Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2018г.
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а–708/2018 по административному иску Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани к Тарасовой Светлане Викторовне о признании невозможной к взысканию задолженности по налогу, пени, штрафам в связи с истечением установленного срока взыскания,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Астрахани обратилась в суд административным исковым заявлением, указав, что Тарасова С.В. в период с 22 февраля 2008г. по 19 апреля 2010г. состояла на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя. Декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2008г. представлена Тарасовой С.В. своевременно 28 апреля 2009г. почтовым отправлением, однако налог не оплачен. В отношении Тарасовой С.В. составлен акт от 11 августа 2009г. №7711 и вынесено решение №7865 от 22 сентября 2009г. о привлечении к ответственности, дата вступления в силу 07 октября 2009г. Сумма задолженности составила 53444,70 рублей, а именно налог на доходы физических лиц в сумме 43823 рубля, пени по НДФЛ в сумме 857,10 рублей, штраф по НДФЛ п.5 ст.220 НК РФ в сумме 8764,60 рубля. Таким образом, по состоянию на 16 января 2018г. за Тарасовой С.В. числится задолженность в размере 80611,16 рублей, из которых 39898 рублей – по налогу на доходы физических лиц, 8764,60 рубля – по штрафу по НДФЛ, 31948,56 рублей – по пени по НДФЛ. Уплата до настоящего времени не производилась. Поскольку срок обращения в суд с иском был ими пропущен, они вынуждены обратиться в суд и просят признать невозможной к взысканию указанной задолженности, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке.
На основании определения Кировского районного суда г. Астрахани от 05 марта 2018г. дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Судом установлено, что Тарасова С.В. в период с 22 февраля 2008г. по 19 апреля 2010г. состояла на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя.
Тарасова С.В. 21 мая 2009г. представила в налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2008г. в связи с получением в 2008г. дохода в сумме 950000 рублей от продажи имущества, принадлежащего ей на праве собственности менее 3-х лет, продажи 2/3 доли квартиры по договору купли-продажи от 16 июня 2008г. По результатам камеральной проверки выявлено занижение налога к уплате в бюджет, сумма доначислений составила 43823 рубля.
При этом декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2008г. представлена Тарасовой С.В. административному истцу своевременно 28 апреля 2009г. почтовым отправлением.
В связи с допущенными налоговыми нарушениями в отношении Тарасовой С.В. налоговым органом составлен акт от 11 августа 2009г. №7711 и вынесено решение №7865 от 22 сентября 2009г. о привлечении к ответственности, вступивший в силу 07 октября 2009г.
Однако это решение налогоплательщиком не было исполнено, меры к взысканию задолженности налоговым органом не приняты.
В связи с этим по состоянию на 16 января 2018г. за Тарасовой С.В. числится задолженность в размере 80611,16 рублей, из которых 39898 рублей – задолженность по налогу на доходы физических лиц, 8764,60 рубля – по штрафу по НДФЛ, 31948,56 рублей – по пени по НДФЛ. Уплата до настоящего времени не произведена.
В рамках проводимой работы по принудительному взысканию вышеуказанной задолженности Инспекцией в соответствии со ст. 69 Налогового Кодекса РФ в адрес Тарасовой С.В. направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 13 октября 2009г. №3164 со сроком оплаты до 29 октября 2009г.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999г. №1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Между тем, по смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Учитывая, что налог на доходы физических лиц в сумме 39898 рублей – по налогу на доходы физических лиц, 8764,60 рубля – по штрафу по НДФЛ, 31948,56 рублей – по пени по НДФЛ исчислены налоговым органом за период 2008-2010 годы и возможность их взыскания административным истцом утрачена, а также приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании указанной задолженности налогу безнадежной к взысканию.
Руководствуясь ст.ст.175-180,290,292,294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 39898 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 8764 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 60 ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 31948 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 56 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ 80611 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: