Дело № 2-1175/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре Мухориной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Терентьевой М. О. к УПФР в Удорском районе Республики Коми о включении курсов повышения квалификации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Терентьева М. О. обратилась в суд с иском к УПФР в Удорском районе Республики Коми о включении курсов повышения квалификации в стаж работы, с 15 октября 2001 года по 12 ноября 2001 года, с 20 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 10 октября 2006 года по 11 декабря 2006 года, с 09 апреля 2007 года по 14 апреля 2007 года, с 13 мая 2012 года по 05 июня 2012 года, с 13 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 04 июля 1996 года по настоящее время работает в медицинских учреждениях по охране здоровья населения на должностях медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». 18 мая 2016 года истец обратился в УПФ в Удорском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы. Истец с указанным отказом не согласен, считает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации должны быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Терентьева М.О. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе Республики Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду отзыве указано, что являются надлежащими ответчиками по данному спору, поскольку на основании Постановления Правления пенсионного фонда РФ № 32 п от 25 января 2016 года «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Республике Коми» ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе РК и ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Удорском районе РК реорганизовано в ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе, возражают против удовлетворения заявленных требований,
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела усматривается, что с 04.07.1996 по 31.10.2000 Терентьева М.О. работала в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения Удорской ЦРБ; с 01.11.2000 г. по 13.11.2000 года в должности палатной медсестры анестезиста отделения анестезиологии – реанимации МУ Удорской ЦРБ на 0,75 ставки и медицинской сестрой трансфузиолога кабинета переливания крови МУ Удорской ЦРБ на 0,25 ставки; с 14.11.2000 г. по 31.12.2001 года в должности палатной медицинской сестры анестезиста отделения анестизиологии – реанимации МУ Удорской ЦРБ на 1 ставку; с 01.01.2002 года по 01.05.2006 года в должности палатной медицинской сестры отделения анестезиологии – реанимации МУ «Удорской ЦРБ» на 1 ставку; с 02.05.2006 года по 12.06.2006 года в должности медицинской сестры стоматологического кабинета междуреченской врачебной амбулатории на 1 ставку; с 13.06.2006 года по 16.07.2006 года в должности медицинской сестры процедурного кабинета Междуреченской врачебной амбулатории на 1 ставку; с 17.07.2006 года по настоящее время в должности палатной медицинской сестры отделения анестезиологии – реанимации МУ Удорской ЦРБ на 1 ставку. Особые условия труда - сельская местность.
В период с 15 октября 2001 года по 12 ноября 2001 года, с 20 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 10 октября 2006 года по 11 декабря 2006 года, с 09 апреля 2007 года по 14 апреля 2007 года, с 13 мая 2012 года по 05 июня 2012 года, с 13 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года Терентьева М.О. на основании приказов работодателя находилась на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы. По окончании прохождения каждого курса повышения квалификации Терентьевой М.О. были получены соответствующие документы об обучении.
18 мая 2016 года истец обратилась в УПФ в Удорском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии. 08 июня 2016 года ГУ – Управление пенсионного фонда Российской федерации в Удорском районе приняло решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости. Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08 июня 2016 года следует, что в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Основанием для обращения в суд с заваленными требованиями явилось несогласие истца с отказом о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Это же было предусмотрено и ранее действующей ст. 112 КЗоТ РСФСР.
По смыслу Конвенции Международной организации труда от 24.06.1974 № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
В силу приведенных выше норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебный отпуск являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Невключение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, в спорные периоды истец находился на курсах повышения квалификации и сохранял трудовые отношения с работодателем, за ним сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в пенсионный орган, тем более, что повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием последующей работы в соответствующей должности, следовательно, данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж.
Таким образом, иск заявлен обосновано и подлежит удовлетворению.
С учетом требований ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Иных требований по делу не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Терентьевой М. О. о включении курсов повышения квалификации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Княжпогостском районе включить периоды прохождения курсов повышения квалификации с 15 октября 2001 года по 12 ноября 2001 года, с 20 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 10 октября 2006 года по 11 декабря 2006 года, с 09 апреля 2007 года по 14 апреля 2007 года, с 13 мая 2012 года по 05 июня 2012 года, с 13 марта 2016 года по 04 апреля 2016 года в стаж Терентьевой М. О., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Княжпогостском районе Республики Коми в доход бюджета МР «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения - 10 января 2017 года, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.Н. Мишина