ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-11512/2023
Судья первой инстанции: Кундикова Ю.В.
Дело № 2-2785/2023
УИД: 91RS0003-01-2023-002655-94
19 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: |
Бондарева Р.В. |
судей: |
Матвиенко Н.О. Подлесной И.А. |
при секретаре: |
Плескун А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Федотовой-Ивановой Екатерины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к совершению определённых действий, по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2023 года заместитель прокурора <адрес> в интересах Федотовой-Ивановой Е.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об отказе в назначении пенсии, обязать включить в её страховой стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Федотовой-Ивановой Е.В. удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истца ряд периодов работы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Обращает внимание, что указанные периоды не могут быть учтены в специальный стаж, так как не выполнялась норма рабочего времени на ставку заработной платы. Трудовая книжка заполнена с нарушениями, исправления не заверены.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда в полной мере отвечает.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2019 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 года № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены дошкольные образовательные учреждения, в том числе, детские сады всех наименований.
В пункте 2 примечаний к Перечню учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, содержал наименование учреждений "все типы детских дошкольных учреждений".
Таким образом тип учреждения, в котором протекала трудовая деятельность истца, соответствует Списку учреждений, работа в которых засчитывается в педагогический стаж.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" от 1 февраля 2001 года № 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Вместе с тем, спорные период имели место в период действия законодательства Украины, и выполнение работы на полную ставку в качестве условия включения в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет законодательством Украины предусмотрено не было.
Из материалов дела следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с учетом Закона № 350-ФЗ.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 332586/22 от ДД.ММ.ГГГГ Федотовой-Ивановой Е.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа.
В решении указано, что трудовая книжка АВ № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята в качестве документа, подтверждающего страховой стаж, в связи с тем, что на титульном листе трудовой книжки отсутствует дата рождения Федотовой-Ивановой Е.В. Также указано, что Списком № не предусмотрено наименования - детское дошкольное учреждение, документы, подтверждающие цель деятельности ДДУ № «Космос» не представлено, в связи с чем невозможно установить тождественность профессиональной деятельности. Ссылаются на то, что по периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ необходимо подтверждение выполнения нормы рабочего времени.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истицы были включены: периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением: отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды, когда не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым.
В общий страховой стаж не учтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтен в специальный стаж), в связи с тем, что трудовая книжка не может быть принята во внимание в качестве документа, подтверждающего стаж (дата рождения не соответствует паспортным данным). В расчет специального стажа не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как учреждение не предусмотрено Списком №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы (работа на 0,5 ставки) (в т.ч. отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Общий трудовой стаж истицы определен в количестве 25 лет 07 месяцев 05 дней, в том числе стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию - 18 лет 07 месяцев 19 дней.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на период занятия истцом должности воспитателя, не предусматривало нормирование педагогической нагрузки и необходимость выработки полной ставки, а лишь предусматривало занятие должностей, предусмотренных Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909, ввиду чего истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно: досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
Установлено, что Федотова-Иванова Е.В., 01.04.1977 г.р., документирована паспортом гражданина Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь», как гражданка Российской Федерации постоянно проживающая на 18.03.2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Вышеуказанные сведения являются основанием для применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно пункту «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. №1788-ХП работники образования, здравоохранения и социального обеспечения имеют право на пенсию за выслугу лет по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены применительно к территории РК нормативные положения относительно особенностей исчисления специального стажа педагогических работников при невыполнении полной ставки (нагрузки).
Таким образом, периоды осуществления Федотовой-Ивановой Е.В. педагогической деятельности до ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в специальный стаж независимо от выполнения педагогической, учебной нагрузки, в соответствии с законодательством, действовавшим на территории РК в спорные периоды трудовой деятельности истца, поскольку иного законодательством Российской Федерации применительно к территории РК не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не выполнялась норма рабочего времени на полную ставку, являются необоснованными, поскольку действующим в период трудовой деятельности законодательством такого условия для приобретения льготного стажа не было предусмотрено.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые были бы основанием для отмены решения суда.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ; нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: