Решение по делу № 33-9499/2019 от 06.08.2019

Судья Шатуленко И.В.

Дело №33-9499 11 сентября 2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Стрельцова А.С., при секретаре Шумилиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе Поповой Елены Анатольевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 июня 2019 г., которым постановлено:

«Исковые требования Поповой Елены Анатольевны, предъявленные к Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным и отмене решения об исключении из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в 2019 году, оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края в котором просила о признании незаконным решения об исключении из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.

В обоснование иска указала, что 22.01.2019 ее семьей был представлен пакет документов для получения социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья. После подсчетов, принадлежащих ей на праве собственности всех жилых помещений: 41,0 м2+9,74 м2=50,74 м2, было принято решение об исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Были произведены замеры жилой площади по адресу: ****, в ЕГРН внесены сведения о площади 38,6 м2 вместо 41,0 м2. С учетом уточнений просила суд признать незаконным и отменить решение Управления культуры администрации города Соликамска об исключении её семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в 2019 году.

В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных требований настывала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного судом решения, указывая на обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Настаивает на том, что точная характеристика объекта недвижимости была зафиксирована в техническом плане, а не в правоустанавливающих документах. Согласно техническому плану площадь квартиры **** составляет 38,6 кв.м., что влечет за собой необеспеченность семьи истца жилыми помещения согласно учетной норме.

В отзыве на жалобу представитель администрации г.Соликамска полагает доводы истца не влекущими отмену решения суда.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6 Правил).

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п аналогичен по своему содержанию указанному выше нормативному акту.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 утверждена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Попова (добрачная фамилия – Шишкоедова) Е.А. является матерью несовершеннолетних детей: сына – П2., ** года рождения, сына – П4., ** года рождения, дочери – П3., ** года рождения, что подтверждается копиям свидетельств о рождении детей.(л.д. 21-22)

С 13 октября 2006 года истица Попова Е.А. состоит в зарегистрированном браке с П1., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 30).

26 марта 2012 года семья Поповой Е.А.. представила пакет документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».

На основании справки администрации Половодовского сельского поселения № ** семья Поповой Е.А. в составе четырех человек: Поповой Е.А., супруга - П1., сына – П2., дочери – П3. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Семья Поповой Е.А. с 06 апреля 2012 года являлась потенциальной участницей подпрограммы на территории Соликамского муниципального района в составе четырех человек, претендентом на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья на территории г. Соликамска.

16.03.2016 у Поповой Е.А. родился сын – П4., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 21)

На момент включения в число участников подпрограммы семья Поповой Е.А. в составе четырех человек была зарегистрирована и проживала в квартире общей площадью 41 кв.м., расположенной по адресу: ****, принадлежащей на праве общей совместной собственности истице и её супругу – П1. (л.д. 5, 27-29, 40) Всего в указанной квартире было зарегистрировано 4 человека: Попова Е.А., П1., несовершеннолетние П2., П3. Также Попова Е.А. с 15.09.2005 имеет в собственности 1/7 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенном по адресу: ****, общей площадью 68, 2 кв.м., при этом приходящаяся на неё доля составляла 9,74 кв.м. общей площади (68,2 кв.м. : 7), что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 23-25)

Соответственно, на каждого члена семьи Поповой Е.А. приходилось по 12,68 кв.м. (41 кв.м. + 9,74 кв.м.) : 4), что превышало как учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска от 25.02.2011 № 249-па в размере 12 кв.м. на одного члена семьи, так и учетную норму, утвержденную постановлением главы г. Соликамска от 31.03.2006 № 581 и установленную в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и являвшуюся нормой признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры администрации г. Соликамска была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

22.01.2019 семья Поповой Е.А. представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», в связи с включением в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.

Согласно письму отдела по жилищной политике от 31.01.2019 № 43 «О рассмотрении документов» семья Поповой Е.А. в составе пяти человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. ст.51,31,53 Жилищного кодекса РФ.

01.02.2019 Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение, оформленное протоколом комиссии № 11 об исключении молодой семьи Поповой Е.А. в составе пяти человек (супруга П1., супруги Поповой Е.А., несовершеннолетних П2., П3., П4.) из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.2, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. об утверждении Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что на момент принятия оспариваемого решения истицей не были представлены бесспорные доказательства, содержащие достоверную информацию о том, что площадь жилого помещения по адресу: ****, составляет 38,6 кв.м. Из информации, содержащейся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.12.2018, объективно следовало, что общая площадь данной квартиры составляет 41,0 кв.м., а общая площадь помещений, находящихся в пользовании семьи составила 50,74 кв.м., в связи с чем истец не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении и подлежала снятию с учета.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что расчет общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника целевой программы был произведен неправильно, т.к. на дату обращения с заявлением члены молодой семьи имели в пользовании и были зарегистрированы в жилых помещениях общая площадь которых в расчете на каждого члена семьи была менее учетной нормы.

Данные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Они не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, либо о существенном нарушении им норм процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства. При этом в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника, указывал на то, что достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.

Таким образом, для решения вопроса о том, имеет ли семья истцов право на постановку на учет в рамках целевой программы, следует определить жилищную обеспеченность семьи истцов с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них жилые помещения.

При установлении факта нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, суд правомерно исходил из того обстоятельства, что членам семьи истца принадлежит жилые помещение по адресу: **** и 1/7 доля в праве на помещение по адресу: ****, общей площадью 68,2 кв.м. Соответственно, при составе семьи 5 человек площадь занимаемого семьей жилья составляла более учетной нормы на одного человека, что свидетельствовало об отсутствии оснований для постановки на жилищный учет.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 2, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п.2 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Таким образом, в противоречии с доводами жалобы площадь помещения подлежит отражению в правоустанавливающих документах и ЕГРП. И независимо от фактической площади помещения и его переустройства (переоборудования) истцом органы местного самоуправления, до внесения в ЕГРН сведений об изменении характеристик объекта должны были руководствоваться зарегистрированными сведениями об объекте недвижимости.

Поскольку из представленных в орган местного самоуправления сведений следовало, что площадь занимаемых семьей истца помещений превышает учетную норму, последующее внесение изменений в ЕГРН не свидетельствует о необоснованности или незаконности выводов уполномоченного лица.

В связи с этим, доводы истца о том, что фактическая площадь жилого помещения на момент обращения была меньше учетной нормы были обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку из представленных уполномоченному органу документов – договора купли-продажи от 12.02.2009., свидетельства о регистрации права собственности, а также истребованных выписок из ЕГРН, однозначно следовало, что площадь занимаемой членами семьи истца квартиры по адресу: **** составляет 41 кв.м.

Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции заявителя в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом рассмотрены, судебная коллегия не находит оснований для иных выводов, всем доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Поповой Елены Анатольевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 июня 2019 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9499/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Елена Анатольевна
Ответчики
Управление культуры администрации г. Соликамска
Другие
Попова Полина Игоревна
Администрация г. Солмкамска
Попов Игорь Евгеньевич
Попов Егор Игоревич
Попов Анатолий Игоревич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Симонова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
11.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее