Дело № 2 – 2278/2020 10 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Кузьминой Ольги Викторовны
При секретаре Рыбаковой Татьяне Владиславовне
С участием истца Черновой Марии Анатольевны
Представителя ответчика УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга – Борисова Александра Сергеевича
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Марии Анатольевны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в специальный стаж и признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
У с т а н о в и л:
Истец Чернова М.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб об обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, ссылаясь на то, что она обратилась в УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей согласно п.п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб от 09.01.2020 года № 1201 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с не включением в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости периодов работы с 04.07.1994 года по 02.01.1995 года, с 26.08.1996 года по 03.02.1998 года, с 05.02.1998 года по 08.11.1998 года, с 11.11.1998 года по 08.08.200 года в должности учителя математики в ГБОУ СОШ № 521, в связи с тем, что не представляется возможным установить, что данное учреждение относится к видовым учреждениям п. 1 «Списка…», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и «Списками…», утвержденными постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1992 года. С данным решением истец не согласна, полагает, что оно является незаконным и необоснованным и просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы с 04.07.1994 года по 02.01.1995 года, с 26.08.1996 года по 03.02.1998 года, с 05.02.1998 года по 08.11.1998 года, с 11.11.1998 года по 08.08.200 года в должности учителя математики в ГБОУ СОШ № 521 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты первичного обращения за назначением пенсии, то есть с 02.10.2019 года.
Истец Чернова М.А. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
С 01.01.2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным Законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Согласно пп. 19 п.1 ст.30 вышеназванного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
До 01.01.2002 года вопросы назначения пенсий регулировались Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости связано, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 11-П от 03.06.2004 года по делу о проверке конституционности положений пп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества; предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья данных работников. Природа и предназначение такой льготы, как пенсионное обеспечение ранее достижения общего пенсионного возраста, обусловливают и особенности приобретения права на нее. Основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является стаж работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, утверждаемыми Правительством РФ, требуемой продолжительности. При этом списки формируются исходя из установленного наличия вредных факторов работы на той или иной должности в определенных учреждениях исчерпывающим образом.
В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, а также в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781; периоды работы с 01.11.1999 года до 14.11.2002 год могут учитываться в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления данных периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1067, или в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781; ко всем периодам может применяться Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Из материалов дела следует, что в периоды с 04.07.1994 года по 02.01.1995 года, с 26.08.1996 года по 03.02.1998 года, с 05.02.1998 года по 08.11.1998 года, с 11.11.1998 года по 08.08.200 года Чернова М.А. работала в должности учителя математики в ГБОУ СОШ № 521.
02.10.2019 года Чернова М.А. обратилась в УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей согласно п.п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ РФ в Красногвардейском районе СПб от 09.01.2020 года № 1201 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, что не представляется возможным установить, что учреждение ГБОУ СОШ № 521 относится к видовым учреждениям п. 1 «Списка…», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и «Списками…», утвержденными постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1992 года.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года в ред. от 22.12.2008 года, трудовая пенсия назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463, либо согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилам исчисления указанных периодов работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
При подсчете стажа по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ко всем периодам работы применяются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П к периодам работы до 01 ноября 1999 года применяются Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 и положения Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464; к периодам работы с 01 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года применяются Правила и Список должностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066; к периодам работы с 14 ноября 2002 года по настоящее время применяются Правила и Список должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" учитывается работа только в тех должностях и в штате тех учреждений, которые поименованы в перечисленных выше списках, которые являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Материалами дела установлено, что 01.09.1992 года Чернова М.А. принята в школу № 521 на должность учителя математики на основании приказа № 40 от 31.08.1992 года.
Судом установлено, что в 1964 году была образована Средняя общеобразовательная школа № 521 Калининского района; с 1975 года – Средняя общеобразовательная школа № 521 Красногвардейского района; Приказом министерства образования от 27.09.1984 года переименована в Среднюю школу № 521 с углубленным теоретическим и практическим изучением математики; в 1994 года преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение № 521 с углубленным теоретическим и практическим изучением математики и программирования; с февраля 2000 года изменено наименование на Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школа № 521 с углубленным теоретическим и практическим изучением математики, информатики и программирования; с 01.04.2002 года изменено наименование на Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 521 с углубленным изучением математики и информатики Красногвардейского административного района Санкт-Петербурга; с 21.09.2004 года изменено наименование на Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 521 с углубленным изучением математики и информатики Красногвардейского района Санкт-Петербурга; с 23.09.2011 года изменено наименование на Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 521 с углубленным изучением математики и информатики Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Из представленного суду Устава МОУ № 521 с углубленным теоретическим и практическим изучением математики и программирования от 04.07.1994 года и ГОУ Среднего (полного) общего образования школы № 521 с углубленным теоретическим и практическим изучением математики, информатики и программирования Красногвардейского административного района от 04.07.2000 года усматривается, что основной уставной деятельностью образовательного учреждения является реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; по своей организационно-правовой форме является государственным образовательным учреждением, поименованным в разделе 2 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
При этом вышеуказанным списком предусмотрена должность учителя математики.
Следовательно, учитывая тот факт, что характер работы истца, его должность и вид образовательного учреждения не менялись, принимая во внимание, что переименование образовательного учреждения не предусматривает изменения функций учреждения, изменение организационно-правовой формы учреждения не может явиться основанием для отказа во включении спорного периода работы в стаж работы истца, суд приходит к выводу о том, что функции, осуществлявшиеся Черновой М.А. в должности учителя математики в Муниципальном общеобразовательном учреждении № 521 с углубленным теоретическим и практическим изучением математики и программирования тождественны функциям учителя начальных классов, предусмотренных «Списками должностей и учреждений, как учреждение, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды работы Черновой М.А. с 04.07.1994 года по 02.01.1995 года, с 26.08.1996 года по 03.02.1998 года, с 05.02.1998 года по 08.11.1998 года, с 11.11.1998 года по 08.08.2000 года в должности учителя математики в ГБОУ СОШ № 521 подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также суд учитывает, что периоды работы Черновой М.А. до 1994 года и после 2000 года включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и части 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений пункта 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, которые приобретут необходимый стаж в 2019 году, страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Как следует из оспариваемого решения УПФ РФ в Красногвардейском районе, зачету в педагогический стаж истца, дающий ей право на досрочную пенсию в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» подлежали, в совокупности 20 лет 11 месяцев 26 дней.
С учетом включения спорных периодов в специальный стаж Черновой М.А. право на досрочную страховую пенсию по старости возникает у истца 29.04.2019 года и досрочная страховая пенсия по старости с учетом положений Закона № 350-ФЗ подлежит назначению с 29.10.2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Черновой Марии Анатольевны периоды работы с 04.07.1994 года по 02.01.1995 года, с 26.08.1996 года по 03.02.1998 года, с 05.02.1998 года по 08.11.1998 года, с 11.11.1998 года по 08.08.2000 года в должности учителя математики в ГБОУ СОШ № 521 и назначить Черновой Марии Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости с 29.10.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 10.06.2020 года.