№ 2-1229/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Арсеньев 21 ноября 2016 года
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Понуровского В.Н., при секретаре Емельяновой Ю.О.
с участием помощника прокурора г. Арсеньева Юриковой А.В., представителя ответчика Карболиной Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЖилКомплекс» о возложение обязанности обеспечить оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов и ввести их в эксплуатацию,
установил:
Прокурор г. Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Арсеньевский городской суд с вышеназванным иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЖилКомплекс» (далее – ООО УК «ЖилКомплекс»), указав в обоснование, что при проведении прокуратурой города проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке к отопительному сезону 2016-2017 года в деятельности ООО УК «ЖилКомплекс» установлено, что в многоквартирных домах № 3, 9, 27 по ул. 25 лет Арсеньеву, № 31, 41, 47, 49 по ул. Жуковского, № 1 по пер. Ирьянова, № 5/1, 74/1 по ул. Ломоносова, № 7 по ул. Октябрьской, № 1, 3, 4/1, 7, 11, 12, 14, 16 по ул. Островского в г. Арсеньеве, обслуживаемыми «ЖилКомплекс», не установлен общедомовой прибор учёта холодной воды, в доме № 81 по ул. Садовая в г. Арсеньеве не установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии. В соответствии с действующим законодательством независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учёта используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергоснабжении. С учётом изложенного просит возложить на ООО УК «ЖилКомплекс» обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов № 3, 9, 27 по ул. 25 лет Арсеньеву, № 31, 41, 47, 49 по ул. Жуковского, № 1 по пер. Ирьянова, № 5/1, 74/1 по ул. Ломоносова, № 7 по ул. Октябрьской, № 1, 3, 4/1, 7, 11, 12, 14, 16 по ул. Островского в г. Арсеньеве, общедомовым прибором учёта холодной воды и ввести его в эксплуатацию до 01.09.2017 года, возложить на ООО УК «ЖилКомплекс» обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома № 81 по ул. Садовая в г. Арсеньеве общедомовым прибором учёта электрической энергии и ввести его в эксплуатацию до 01.09.2017г.
В судебном заседании помощник прокурора г. Арсеньева Юрикова А.В. исковые требования поддержала, уточнив их просила не возлагать на ответчика обязанность по обеспечению оснащения многоквартирного дома № 81 по ул. Садовая в г. Арсеньеве общедомовым прибором учёта электрической энергии, поскольку указанный дом ООО УК «ЖилКомплекс» не обслуживает, в остальной части требования иска просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Карболина Н.Д., возражала против удовлетворения требований иска, в письменном возражении указала, что ООО УК «ЖилКомплекс» управляет многоквартирными домами на основании полученной лицензии и договоров управления, заключённых с собственниками помещений. Согласно договора управления определён перечень работ и услуг, которые управляющая компания обязана выполнить. Планы работ ежегодно утверждаются собственниками помещений на собраниях. Управляющая компания выполняет условия ч.2. ст. 162 ЖК РФ согласно которой по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Считает, что на сегодняшний день Законодательство не содержит прямых положений, обязывающих организацию, управляющую многоквартирным домом устанавливать общедомовые приборы учёта энергетических ресурсов. Пункт 11.1. Правил содержания общего имущества даёт ссылку на то, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Установка общедомовых приборов учёта не входит в минимальный перечень работ и услуг. п.п. 6 п. 1 ст. 166 ЖК РФ работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) отнесены к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 6 приложения № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. установка приборов учёта расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, производится при капитальном ремонте жилищного фонда. Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов и узлов управления (тепловой электрической энергии, горячей и холодной воды, газа относится к работам по капитальному ремонту (п.п. 6 п. 3 ст. 15). Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке главы 18 ЖК РФ. На многоквартирных домах, где собственниками помещений приняты решения по установке общедомовых приборов учёта, ООО УК «ЖилКомплекс» приняты меры по их установке, введению в эксплуатацию, производится ежемесячное их техническое обслуживание, снятие показаний, своевременная их поверка. Требование об установке ОПУ на остальные многоквартирные дома от собственников помещений не поступало. Считает, что обязанность УК по вопросу установки общедомового прибора учёта определена в п.п. «с» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (в ред. на 29.06.2016г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которая выражена в обеспечении установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (Далее — ОПУ), соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. УК обязана подчиниться указанному решению, а именно заключить договор со специализированной организацией по установке ОПУ, а в случае невыполнения решения собственников спустя трёх месяцев с даты его принятия, наступает ответственность, определённая п. 6.1 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.... », утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491. Принудительная установка ОПУ предусмотрена п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (Далее - № 261). Обязанность возложена на собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (МКД) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОПУ) холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа. В том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили установку ОПУ до 1 июля 2012 года, такая установка осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, возникает обязанность ресурсоснабжающей организации по установке в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учета, а не УК. Подтверждением того, что принудительная установка ОПУ возложена на ресурсоснабжающую организацию является Проект федерального закона « О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части уточнения полномочий органов жилищного надзора, подготовленный Минстроем России. В связи с тем, что осуществляющий региональный государственный жилищный надзор орган исполнительной власти субъекта Федерации не имеет полномочий привлекать ресурсоснабжающие организации к ответственности за отказ от выполнения таких работ и услуг. В соответствии со статьёй 23.48 КоАП полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел о таких административных правонарушениях возложены на ФАС России. В целях повышения эффективности государственного жилищного надзора за соблюдением требований к оснащённости помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов законопроектом предлагается передать эти полномочия органам жилищного надзора полномочий по рассмотрению административных дел в этой сфере. Истец в исковом заявлении сделал ссылку на п. 6 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утверждённый Постановлением Правительства от 18.08.2010г. № 288-па. Но в указанном пункте отсутствует данное условие. А в обязательном перечне в п. 7 по установке общедомового (коллективного) прибора учёта потребления холодного водоснабжения указано на ограничение, т.е за исключением установки ОПУ в многоквартирных домах, в которых подлежит проведение капитального ремонта до 01.01.2013г. В указанных домах по ул. 25 лет Арсеньеву, № № 3,9,27; по ул. Жуковского, № 31,41,47,49; по ул. Островского, № № 1,3,7,11,4/1,12,14,16; по ул. Октябрьская, № 7; по ул. Ломоносова, № № 5/1,74/1; капитальный ремонт трубопровода холодного водоснабжения до 01.01.2013 года не проводился. В Доме № 1 по переулку Ирьянова собственники провели собрание 29.09.2016г. по вопросу установки и ввода в эксплуатацию прибора учёта холодного водоснабжения ( договор управления с этим домом заключен 01.06.2016г.) Согласно ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально — культурного назначения» срок службы трубопроводов холодной воды до проведения капитального ремонта составляет 15 лет. Срок службы домов в указанном перечне составляет от 30 до 40 лет. Ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда от 28.09.2010 г. № 6464/10 (Далее - Постановление) несостоятельна, так как в Постановлении указано на обязательность выполнения общеобязательных правил и технических регламентов, что ООО УК «ЖилКомплекс» выполняет. ООО УК «ЖилКомплекс» не нарушает жилищных прав граждан. ООО УК «ЖилКомплекс» управляя многоквартирными домами, согласно заключённых договоров управления ежегодно предоставляет предложения собственникам помещений по установке общедомовых приборов учёта. Прилагаемые протоколы собраний и предложения по повышению энергоэффективности домов подтверждают это. Собственники помещений МКД вправе самостоятельно провести общее собрание и принять решение по установке ОПУ. При таком условии УК обязана будет выполнить п.п. «с» п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (в ред. на 29.06.2016г.). На сегодня собственниками приняты решения о том, что до проведения капитального ремонта ОПУ не устанавливать по причине отсутствия технической возможности. Данная техническая возможность в настоящий момент отсутствует, так как трубопроводы сильно изношены, покрыты коррозией, сильно зашлакованы, требуется капитальный ремонт сетей. В исковом заявлении прокурор ссылается на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, но граждане не обращались в УК по вопросу установки общедомового прибора учёта холодного водоснабжения, к исковому заявлению также не приложены соответствующие требования от граждан на нарушение их прав. В исковое заявление включен в дом № 81 по ул. Садовая в г. Арсеньеве, не входящий под управление ООО УК «ЖилКомплекс».
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, помощника прокурора г. Арсеньева, суд считает исковые требования прокурора г. Арсеньева к ООО УК «ЖилКомплекс» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в многоквартирных домах № № 3, 9, 27 по ул. 25 лет Арсеньеву, № 31, 41, 47, 49 по ул. Жуковского, № 1 по пер. Ирьянова, № 5/1, 74/1 по ул. Ломоносова, № 7 по ул. Октябрьской, № 1, 3, 4/1, 7, 11, 12, 14, 16 по ул. Островского в г. Арсеньеве Приморского края не установлены общедомовые приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов, а именно холодного водоснабжения.
Согласно договорам управления многоквартирными домами ответственным лицом за содержание общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов является ООО УК «ЖилКомплекс», которое согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.09.2016 зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2011 года.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства.
На основании части 1 статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 указанного Закона от 23.11.2009, частью 4 ст. 39 Жилищного кодекса РФ потребители энергоресурсов обязаны вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Постановлением администрации Приморского края от 18.08.2010 № 288-па утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Указанным Перечнем предусмотрена обязанность ответственного лица по установке общедомового (коллективного) прибора учёта потребления холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту «б», подпункту «ж» пункта 10, пункту «к» пункта 11, подпункту «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учёта) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Пунктом 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009, пунктом 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учёта используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. В случае невыполнения данных требований закона, оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учёта.
Следовательно, обязанность по установке общедомового прибора учёта в многоквартирном жилом доме лежит на домоуправляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, либо собственниках, если ими избран способ управления домом посредством образования ТСЖ.
Поэтому доводы представителя ответчика Карболиной Н.Д. о том, что обязанность по обеспечению и оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета холодной воды лежит на ресурсоснабжающей организации признается несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Обязанность по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения, прямо возложена на ответственное за содержание многоквартирного дома лицо, или на собственников помещений в многоквартирном доме при их непосредственном управлении (часть 4 статьи 12 Федеральный закон № 261-ФЗ).
Таким образом, законодательством предусмотрено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, и обязанность по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учёта потребляемых коммунальных ресурсов возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, т.е. на ответчика.
Однако ответчиком данная обязанность не исполнена, не приняты необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в результате чего нарушаются права и законные интересы собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, поскольку управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Судом не могут быть приняты в качестве доказательства отсутствия технической возможности по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета холодной воды, акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, поскольку представленные акты составлены не экспертным учреждением, а заинтересованной стороной, и не могут быть приняты судом в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЖилКомплекс» о возложении обязанности обеспечить оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов и ввести их в эксплуатацию удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «ЖилКомплекс» обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов № 3, 9, 27 по ул. 25 лет Арсеньеву, № 31, 41, 47, 49 по ул. Жуковского, № 1 по пер. Ирьянова, № 5/1, 74/1 по ул. Ломоносова, № 7 по ул. Октябрьской, № 1, 3, 4/1, 7, 11, 12, 14, 16 по ул. Островского в г. Арсеньеве общедомовыми приборами учета холодной воды и ввести их в эксплуатацию до 01.09.2017г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Понуровский В.Н.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 25.11.2016г.