Решение по делу № 2а-5771/2020 от 30.06.2020

Дело Уа-5771/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

с участием административного ответчика Лошкарева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска к Лошкареву И.А. о взыскании штрафа, страховых взносов, пени,

У С Т А Н О В И Л :

ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя требования тем, что Лошкарев И.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность ИП прекращена 13 октября 2015 года. 23 октября 2015 года ответчиком в налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014-2015 год. При принятии представленной ответчиком декларации, налоговым органом установлено, в нарушение п.1 ст. 228 НК РФ, Лошкаревым И.А. несвоевременно была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014-2015 год. За несвоевременное представление налоговой деклараций в налоговый орган Лошкарев И.А. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. 24 марта 2016 года налоговой инспекцией вынесены решения № 875 и № 876 о привлечении Лошкарева И.А. к налоговой ответственности. 13 мая 2016 года вынесены требования об уплате штрафа № 1625 И № 1626, однако до настоящего времени сумма штрафа Лошкаревым И.А. не уплачена. Кроме того, ответчик в силу п. 2 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов и обязан был правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. За 2015 год неуплаченная сумма страхового взноса на ОМС составила 2865,51 рублей. В связи с отсутствием добровольной уплаты взыскиваемых сумм Лошкареву И.А. выставлены требования № 205S01160325585 от 09.12.2016 года, № 70570 от 06.07.2017 года, № 74127 от 04.08.2017 года, № 13737 от 06.12.2017 года, в которых предлагалось погасить в добровольном порядке задолженность как работодателя по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 года в сумме 3050 рублей 93 коп., страховой взнос на ОМС за 2015 год в размере 2865 рублей 51 коп., однако до настоящего времени сумма задолженности Лошкаревым И.А. не уплачена. 27 сентября 2018 года ИФНС обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности. 29 октября 2018 года мировым судьей судебного участка № 70 вынесен судебный приказ на взыскание недоимки по штрафу. 03 февраля 2019 года мировым судьей судебного участка № 70 данный судебный приказ был отменен. До настоящего времени задолженность по штрафу и пени не погашена, в связи с чем, просит взыскать с ответчика задолженность по штрафу в размере 2000 рублей, задолженность по страховым взносам на ОМС за 2015 год в размере 2865 рублей 51 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 3050 рублей 93 коп..

В судебное заседание представитель административного истца Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказанной корреспонденцией, суду представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Лошкарев И.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав объяснения ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются адвокаты, которые в силу п. 2 ст. 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).

Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона.

На основании ч. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из ч. 3 ст. 18 Закона о страховых взносах, при неисполнении плательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате страховых взносов, их взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст. 21 Закона о страховых взносах предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч. 1).

Согласно ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.п. 4 п.1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами.

Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Исходя из п.1 ст. 72 Налогового кодекса РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней.

В силу ч. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В абз. 2 данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Лошкарев И.А. с 16 марта 2005 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов, деятельность которого прекращена 13 октября 2015 года в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 5-7).

Лошкарев И.А., являясь индивидуальным предпринимателем, обязан был предоставить в налоговую инспекцию налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 и 2015 годы.

Вместе с тем, налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014-2015 годы, представлены ответчиком в налоговый орган, в нарушение п.1 ст. 228 НК РФ – 23 октября 2015 года (л.д. 8-12, 13-16), в связи с чем, 24 марта 2016 года налоговой инспекцией вынесены решения № 875 и № 876 о привлечении Лошкарева И.А. к налоговой ответственности (л.д. 17-18, 19--22).

В адрес Лошкарева И.А. налоговым органом направлены требования №1625 от 13.05.2016 года и № 1626 от 13.05.2016 года, об уплате штрафа в размере 1000 рублей по каждому требованию, со сроком уплаты до 02 июня 2016 года (л.д. 23, 24).

Кроме того, за 2015 год, неуплаченная сумма страхового взноса ответчика на ОМС составила 2865,51 рублей.

В связи с отсутствием добровольной уплаты взыскиваемых сумм, Лошкареву И.А. выставлены требования № 205S01160325585 от 09.12.2016 года со сроком уплаты до 19 декабря 2016 года на сумму 13709,37 рублей, № 70570 от 06.07.2017 года, № 74127 от 04.08.2017 года, № 13737 от 06.12.2017 года, в которых предлагалось погасить в добровольном порядке задолженность как работодателя по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС в ФФОМС до 01.01.2017 года в сумме 3050 рублей 93 коп., страховой взнос на ОМС за 2015 год в размере 2865 рублей 51 коп..

Поскольку в добровольном порядке задолженность по страховым взносам, пени и штрафу административным ответчиком погашена не была, 24 октября 2018 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Лошкарева И.А. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц, а также штрафа в размере 2 000 рублей, который был вынесен 29 октября 2019 года.

При этом, поскольку по требованию от 09.12.2016 года сумма пени по страховым взносам превысила 3000 рублей, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании штрафа, налоговый орган должен был обратиться в суд не позднее 19 июня 2017 года, тогда как, заявление подано 24 октября 2018 года, по истечении установленного шестимесячного срока.

03 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 70 в Октябрьском районе г. Красноярска, в связи с несогласием Лошкарева И.А. с вынесенным судебным приказом, определением судебный приказ был отменен.

Несмотря на то, что настоящее административное исковое заявление поступило в суд в течение шестимесячного срока, предусмотренного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации после отмены судебного приказа, однако, как установлено в судебном заседании, само заявление о выдаче судебного приказа было предъявлено в суд по истечении шестимесячного срока.

Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом срока на обращение в суд, своевременность обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом не представлено.

Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд при подаче заявления о вынесении судебного приказа административным истцом не представлено, ходатайство о восстановлении указанного срока в силу уважительных причин не заявлено.

Более того, суд учитывает, что административный истец является органом контроля, обладающим властными полномочиями, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Доказательств того, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска была лишена возможности своевременно обратиться к мировому судье, не представлено. Своевременное обращение с настоящим административным иском в суд не является основанием для утверждения о том, что пресекательные сроки, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не пропущены.

Таким образом, несоблюдение Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска установленных налоговым законодательством сроков взыскания обязательных платежей, является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований в части взыскания штрафа за несвоевременное предоставление налоговых деклараций.

Разрешая административные исковые требования о взыскании с Лошкарева И.А. задолженности по страховым взносам на ОМС за 2015 год в размере 2865 рублей 51 коп. и пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 года за в сумме 3050 рублей 93 коп., суд приходит к выводу о их необоснованности.

Поскольку пени начислены на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за периоды до 01 января 2017 года, то есть, недоимка образовалась до 01 января 2017 года, при этом, поскольку начисленные пени на недоимку по страховым взносам имели место за расчетный период, истекший до 01 января 2017 года, страховые взносы являются безнадежными к взысканию и подлежат списанию, а пени на указанную недоимку начислены необоснованно.

При указанных обстоятельствах суд полагает необходимым отказать в удовлетворения административных исковых требований Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Лошкареву И.А. о взыскании пени по страховым взносам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска к Лошкареву И.А. о взыскании штрафа, страховых взносов, пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

2а-5771/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска
Ответчики
Лошкарев Игорь Анатольевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Судья
Федоренко Л.В.
Дело на странице суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
30.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее