Судья Шатуленко И.В.
Дело №33-9499 11 сентября 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Стрельцова А.С., при секретаре Шумилиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе Поповой Елены Анатольевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 июня 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Поповой Елены Анатольевны, предъявленные к Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края о признании незаконным и отмене решения об исключении из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в 2019 году, оставить без удовлетворения.»
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению культуры администрации города Соликамска Пермского края в котором просила о признании незаконным решения об исключении из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.
В обоснование иска указала, что 22.01.2019 ее семьей был представлен пакет документов для получения социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья. После подсчетов, принадлежащих ей на праве собственности всех жилых помещений: 41,0 м2+9,74 м2=50,74 м2, было принято решение об исключении из списков участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Были произведены замеры жилой площади по адресу: ****, в ЕГРН внесены сведения о площади 38,6 м2 вместо 41,0 м2. С учетом уточнений просила суд признать незаконным и отменить решение Управления культуры администрации города Соликамска об исключении её семьи из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья в 2019 году.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных требований настывала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, были извещены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного судом решения, указывая на обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Настаивает на том, что точная характеристика объекта недвижимости была зафиксирована в техническом плане, а не в правоустанавливающих документах. Согласно техническому плану площадь квартиры **** составляет 38,6 кв.м., что влечет за собой необеспеченность семьи истца жилыми помещения согласно учетной норме.
В отзыве на жалобу представитель администрации г.Соликамска полагает доводы истца не влекущими отмену решения суда.
Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в рамках которой утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6 Правил).
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 года № 215-п аналогичен по своему содержанию указанному выше нормативному акту.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Постановлением администрации г. Соликамска № 979-па от 30.05.2014 утверждена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, Попова (добрачная фамилия – Шишкоедова) Е.А. является матерью несовершеннолетних детей: сына – П2., ** года рождения, сына – П4., ** года рождения, дочери – П3., ** года рождения, что подтверждается копиям свидетельств о рождении детей.(л.д. 21-22)
С 13 октября 2006 года истица Попова Е.А. состоит в зарегистрированном браке с П1., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 30).
26 марта 2012 года семья Поповой Е.А.. представила пакет документов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе».
На основании справки администрации Половодовского сельского поселения № ** семья Поповой Е.А. в составе четырех человек: Поповой Е.А., супруга - П1., сына – П2., дочери – П3. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Семья Поповой Е.А. с 06 апреля 2012 года являлась потенциальной участницей подпрограммы на территории Соликамского муниципального района в составе четырех человек, претендентом на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной стоимости жилья на территории г. Соликамска.
16.03.2016 у Поповой Е.А. родился сын – П4., что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 21)
На момент включения в число участников подпрограммы семья Поповой Е.А. в составе четырех человек была зарегистрирована и проживала в квартире общей площадью 41 кв.м., расположенной по адресу: ****, принадлежащей на праве общей совместной собственности истице и её супругу – П1. (л.д. 5, 27-29, 40) Всего в указанной квартире было зарегистрировано 4 человека: Попова Е.А., П1., несовершеннолетние П2., П3. Также Попова Е.А. с 15.09.2005 имеет в собственности 1/7 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенном по адресу: ****, общей площадью 68, 2 кв.м., при этом приходящаяся на неё доля составляла 9,74 кв.м. общей площади (68,2 кв.м. : 7), что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 23-25)
Соответственно, на каждого члена семьи Поповой Е.А. приходилось по 12,68 кв.м. (41 кв.м. + 9,74 кв.м.) : 4), что превышало как учетную норму, утвержденную постановлением администрации г. Соликамска от 25.02.2011 № 249-па в размере 12 кв.м. на одного члена семьи, так и учетную норму, утвержденную постановлением главы г. Соликамска от 31.03.2006 № 581 и установленную в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и являвшуюся нормой признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании письма Министерства социального развития Пермского края № СЭД-33-05- 58-1052 от 29.12.2017 г. «О необходимости проведения перерегистрации граждан» Управлением культуры администрации г. Соликамска была организована перерегистрация семей, состоящих на учете в качестве молодых семей, для подтверждения обоснованности нахождения семей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
22.01.2019 семья Поповой Е.А. представила пакет документов для подтверждения обоснованности нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Соликамском городском округе», в связи с включением в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.
Согласно письму отдела по жилищной политике от 31.01.2019 № 43 «О рассмотрении документов» семья Поповой Е.А. в составе пяти человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. ст.51,31,53 Жилищного кодекса РФ.
01.02.2019 Управлением культуры администрации г. Соликамска Пермского края было принято решение, оформленное протоколом комиссии № 11 об исключении молодой семьи Поповой Е.А. в составе пяти человек (супруга П1., супруги Поповой Е.А., несовершеннолетних П2., П3., П4.) из списка потенциальных участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п, исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году, отказе в предоставлении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.2, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 г. об утверждении Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", Постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 26.12.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что на момент принятия оспариваемого решения истицей не были представлены бесспорные доказательства, содержащие достоверную информацию о том, что площадь жилого помещения по адресу: ****, составляет 38,6 кв.м. Из информации, содержащейся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.12.2018, объективно следовало, что общая площадь данной квартиры составляет 41,0 кв.м., а общая площадь помещений, находящихся в пользовании семьи составила 50,74 кв.м., в связи с чем истец не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении и подлежала снятию с учета.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что расчет общей площади жилья на одного члена семьи - потенциального участника целевой программы был произведен неправильно, т.к. на дату обращения с заявлением члены молодой семьи имели в пользовании и были зарегистрированы в жилых помещениях общая площадь которых в расчете на каждого члена семьи была менее учетной нормы.
Данные доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Они не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, либо о существенном нарушении им норм процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства. При этом в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника, указывал на то, что достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Таким образом, для решения вопроса о том, имеет ли семья истцов право на постановку на учет в рамках целевой программы, следует определить жилищную обеспеченность семьи истцов с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них жилые помещения.
При установлении факта нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, суд правомерно исходил из того обстоятельства, что членам семьи истца принадлежит жилые помещение по адресу: **** и 1/7 доля в праве на помещение по адресу: ****, общей площадью 68,2 кв.м. Соответственно, при составе семьи 5 человек площадь занимаемого семьей жилья составляла более учетной нормы на одного человека, что свидетельствовало об отсутствии оснований для постановки на жилищный учет.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 2, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п.2 ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Таким образом, в противоречии с доводами жалобы площадь помещения подлежит отражению в правоустанавливающих документах и ЕГРП. И независимо от фактической площади помещения и его переустройства (переоборудования) истцом органы местного самоуправления, до внесения в ЕГРН сведений об изменении характеристик объекта должны были руководствоваться зарегистрированными сведениями об объекте недвижимости.
Поскольку из представленных в орган местного самоуправления сведений следовало, что площадь занимаемых семьей истца помещений превышает учетную норму, последующее внесение изменений в ЕГРН не свидетельствует о необоснованности или незаконности выводов уполномоченного лица.
В связи с этим, доводы истца о том, что фактическая площадь жилого помещения на момент обращения была меньше учетной нормы были обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку из представленных уполномоченному органу документов – договора купли-продажи от 12.02.2009., свидетельства о регистрации права собственности, а также истребованных выписок из ЕГРН, однозначно следовало, что площадь занимаемой членами семьи истца квартиры по адресу: **** составляет 41 кв.м.
Доводы жалобы аналогичны процессуальной позиции заявителя в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом рассмотрены, судебная коллегия не находит оснований для иных выводов, всем доказательствам дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Поповой Елены Анатольевны на решение Соликамского городского суда Пермского края от 19 июня 2019 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: