Решение по делу № 2-691/2021 от 07.07.2021

Дело № 2-691/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2021 года                                                                                                г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Ким З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-691/2021 по исковому заявлению и.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Лесмашэкспорт» о возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Лесмашэкспорт» просил возложить обязанность на ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в п. Новый Уоян, от отходов распиловки и строгания древесины (горбыля и опилок) на площади 42 351 кв.м.

Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении возложенных надзорных функций в деятельности ООО «Лесмашэкспорт» установлены нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления. ООО «Лесмашэкспорт» осуществляет хозяйственную деятельность по заготовке древесины, а также её приема и отгрузке на территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия. На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ООО «Лесмашэкспорт» предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес> с видом разрешенного использования - под склады. ООО «Лесмашэкспорт» на арендованном земельном участке на площади 42 351 кв.м. размещены отходы производства от лесозаготовительной деятельности, а именно горбыль, опилки. Данные нарушения требований законодательства, вызванные хозяйственной деятельностью ООО «Лесмашэкспорт», причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия, в связи с чем, нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду и добровольно взятые Российской Федерацией международные обязательства по охране озера Байкал.

В судебном заседании истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены исковые требования, просил обязать ООО «Лесмашэкспорт» освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> от отходов распиловки и строгания древесины (горбыля и опилок) на площади 42 351 кв.м.

В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора Данилов А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Лесмашэкспорт» Фридман Ю.А. с исковыми требованиями не согласился, в качестве возражений указал, что ООО «Лесмашэкспорт» обратилось в <данные изъяты> с заявлением о привидении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с Правилами землепользования и застройки <данные изъяты>. Изменен вид разрешенного использования земельного участка на «Складские площадки», который предполагает временное хранение, распределение и перевалку грузов на открытом воздухе. Также в связи с неправильным указанием в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового номера земельного участка: , данный договор аренды был вновь составлен за тем же номером и датой, но в нем был правильно указан кадастровый номер земельного участка: . Находящиеся на данном земельном участке отходы лесопиления, не являются таковыми отходами, а являются сырьем для последующей переработки в обрезной пиломатериал и производства биотоплива. Прокуратурой не представлены доказательства, что сырье является объектом негативного воздействия, не проведен токсический и количественный анализ почвы. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Лесмашэкспорт» и <данные изъяты>» заключен договор на оказание услуг по разработке технических условий на продукцию «Сырье древесное для производства биотоплива, оформление и регистрацию каталожного листа продукции». В соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ г. складируемые на участке остатки древесины от первичной переработки являются сырьем древесным для производства биотоплива. Древесное сырье не является токсичным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к нетоксичным веществам 4-го класса опасности. При формировании, хранении сырья исключается возможность загрязнения почвы вредными веществами в соответствии с требованиями нормативно правовых актов в области охраны окружающей среды. ООО «Лесмашэкспорт» получены приглашения на въезд в РФ двум иностранным технологам (КНР) для согласования, расчета мощностей и последующей установки оборудования по переработке сырья древесного, приобретены станки для переработки горбыля, уже запущен в работу приобретенный станок для производства обрезного пиломатериала и последующего производства биотоплива из находящегося на складах сырья, в течении следующего месяца планируется монтаж 2 линии производства обрезного пиломатериала, в ноябре 2021 г. - 3 линии переработки сырья. Часть сырья, находящегося на земельном участке, реализуется местному населению на безвозмездной основе. Также ООО «Лесмашэкспорт», в случае изъявления воли муниципальных образований, находящихся поблизости от производственной базы, обеспечивает сырьем котельные на предстоящий отопительный сезон. ООО «Лесмашэкспорт» принимает все необходимые противопожарные меры. На территории склада поставлен стационарный пост с круглосуточным наблюдением, снабженный огнетушителями. Территория земельного участка отграничена противопожарной минерализованной полосой. Также вокруг территории земельного участка установлен забор, ворота, произведена планировка участка. Горбыль упорядоченно уложен в технологические навалы с целью обеспечения подъезда транспорта для последующей погрузки. От <данные изъяты> поступили заявки на обеспечение малообеспеченных семей горбылем в качестве дров. За период май-июнь местное население было обеспечено дровами. С целью создания безотходного производства в 2022 году ООО «Лесмашэкспорт» намечены мероприятия по приобретению оборудования для производства биотоплива, его доставке, пусконаладочные работы. После чего в течение 3-х лет будет произведена очистка территории земельного участка с кадастровым номером: путем переработки ранее складированного сырья. Истцом не представлены какие-либо доказательства того, что результате хранения на земельном участке сырья в почве присутствуют химические соединения, радиоактивные элементы, патогенные организмы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, действия ООО «Лесмашэкспорт» не нарушают интересы неопределенного круга лиц, не нарушают конституционные права населения на благоприятную окружающую среду, не влекут за собой загрязнение природной среды и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований и.о. Северобайкальского природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о возложении обязательства на ООО «Лесмашэкспорт» освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес> от отходов распиловки и строгания древесины (горбыли и опилок) на площади 42 351 кв.м.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 45 ГПК РФ, поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, законных интересов неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду.

