Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2021 года <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> ФИО7, с участием представителя заявителя по доверенности ФИО4, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №-№ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Главного государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в <адрес> Щёголева А.М., от ДД.ММ.ГГГГ № должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Согласно постановлению в МУП «ИПТ» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> установлено нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно: в нарушение ст. ст. 212, 221 ТК РФ, п. 2, 4 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Минздравсоцразвития ДД.ММ.ГГГГ №н - работодатель не обеспечил слесарей по ремонту подвижного состава ФИО5, ФИО6, ФИО2 предусмотренными им по нормам комбинезонами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты или костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты, очками защитными. Зимой дополнительно: костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке 3 класса защиты, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными. При выполнении работ на канавах, ночных и профилактических осмотрах: комбинезонами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты или костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты. Зимой дополнительно: костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке 3 класса защиты. Слесари по ремонту подвижного состава обеспечены следующими средствами индивидуальной защиты: ботинками кожаными, костюмами х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, куртками на утепленной прокладке, предусмотренными п. 21 «Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 543н. Слесарь по ремонту подвижного состава ФИО2 выполнял работу в своей личной обуви (кроссовках).
ФИО1 не согласившись с указанным постановлением, обратился в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой, в которой указал на недоказанность его вины в совершении административного правонарушения, указал, что на предприятии действует «Перечень профессий и должностей работников МУП «<данные изъяты>», которым на основании Типовых отраслевых норм, положена выдача бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и нормы выдачи», который является Приложением № к «Коллективному договору МУП «<данные изъяты> на 2018-2021 годы». Коллективный договор подписан от работодателя директором МУП «<данные изъяты>», от работников - председателем профкома ППО МУП «<данные изъяты>» и зарегистрирован в <адрес> по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции за номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.18 указанного Перечня, слесарю по ремонту подвижного состава положены следующие средства индивидуальной защиты: костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные или сапоги кирзовые, каска защитная, щиток защитный лицевой или очки защитные, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, на наружных работах зимой дополнительно: куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки, жилет сигнальный 2 класса защиты. Данными средствами индивидуальной защиты слесарь по ремонту подвижного состава ФИО3 был обеспечен в полном объеме.
При составлении п. 1.18 Перечня, учитывались как нормы п. 21 «Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» утв. Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, так и специфика работы предприятия в целом, а также особенности работы слесаря по ремонту подвижного состава, а именно: в процессе трудовой деятельности слесаря по ремонту подвижного состава практически исключен контакт с органическими и неорганическими жидкостями (в т.ч. маслом, водой), ввиду наличия в штатном расписании должности смазчик, мойщик подвижного состава, а также наличием автоматической мойки.
Ранее, постановлением №-№ от ДД.ММ.ГГГГ заявитель был подвергнут административному наказанию за указанное административное правонарушение. Привлечение к административному наказанию повторно противоречит положениям части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, административным органом соблюдены не были.
На основании изложенного, ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитнику ФИО4 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, отводов составу суда не заявлено.
Защитник ФИО4 доводы жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в ней, суду пояснил, что при вынесении постановления о назначении административного наказания не был исследован вопрос, о принадлежности средств защиты ко второму классу защиты.
Должностное лицо, вынесшее постановление - Главный государственный инспектор труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда государственной инспекции труда в <адрес> Щёголев А.М. в судебное заседание не явился, уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения среда работнику.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.062009 N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
В соответствии с пунктом 21 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 477 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» слесарь по ремонту подвижного состава при выполнении работ на линии и ремонту конечных станциях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты приведенными в оспариваемом постановлении, а именно: комбинезонами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты или костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты, очками защитными. Зимой дополнительно: костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке 3 класса защиты, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными. При выполнении работ на канавах, ночных и профилактических осмотрах: комбинезонами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты или костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты. Зимой дополнительно: костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке 3 класса защиты.
В соответствии с Приложением N 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР №) к второму классу риска относятся: костюмы изолирующие от химических факторов средства индивидуальной защиты глаз (очки защитные) от химических факторов (пункты 15, 19).
Из раздела IV (Средства индивидуальной защиты от повышенных и (или) пониженных температур) и раздела VI (Одежда специальная сигнальная повышенной видимости) Приложения N 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» следует, что костюмы изолирующие от химических факторов, средства индивидуальной защиты глаз (очки защитные) от химических факторов относятся ко второму классу риска.
Суд принимает во внимание, что принадлежность средств индивидуальной защиты ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику является обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как усматривается из представленных материалов, в ходе проверки, проведенной Государственной инспекции труда в <адрес> на основания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N № в отношении МУП «<данные изъяты>», расположенного по <адрес> было установлено нарушение законодательства в сфере государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно: слесарям по ремонту подвижного состава не выданы комбинезонами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты или костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты, очками защитными. Зимой дополнительно: костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке 3 класса защиты, валенками с резиновым низом или сапогами кожаными утепленными. При выполнении работ на канавах, ночных и профилактических осмотрах: комбинезонами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты или костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой 3 класса защиты. Зимой дополнительно: костюмами сигнальными с масловодоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке 3 класса защиты.
По результатам в отношении директора МУП «<данные изъяты>» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении N № об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Установив при производстве по делу об административном правонарушении, что слесари по ремонту подвижного состава ФИО5, ФИО6, ФИО2 не обеспечены средствами индивидуальной защиты, предусмотренными в Приказе Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 543н, должностное лицо не исследовало вопрос об отнесении данных средств индивидуальной защиты ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Постановление по делу об административном правонарушении и материалы дела не содержат относящихся к данному вопросу сведений и документов.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Работники ФИО5, ФИО6, ФИО2, являющиеся потерпевшими в производстве по делу об административном правонарушении не участвовали, что повлекло нарушение их процессуальных прав.
Приведенные нарушения норм процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, данные нарушения являются существенными.
Закрепленный в ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данного вида административного правонарушения не истек.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Обжалованное постановление подлежит отмене в связи с существенными нарушениями закона, а дело об административном правонарушении – направлению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в <адрес>.
Доводы жалобы должны быть проверены и оценены Государственной инспекцией труда в <адрес> при новом рассмотрении дела и принятии решения в соответствии с законом для соблюдения требований о его всесторонности, полноте и объективности.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует исследовать вопрос об отнесении средств индивидуальной защиты ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, привлечь к участию в деле потерпевших.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №-№ в отношении ФИО1 отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО7