Дело № 2-218/2021
УИД 19RS0008-01-2021-000389-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Копьево 11 ноября 2021 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Южаковой М.Н.,
при секретаре Горбацевич Л.В.,
с участием заместителя прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Чистанова В.С.,
истца Морозова А.В.,
представителя ответчика Заевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова А.В. к Муниципальному казенному предприятию «... ЖКХ» о признании приказа незаконным, об обязании произвести расчет и оплате дней вынужденного прогула, взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Морозов А.В. обратился с иском к Муниципальному казенному предприятию «... ЖКХ» (МКП «... ЖКХ») о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, об обязании произвести расчет и оплате дней вынужденного прогула, взыскании морального вреда. Исковые требования мотивированы тем, что с ../../.. истец состоит в трудовых отношениях с Муниципальным казенным предприятием «... ЖКХ» (12.07.2019 года изменен тип предприятия муниципального унитарного на муниципальное казенное предприятие «... ЖКХ» на основании постановления администрации Копьевский поссовет №.. от ../../..) в должности разнорабочего, о чем имеется трудовой договор №.. от 18../../... Согласно приказу №.. от 14.09.2021 в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции C0VID-19 с ../../.. был отстранен от работы без сохранения заработной платы. Во исполнение приказа № 58-П от 23.07.2021 «Об организации проведения профилактических прививок в МКП «... ЖКХ» истец ../../.. посещал ГБУЗ РХ «... РБ» с целью проведения вакцинации против коронавирусной инфекции. Медицинским работником ГБУЗ РХ «... РБ» истцу было отказано в проведении вакцинации ввиду того, что он отказался подписывать документы о добровольной вакцинации, сославшись на п. 3 приказа №..-П от 23.07.2021. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> руб. Просил признать незаконным приказ №.. от 14.09.2021 об отстранении от работы, восстановить на работе в МКП «... ЖКХ» в должности ... с ../../.., обязать МКП «... ЖКХ» произвести расчет и оплатить дни вынужденного прогула, взыскать с МКП «... ЖКХ» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Определением суда от ../../.. года принят отказ истца Морозова А.В. от исковых требований к МКП «... ЖКХ» в части требования о восстановлении на работе, производство по гражданскому делу в этой части прекращено.
Определением суда от 18 октября 2021 года к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия и Государственная инспекция труда в Республике Хакасия в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
В судебном заседании истец Морозов А.В. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что с 22 октября 2021 года он допущен к работе, поскольку вакцинировался. В установленный работодателем срок он вакцинацию не прошел, поскольку не желал, это его личное убеждение, о чем сообщил работодателю.
Представитель ответчика Заева Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, в обоснование привела доводы, указанные в отзыве на иск, а именно, указала, что Морозов А.В. является работником МКП «... ЖКХ», то есть сотрудником организации сферы обслуживания. Приказом по предприятию Морозов А.В. был отстранен от работы в связи с не прохождением вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19. Руководителям предприятий, осуществляющим указанную деятельность, поручалось в срок до ../../.. представить в территориальные медицинские организации списки сотрудников для организации и проведения иммунизации по эпидемическим показаниям, в срок до ../../.. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до ../../.. - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. Для реализации указания Главного государственного санитарного врача по Республики Хакасия о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям постановлением главы ... поссовета №.. от ../../.. и приказом МКП «... ЖКХ» №..-П от 23.07.2021 на работников МКП «... ЖКХ» возложена обязанность вакцинации против новой коронавирусной инфекции в срок до ../../.. - первым компонентом вакцины, в срок до 31.08.2021 - вторым компонентом вакцины. Согласно п.4 приказа МКП «... ЖКХ», допуск к работе сотрудников МКП «... ЖКХ» возможен при наличии прививки или при наличии справки медицинского учреждения о медотводе. До указанного времени Морозов А.В. сведений подтверждающих вакцинацию, либо сведении об медотводе не представил. Поскольку работник МКП «... ЖКХ» Морозов А.В. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, был издал оспариваемый приказ №175 от 14.09.2021 об его отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения и невыплаты заработной платы. Трудовая функция Морозова А.В. не может выполняться дистанционно, поэтому работник не мог быть временно переведен на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ. Поскольку в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется по правилам ст.76 Трудового кодекса РФ, отстранение Морозова А.В. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, заработная плата ему не начислялась и требования о выплате заработной платы является незаконным. Оснований для компенсации морального вреда также не имеется.
На основании приказа от ../../.. №.. Морозов А.В. допущен к работе, поскольку вакцинировался.
Представители администрации Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия, Государственной инспекции труда в Республики Хакасия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия и Государственной инспекции труда в Республики Хакасия направили отзывы на исковое заявление, согласно которым считают действия работодателя законными, а требования истца необоснованными.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение заместителя прокурора Чистанова В.С., который считал, что исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме, поскольку действия работодателя являются законными, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такие права закреплены в ч.2 ст.21 Конституции РФ.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Как установлено ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии со ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Данное правило введено ст.237 ТК РФ.
Судом установлено, что Морозов А.В. является работником жилищно-коммунального хозяйства.
../../.. между работодателем МКП «... ЖКХ» и Морозовым А.В. был заключен трудовой договор №.., в соответствии с которым истец был принят на должность разнорабочего.
14../../.. приказом №.. МКП «... ЖКХ» Морозов А.В. отстранен от работы дворника, в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с ../../.. года и до момента ее прохождения. На весь период отстранения не начислять заработную плату.
Основанием для издания приказа об отстранение от работы явились: пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановление Правительства российской Федерации от 15.07.1999 №825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказ Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, постановление администрации ... поссовета №.. от ../../.. «Об организации проведения профилактических прививок на территории Орджоникидзевского района РХ», приказ по МКП «... ЖКХ» №..-П от 23.07.2021 «Об организации проведения профилактических прививок в МКП «... ЖКХ»
../../.. Морозов А.В. был ознакомлен с приказом об отстранении от работы.
Согласно постановлению главы ... поссовета №.. от ../../.. «Об организации проведения профилактических прививок на территории Орджоникидзевского района РХ» и приказу по МКП «... ЖКХ» №..-П от ../../.. «Об организации проведения профилактических прививок в МКП «... ЖКХ», работники МКП «... ЖКХ» в срок до ../../.. обязаны привиться первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции и в срок до 31.08.2021 – вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, будут отстранены от работы без сохранения заработной платы работники МКП «... ЖКХ», отказавшиеся от профилактической прививки против коронавирусной инфекции с 1.08.2021 на период эпиднеблагополучия, допускаются к работе сотрудники МКП «... ЖКХ», имеющие прививку от коронавирусной инфекции или справку медицинской организации о невозможности проведения прививки (медотвод).
С приказом №.. от ../../.. Алексеев А.С. ознакомлен ../../...
Из докладной записки инспектора отдела кадров ШЛИ от ../../.. следует, что ... Морозов А.В., который при выполнение своих должностных обязанностей имеет прямой контакт с жителями поселка, сведения о прививке либо наличии медотвода не предоставил, выразил в устной форме отказ от вакцинации.
../../.. года был составлен акт об отказе от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19, согласно которому на период ../../.. ... Морозов А.В. не предоставил в отдел кадров МКП «... ЖКХ» медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции COVID-19, а также медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для вакцинации, Морозов А.В. выразил отказ от прохождения указанной вакцинации.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменения и дополнениями) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изменениями и дополнениями).
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Хакасия на территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Статьей 9 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Также Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, изложена в следующей редакции: «К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия (пункт 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID- 19 Минздравом РФ внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ, статья 1 Федерального закона № 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.
Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ).
27 июня 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия принято Постановление № 8 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в пункте 1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации:
1.1 работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; транспорта общего пользования, транспорта для перевозки работников организаций и предприятий, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); детских игровых комнат, детских развлекательных центров, лагерей с дневным пребыванием, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, концертных залов; массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
1.2 государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Республике Хакасия, муниципальным служащим городских округов и муниципальных районов Республики Хакасия, работникам органов власти Республики Хакасия и подведомственных им организаций.
Постановление № 8 размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ, на сайте «Российской газеты», на официальном сайте Правительства РХ, в социальных сетях, направлено в органы исполнительной власти РХ, главам городских округов и муниципальных районов РХ.
Статьями 10,11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Во исполнение указанного Постановления Главного государственного санитарного врача по РХ работодателем директором МКП «... ЖКХ» доведено до сведения, под роспись, ... Морозову А.В. об обязании пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19 первым компонентном вакцины в срок до 31.07.2021, вакцинацию вторым компонентом вакцины необходимо сделать в срок до ../../... Разъяснено право и основания об отказе от прививки, в случае медицинских противопоказаний к прививке от коронавируса, а также о наличии в соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ оснований для отстранения лиц, не прошедших вакцинацию.
Суд вопреки доводам истца расценивает такое уведомление не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, что и было сделано истцом.
МУП «... ЖКХ» не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением № 8 Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27 июня 2021 года устанавливалась ее обязательность для всех работников. Поручение работодателю организовать до 31 июля 2021 года проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной не менее 60% от общей численности работников было дано с тем, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающие в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.
Ознакомившись с уведомлением, Морозов А.В. сообщил работодателю об отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.
Вместе с тем, часть 2 указанной статьи предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 (в редакции от 24 декабря 2014 года). Истец указывал, что выполняемая им работа в указанный перечень не входит.
Однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9.12.2020 №1307н.
Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона № 53-ФЗ. Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CoVlD-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Поскольку работник Морозов А.В. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель издал оспариваемый приказ от ../../.. №.. об его отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения и невыплаты заработной платы.
Суд приходит к выводу, что указанный приказ об отстранении от работы при отказе вакцинироваться от COVID-19 является законным и отмене не подлежит.
Трудовая функция Морозова А.В. не может выполняться дистанционно, поэтому работник не может быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.
В настоящее время в Республике Хакасия режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, что указывает в своем отзыве представитель Управления Роспотребнадзора по РХ.
За время отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата по общему правилу работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Кроме того, этот период не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).
Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст.76 Трудового кодекса РФ, отстранение Алексеева А.С. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, МКП «... ЖКХ» обоснованно с ../../.. года до допуска к работе не должно начислять и выплачивать Морозову А.В. заработную плату.
Требование Морозова А.В. обязать ответчика произвести расчет и оплатить дни вынужденного прогула является неправомерным и удовлетворению не подлежит.
Поскольку судом не установлены факты нарушения трудовых прав Морозова А.В. задержек выплаты ему заработной платы, оснований для возложения на ответчика ответственности по ст.236, 237 Трудового кодекса РФ в виде компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, не имеется.
Перенесенные истцом нравственные и физические страдания в связи с отстранением его от работы не подлежат компенсации в денежном выражении, поскольку в судебном разбирательстве не установлены виновные действия ответчика, повлекшие такие страдания.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Морозова А.В. к Муниципальному казенному предприятию «... ЖКХ» - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2021 года.
Председательствующий М.Н.Южакова