№12-790/2022 (24RS0048-01-2022-004139-57)
№12-789/2022 (24RS0048-01-2022-004136-66)
№12-786/2022 (24RS0048-01-2022-004125-02)
№12-787/2022 (24RS0048-01-2022-004130-84)
№12-788/2022 (24RS0048-01-2022-004132-78)
РЕШЕНИЕ
28 июня 2022 г. г. Красноярск
Судья Советского районного суда г. Красноярска Алексеева А.В., рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, по жалобам защитника Ефимова Е.В. на постановления начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400090500007, №24652202400088000007, №24652202400072200007, №24652202400067400007, №24652202400053400007, в отношении Соковцева Андрея Петровича,
установил:
1) Постановлением начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400090500007 директору ООО «Аварийно-диспетчерская служба» Соковцеву А.П. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно за выплату №
2) Постановлением начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400088000007 директору ООО «Аварийно-диспетчерская служба» Соковцеву А.П. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно за выплату 13.03.2020 г. работникам ООО «Аварийно-диспетчерская служба» нерезидентам №
3) Постановлением начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400072200007 директору ООО «Аварийно-диспетчерская служба» Соковцеву А.П. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно за выплату 26.03.2020 г. работникам ООО «Аварийно-диспетчерская служба» нерезидентам №
4) Постановлением начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400067400007 директору ООО «Аварийно-диспетчерская служба» Соковцеву А.П. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно за выплату 13.04.2020 г. работникам ООО «Аварийно-диспетчерская служба» нерезидентам №
5) Постановлением начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400053400007 директору ООО «Аварийно-диспетчерская служба» Соковцеву А.П. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно за выплату 24.04.2020 г. работникам ООО «Аварийно-диспетчерская служба» нерезидентам №
В жалобах, поданных в Советский районный суд г. Красноярска, защитник Ефимов Е.В. просит постановления отменить, ссылаясь на желание работников получать заработную плату в наличной форме, приоритет применения норм трудового права (ст. 136 Трудового кодекса РФ) в конкуренции с нормами о валютном регулировании при выплате заработной платы работнику, малозначительность совершенного правонарушения, несправедливость назначенного наказания, возможность замены наказания предупреждением; обращает внимание на то, что Соковцев А.П. не знал о том, что выплата заработной платы в наличной форме является нарушением закона, до вынесения оспариваемых постановлений устранил допущенные нарушения и открыл счета в уполномоченном банке на работников.
Определением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 28.06.2021 г. дела об административных правонарушениях соединены в одно производство.
Соковцев А.П. и его защитник, извещенные о месте и времени рассмотрения жалоб, в суд не явились, об отложении рассмотрения жалоб не просили. В этой связи полагаю возможным принять решение в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 названного Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из п. 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
В соответствии с ч. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
В связи с изложенным выдача обществом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Из материалов дела следует, что при проверке ИФНС России по Советскому району г. Красноярска соблюдения требований, установленных Законом о валютном регулировании установлено, что ООО «Аварийно-диспетчерская служба», директором которого является Соковцев А.П., находясь по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская, д. 3б, выплачивало иностранным гражданам, работникам – №
Указанные обстоятельства в жалобах не оспариваются и подтверждаются протоколами об административных правонарушениях, актом проверки соблюдения валютного законодательства №246520210043008, приказами о приеме названных выше лиц на работу в ООО «Аварийно-диспетчерская служба», трудовыми договорами с ними, платежными ведомостями от 25.02.2020 г., 13.03.2020 г., 26.03.2020 г., 13.04.2020 г. и 24.04.2020 г. и иными доказательствами, которым должностным лицом дана верная оценка.
Доводы жалоб о том, что при регулировании вопросов начисления и выплаты заработной платы работникам должны использоваться нормы Трудового кодекса РФ основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно абз. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в рассматриваемых случаях работники являлись гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна была осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен абз. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ и выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в перечень таких исключений не входит.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Соковцев А.П., являясь директором ООО «Аварийно-диспетчерская служба», осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований валютного законодательства, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял, вследствие чего совершил административные правонарушения, верно квалифицированные по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы жалоб о незнании Соковцевым А.А. правил валютного регулирования в РФ не могут повлечь его освобождения от административной ответственности, так как в силу общеправового принципа незнание закона не освобождает от ответственности.
Также не является основанием его освобождения от административной ответственности добровольное устранение негативных последствий административных правонарушений, т.е. после факта их выявления.
Постановления должностного лица вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалоб оснований, позволяющих признать совершенные административные правонарушения малозначительным и освободить Соковцева А.П. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Характер совершенных правонарушений, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению валютного законодательства не позволяют отнести совершенные в настоящих случаях правонарушения к категории малозначительных.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса.
Вместе с тем, в рассматриваемых случаях оснований для замены назначенных Соковцеву А.П. наказаний в виде штрафов на предупреждения не имеется, поскольку по указанным правонарушениям существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей и к требованиям валютного законодательства.
Постановления о привлечении Соковцева А.П. к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа в качестве отягчающего обстоятельства (по всем постановлениям) необоснованно учтено повторное совершение Соковцевым А.П. однородного административного правонарушения, поскольку сведений о том, что он на момент совершения настоящих правонарушений (25.02.2020 г., 13.03.2020 г., 26.03.2020 г., 13.04.2020 г. и 24.04.2020 г.) считался лицом, подвергнутым административному наказанию по гл. 15 КоАП РФ, в деле не представлено. При таких обстоятельствах полагаю постановления подлежащими изменению путем исключения из их указания о наличии отягчающего обстоятельства.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делам об административных правонарушениях, а также прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не допущено.
Как усматривается из материалов дел, правонарушения выявлены должностным лицом ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в период с 22.06.2021г. по 09.07.2021 г. в результате плановой документарной проверки ООО «Аварийно-диспетчерская служба», по результатам которой применительно к каждой из произведенных выплат работникам-нерезидентам заработной платы был составлен отдельный протокол об административном правонарушении.
Вмененные Соковцеву А.П. нарушения одним длящимся правонарушением не являются, поскольку считаются оконченными после совершении конкретной валютной операции, осуществленной с нарушением ч. 2 ст. 14 Федерального закона №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 г. №70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, статья 4.4 дополнена частью 5 следующего содержания:
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку настоящие правонарушения предусмотрены ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и выявлены в рамках одной проверки, вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления подлежат изменению путем назначения Соковцеву А.П. наказания с учетом требований ч. 5 ст. 4.4 КАП РФ.
Правовые основания для удовлетворения жалобы и отмены вынесенных постановлений отсутствуют.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановления начальника ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 21.02.2022 г. №24652202400090500007, №24652202400088000007, №24652202400072200007, №24652202400067400007, №24652202400053400007 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении Соковцева Андрея Петровича изменить:
- исключить из постановлений указания об учете в качестве отягчающего обстоятельства совершение Соковцевым А.П. однородного административного правонарушения;
- назначить Соковцеву Андрею Петровичу по фактам нарушений требований валютного законодательства по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ одно наказание с применением положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья А.В. Алексеева