На XX сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию, проходившей со 2 по 7 декабря 1996 года в Мексике (г. Мерида), было принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в список участков всемирного природного наследия. В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по сохранению уникального природного объекта принят Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

В свою очередь, статьей 2 Закона об охране озера Байкал установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1). Буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации (пункт 2).

Согласно ч.1 ст. 6 Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, размещением отходов производства и потребления;

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.

В пределах буферной экологической зоны Байкальской природной территории находится территория поселка Новый Уоян Северо-Байкальского района Республики Бурятия.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

В соответствии в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 горбыль и опилки относятся к «отходам от распиловки и строгания древесины» - код - 3 05 200 00 00 0.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки на предмет соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Лесмашэкспорт» установлены нарушения в сфере обращения с отходами производства.

При осмотре арендованного ООО «Лесмашэкспорт» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>, установлено, что указанная территория ООО «Лесмашэкспорт» заполнена отходами лесопиления в виде опилок, горбыля, что подтверждено актом осмотра, фотографиями территории юридического лица, указанные отходы (опилки, горбыль) хранятся непосредственно на почве, данный земельный участок не имеет покрытия.

В подтверждение указанных фактов прокурор приложил к материалам дела представление в адрес ООО «Лесмашэкспорт» об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, а также ответ ООО «Лесмашэкспорт» на данное представление, согласно которому общество указало, что находящиеся на данном земельном участке отходы лесопиления, не являются как таковыми отходами, а являются сырьем для последующей переработки в обрезной пиломатериал и производства биотоплива, аналогичные доводы приведены представителем ответчика в судебном заседании в возражении на исковое заявление.

С учетом установленных по делу обстоятельств, согласно которым на территории ООО «Лесмашэкспорт», расположенной на арендованном ответчиком земельном участке, отходы от распиловки древесины (опилки, горбыль) накапливаются на открытой почве, при этом не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, в отсутствие специально оборудованной площадки для временного хранения отходов лесопиления, соответствующей установленным требованиям законодательства, с водонепроницаемым покрытием, в нарушение приведенных норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора в полном объеме, учитывая, что спорный земельный участок находится в пределах Байкальской природной территории, на которой запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в т.ч. химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, размещением отходов производства и потребления, что не соответствует приведенным нормам права: Закону об охране озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и ее сохранение.

Доводы ответчика о том, что стороной истца не проведен анализ почвы, не представлены доказательства присутствия в почве элементов, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, судом отклоняются, поскольку в силу ст. 13 ЗК РФ на арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства, согласно СанПиН 2.1.7.1322-03 поверхность хранящихся насыпью отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, по периметру площадки должна быть предусмотрена сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, а в соответствии со ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным.

Кроме того, в силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на «Складские площадки» и доводы ответчика, что «находящиеся на земельном участке отходы лесопиления, не являются таковыми отходами, а являются сырьем для последующей переработки», судом не принимаются во внимание, поскольку опилки и горбыль, относящиеся согласно классификатору отходов напротив относятся к таковым, находятся на открытой территории, накапливаются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, а специально оборудованная площадка для временного хранения отходов на территории отсутствует, что в данном случае является нарушением, при этом юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Напротив, материалами дела подтверждается, что ответчиком, выступающим заказчиком, был заключен с <данные изъяты> договор на оказание услуг по разработке технических условий на продукцию «Сырье древесное для производства биотоплива, оформление и регистрацию каталожного листа продукции».

Согласно разработанным по данному договору по заказу ООО «Лесмашэкспорт» и представленным ответчиком в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ древесное сырье относится к древесным отходам лесопильного производства IV класса опасности, получаемым в результате распиловки и измельчения древесины, выпускается в виде опилок и горбыля. При формировании, хранении топлива древесного должна исключаться возможность загрязнения почвы, водоемов вредными веществами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды.

При этом, доводы ответчика о планах по переработке в ближайшие годы древесных отходов в биотопливо и раздаче его населению в рамках настоящего спора с учетом основания и предмета иска правового значения не имеют и на выводы суда не влияют, также суд отмечает, что, напротив, вопреки несогласию с иском, ответчик высказывает в своих возражениях позицию о том, что с целью создания безотходного производства ООО «Лесмашэкспорт» намечены мероприятия по приобретению и установке оборудования, после чего будет произведена очистка территории земельного участка с кадастровым номером: .

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Суд полагает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в размере 6000 руб. на основании подпункта 3 пункта 1 ст.333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ООО «Лесмашэкспорт» освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, от отходов распиловки и строгания древесины (горбыля и опилок) на площади 42 351 кв.м.

Взыскать с ООО «Лесмашэкспорт» госпошлину в муниципальный бюджет в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.

Мотивированное решение суда составлено 18.08.2021 года.

Судья                                                                                                        А.И. Болдонов

2-691/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "ЛесМашЭкспорт"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Болдонов Алексей Игоревич
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Подготовка дела (собеседование)
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее