от .... N отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указанным определением установлено, что .... в ... минуты на ... в сторону ... в районе, ... водитель Абдуллаев И.А., управляя автомобилем ..., государственный регистрационный знак ..., двигаясь по ... в сторону ... допустил наезд на выбоину на проезжей части, в результате чего автомобиль получил механические повреждения.
Согласно схемы места совершения административного правонарушения от ... яма имела следующие размеры: глубина - 13см., ширина – 1,5 см., длина -1,7 см.
Факт принадлежности данного участки дороги к зоне ответственности УСДХ администрации города Оренбурга со стороны ответчика не оспаривался, каких-либо доказательств подтверждающих, что данная выбоина в дорожном покрытии образовалась при обстоятельствах, исключающих ответственность ответчика, с его стороны не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что причиной дорожно-транспортного происшествия ...., повлекшего причинение ущерба истцу, явилось ненадлежащее исполнение ответчиком УСДХ администрации ... обязанности по содержанию данного участка дороги в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность движения автомобилей.
В соответствии с экспертным заключением ООО «фио1» N от ...., стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учёта износа составила 826000,28 руб., с учётом износа 697435,55 руб. Расходы по оценке составили 3000 руб.
20.06.2018 г. истец обратился к ответчику с претензией, в которой просил ответчика возместить сумму ущерба в размере 826000 руб. и расходы по оплате экспертного заключения в размере 3 000 руб.
Указанная претензия получена ответчиком 20.06.2018г.
В ходе судебного разбирательства в связи с оспариванием соответствия имеющихся повреждений на автомобиле обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия от ...., а также стоимости восстановительного ремонта автомобиля, по ходатайству представителя ответчика УСДХ администрации города Оренбурга, определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от ...., назначена судебная автотехническая экспертиза, производство которой было поручено эксперту ИП фио1, перед экспертом поставлены следующие вопросы: 1. Идентичны ли повреждения автомобиля ... государственный регистрационный знак ... с повреждениями полученными при ДТП от 27.05.2018г. и от 22.03.2018г. 2. С учетом ответа на первый вопрос определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., с учетом и без учета износа на момент ДТП, по повреждениям соответствующим обстоятельствам ДТП от 27.05.2018г.
Согласно выводам заключения эксперта ИП фио1 N от .... идентичные повреждения, полученные в результате ДТП от 22.03.2018г. с повреждениями, полученными в результате ДТП от 27.05.2018г. автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., отсутствуют. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., на момент ДТП, по повреждениям соответствующим обстоятельствам ДТП от 27.05.2018г., составляет: с учётом износа 431445,79 руб., без учёта износа 491658,26 руб.
Суд принимает в качестве доказательства заключение эксперта ИП фио1 N от ... поскольку оно обосновано экспертом, составлено с применением современных методов оценки. У суда нет оснований сомневаться в объективности данного заключения, оно выполнено в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в соответствии со стандартами и правилами оценочной деятельности. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Данное экспертное заключение сторонами не оспорено.
Таким образом, суд считает возможным положить заключение эксперта ИП фио1 N от .... в основу расчета стоимости ущерба при вынесении решения.
Учитывая изложенное, суд считает установленным, что причиной дорожно – транспортного происшествия явилась образовавшаяся, ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей УСДХ администрации г.Оренбурга, на проезжей части дороги выбоина, не соответствующая допустимым параметрам, в связи с чем, ответчик обязан возместить ущерб истцу в полном объёме.
На основании изложенного, исковые требования истца о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 491658,26 руб. являются законными, обоснованными и суд взыскивает с ответчика в пользу истца указанную сумму.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Расходы истца за проведение независимой экспертизы составили 3 000 руб., что подтверждается актом сдачи приемки выполненных работ от 19.06.2018г. и товарным чеком от 19.06.2018г.
Суд считает данные расходы необходимыми для обращения в суд и взыскивает их с ответчика в пользу истца в полном объеме.
По чеку - ордеру от 24.08.2018г. истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 11 460 руб., учитывая сумму удовлетворенных исковых требований, суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 8116,58 руб., в удовлетворении остальной части данных требований суд истцу отказывает.
Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг в размере 15000 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно договору об оказании юридических услуг от .... и расписке от ..., истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей.
Учитывая объём помощи, сложность дела, суд считает разумным взыскать с ответчика в пользу истца в счёт возмещения расходов по оплате юридических услуг сумму в размере 7 000 рублей, в удовлетворении остальной части данных требований суд истцу отказывает.
Рассматривая ходатайство эксперта ИП фио1 о взыскании расходов за производство судебной экспертизы в размере 35 000 руб., суд приходит к следующему.
Судом установлено, что определением суда от ... о назначении судебной автотехнической экспертизы, обязанность по оплате услуг эксперта была возложена на ответчика УСДХ администрации города Оренбурга.
Стоимость производства экспертизы составила 35000 руб. Доказательств ее оплаты в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика УСДХ администрации города Оренбурга подлежит взысканию в пользу ИП фио1 стоимость проведенной судебной автотехнической экспертизы в размере 35 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 491658 ░░░░░░ 26 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 116 ░░░░░░ 58 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 509774 ░░░░░ 84 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 35 000 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 08.02.2019 ░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
...
...
...