Решение по делу № 2а-2527/2021 от 17.06.2021

Дело № 2а-2527/2021

74RS0028-01-2021-004635-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего                 Китовой Т.Н.,

при секретаре                     Тесленко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств системы аудио-протоколирования административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области к Коновалову Е.М. о взыскании недоимки по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №10 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коновалову Е.М. о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: пеня в размере 2 руб.; транспортного налога с физических лиц в размере 294 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 90640 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 3977 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 11660 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 3655 руб.

В обоснование административного иска указано, что Коновалов Е.М. является плательщиком транспортного налога. Согласно сведениям, поступившим из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области Коновалов Е.М. является плательщиком земельного налога, имеет задолженность по земельному налогу по ОКТМО 75728000 за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года в размере 90640 руб., по ОКТМО 75634445 за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года в размере 3655 руб., по ОКТМО 75634405 за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года в размере 3977 руб., по ОКТМО 75634410 за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года в размере 11660 руб. Также Коновалов Е.М. является плательщиком транспортного налога и имеет задолженность за 2017 год в размере 294 рублей. Кроме того, Коновалов Е.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет задолженность по пени по ОКТМО 75701310 за 2016 года за период с 02.12.2017 года по 02.12.2018 года в размере 2 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просит рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик Коновалов Е.М., его представитель Уварова Е.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), налогоплательщики, обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статей 45 и 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу ст.400 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно ст. ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге; налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с ст. 358 НК РФ.

В силу ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.3 и п.4 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Коновалов Е.М. в 2017 году являлся собственником транспортного средства МАРКА государственный регистрационный знак НОМЕР; транспортного средства МАРКА, государственный регистрационный знак НОМЕР; собственником земельных участков АДРЕС; в 2016 года был собственником квартиры с кадастровым номером НОМЕР, расположенной по адресу: АДРЕС, собственником квартиры с кадастровым номером НОМЕР, расположенной по адресу: АДРЕС, собственником квартиры с кадастровым номером НОМЕР, расположенной по адресу: АДРЕС

Установлено, что Коновалову Е.М., как плательщику транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц выставлялось налоговое уведомление от 09.09.2017 года НОМЕР об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2016 год, со сроком уплаты до 01.12.2017 года (л.д. 23-40); налоговое уведомление от 13.09.2018 года НОМЕР об уплате транспортного налога, земельного налога за 2017 год, со сроком уплаты до 03.12.2018 года (л.д.46-53).

Налоговым органом в адрес Коновалова Е.М. через личный кабинет налогоплательщика направлены налоговые уведомления

В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц, налогоплательщику начислены пени за 2016 год за период с 02.12.2017 года по 02.12.2018 года в размере 2 руб.

Представленные налоговым органом расчеты пени по налогу на имущество физических лиц судом проверены, признаны арифметически верными, соответствуют положениям налогового законодательства, и оснований для их изменения не имеется.

Ввиду ненадлежащего исполнения обязанности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц в установленные законом сроки Коновалову Е.М. налоговым органом были направлены требования: НОМЕР по состоянию на 03.12.2018 года, об уплате пени по налогу на имущество в размере 2 руб., указан срок исполнения требования до 10.01.2019 года (л.д. 17); НОМЕР по состоянию на 19.12.2018 года по транспортному налогу в размере 294 руб., по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 90640 руб.; по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 3977 руб., 11660 руб., 70250 руб., 5484 руб., 3655 руб., указан срок исполнения требования до 09.01.2019 года (л.д. 19). Данными требованиями административному ответчику предлагалось погасить недоимку по налогам и уплатить начисленные пени, однако указанные требования Коноваловым Е.М. оставлены без удовлетворения.

По каждому делу, вытекающему из публичных правоотношений, следует выяснять, соблюдены ли сроки обращения в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, то выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении должны содержаться в решении суда.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, в требовании НОМЕР по состоянию на 19.12.2018 года установлен срок уплаты задолженности до 09.01.2019 года.

Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России №10 по Челябинской области 14.10.2019 года обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Коновалова Е.М. образовавшейся задолженности.

Мировым судьей судебного участка №1 г. Копейска Челябинской области 14.10.2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с Коновалова Е.М. о взыскании земельного налога в размере 3977 руб.; земельного налога в размере 11660 руб.; земельного налога в размере 68482 руб., пени по земельному налогу в размере 254 руб. 76 коп.; земельного налога в размере 5484 руб.; земельного налога в размере 3655 руб.; земельного налога в размере 90640 руб.; транспортного налога с физических лиц в размере 294 руб.; налога на имущество физических лиц 22 руб., пени по налогу на имущество в размере 2 руб.; налога на доходы физических лиц: штраф в размере 500 руб., на общую сумму 184970 руб. 75 коп., который определением этого же мирового судьи от 25.02.2021 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

Согласно абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела усматривается, что настоящее административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области к Коновалову Е.М. о взыскании задолженности по налогам, пени поступило в Копейский городской суд 17.06.2021 года, при том, что 6-ти месячный срок для обращения к мировому судье по вышеуказанному требованию истек 09.07.2019 года (09.01.2019 года + 6 месяцев). Данный административный иск не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока, какие-либо обстоятельства уважительности пропуска срока не приведены.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Учитывая, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом суду не представлено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограничено временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией срока обращения в суд, предусмотренного частью 1 статьи 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области к Коновалову Е.М. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2016 год за период с 02.12.2017 года по 02.12.2018 года в размере 2 руб.; транспортного налога с физических лиц за 2017 год в размере 294 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год в размере 90640 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 3977 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 11660 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 3655 руб., оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий: Т.Н. Китова

2а-2527/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 10 по Челябинской области
Ответчики
Коновалов Евгений Михайлович
Другие
Уварова Е.В.
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Китова Т. Н.
Дело на сайте суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2021Дело оформлено
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее