Решение по делу № 2-246/2015 от 24.03.2015

Дело № 2-246/ 2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ключи                             27 апреля 2015 года

    Ключевский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Григорьевой Т.Н., при секретаре Болотниковой М.А., с участием помощника прокурора Ключевского района Тюменцева Д.А., истицы Шрайнер В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах Шрайнер В. к КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 25%, проведении перерасчета,

установил:

Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Шрайнер Веры Викторовны к КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 25%, проведении перерасчета.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.», в ходе которой выявлены нарушения трудовых прав Шрайнер В.В., выразившиеся в оплате труда ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и районного коэффициента, ниже установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

Прокурор, ссылаясь на положения Трудового кодекса Российской Федерации и вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации, считает, что минимальная заработная плата работников КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» должна быть не менее установленного федеральным законом Российской Федерации размера, в 2015 году – не менее 7456,25 руб. в месяц с учетом районного коэффициента установленного на территории Ключевского района Алтайского края в размере 1,25.

Поскольку требования названного законодательства при начислении и выплате заработной платы работнику Шрайнер В.В. не соблюдались, размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда, районный коэффициент начислялся в размере не 1,25, а 1,20, прокурор просил признать за Шрайнер В.В. право на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25% с момента вступления решения суда в законную силу и на период действия Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; право на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Шрайнер В.В. с 01 декабря 2014 года не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.

В судебном заседании пом. прокурора Тюменцев Д.А. и истец Шрайнер В.В. исковые требования уточнили, просили признать за Шрайнер В.В. право на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Шрайнер В.В. с 01 декабря 2014 года не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.

Представитель ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица от комитета по финансам, налоговой и кредитной политики администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представил возражение на иск, в котором просил отказать в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства РФ, которым повышен районный коэффициент к заработной плате до 1,25 на территории Ключевского района, не содержит императивных предписаний, субъект правоприменения был полномочен воздержаться от принятия правовых актов об увеличении районного коэффициента.

Представитель третьего лица от Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного отзыва, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края. Расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного правового акта на уровне субъекта РФ, что является непосредственной прерогативой высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Понуждение к правотворческой деятельности не допускается действующим законодательством. Кроме того, указывает, что истцом пропущен предусмотренный ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав процессуального истца – прокурора, истца Шрайнер В.В., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» – некоммерческая организация, созданная Алтайским краем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и Алтайского края полномочий Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в сфере здравоохранения с самостоятельным балансом, обособленным имуществом, лицевыми счетами, открытыми в казначействе.

Истица Шрайнер В.В. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И.» в качестве прачки с 23 декабря 1996 года (л.д. 17).

Согласно трудового договора от 01 января 2012 года, дополнительных соглашений к нему и расчета начисленной заработной платы, заработная плата истцу начисляется исходя из должностного оклада в размере 2018 рублей 00 копеек, стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы – 30 %, за особый характер работы – 12%, затем к начисленной заработной плате начисляется районный коэффициент 20 процентов (л.д.10-16, 18, 20-21).

При полностью отработанной истцом норме рабочего времени ее заработная плата с районным коэффициентом составляла: в декабре 2014 года - 3610,48 рублей, в январе-феврале 2015 года – 5965 рублей (л.д. 21).

Таким образом, начисленная истцу заработная плата без учета районного коэффициента ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.2 ст.7, ч. 3 ст. 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников отдельных категорий.

Согласно ч.2 ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 был утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.

Распоряжением Совмина РСФСР от 03.01.1972 года № 4-р для рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, согласно Приложению, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе, с 01 января 1972 года районный коэффициент повышен с 1,15 до 1,20. В перечень районов Алтайского края, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент 1,20 входил Ключевский район.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Ключевского района Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.12.2013г. №336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014г. №408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года установлен в сумме 5965 рублей в месяц.

Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Таким образом, Постановление Правительства N 1631 от 27.12.1997 в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению, как не противоречащее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных, в частности, в Ключевском районе Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляться сверх указанного размера заработной платы.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в начислении заработной платы не в полном объеме, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя третьего лица - Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о пропуске истцом предусмотренного ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора суд не принимает во внимание, поскольку в силу положений, содержащихся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

На основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах Шрайнер В. удовлетворить.

Признать за Шрайнер В. право на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% к заработной плате на начисленную заработную плату.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» произвести перерасчет заработной платы Шрайнер В. с ДД.ММ.ГГГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И.» государственную пошлину в муниципальный бюджет в сумме 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья      Т.Н. Григорьева

2-246/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор К.р.
Шрайнер В.в.
Ответчики
КГБУЗ "Ключевская центральная районная больница имени Антоновича И.И."
Суд
Ключевский районный суд Алтайского края
Дело на странице суда
kluchevsky.alt.sudrf.ru
24.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2015Передача материалов судье
24.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2015Судебное заседание
27.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее