Председательствующий: Мусаэльянц Е.М. № 33-1385/2021
55RS0024-01-2020-000823-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 9 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Магденко И.Ю., Панкратовой Е.А.,
при секретаре Лавровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-477/2020
по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) – Харченко С. А.
на решение Нововаршавского районного суда Омской области от 14 декабря 2020 года
по иску Герасимовой И. В. к Государственному Учреждению –Управлению Пенсионного фонда РФ в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Герасимова И.В. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) (далее – УПФР в Нововаршавском районе Омской области), в обоснование указав, что решением органа пенсионного обеспечения от 2 ноября 2020 года ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете ее страхового стажа на соответствующих видах работ периоды ее работы учителем с 16 августа 1993 года по 21 августа 1994 года в Талшыкской средней школе Республики Казахстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября по 3 декабря 1998 года, с 27 по 29 ноября 2006 года, с 11 по 12 ноября 2013 года, с 13 по 17 марта 2017 года, с 18 февраля по 1 марта 2019 года.
Просила обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации; назначить досрочную страховую пенсию по старости по истечении 1 года и 6 месяцев с момента выработки необходимо страхового стажа педагогической деятельности; взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании Герасимова И.В. доводы иска поддержала по всем изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что в спорный период работала в Талшыкской средней школе Республики Казахстан, указанная организация осуществляла образовательную деятельность, она работала постоянно, полный рабочий день.
Представитель УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) Риффель Я.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: на УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) возложена обязанность включить Герасимовой И.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей: период работы учителем с 16 августа 1993 года по 21 августа 1994 года в Талшыкской средней школе Республики Казахстан; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября по 03 декабря 1998 года, с 27 по 29 ноября 2006 года, с 11 по 12 ноября 2013 года, с 13 по 17 марта 2017 года, с 18 февраля по 1 марта 2019 года. Определена продолжительность стажа на соответствующих видах работ на момент обращения в УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) на 20 октября 2020 года - 24 года 11 месяцев 16 дней. С УПФР в Нововаршавском районе Омской области (межрайонное) в пользу Герасимовой И.В. взыскана сумма государственной пошлины в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Харченко С.А. выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отметить. Полагает, что по смыслу действующего пенсионного законодательства, период работы истца, имевший место до ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в Талшыкской средней школе с 16 августа 1993 года по 21 августа 1994 года, который кроме того имел место на территории Республики Казахстан, подлежит оценке на основании трудовой книжки и иных документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Между тем, такие документы Герасимовой И.В. суду не представлены, в связи с чем вывод о включении указанного периода в педагогический стаж, основанный исключительно на сведениях, содержащихся в трудовой книжке истца, не соответствует требованиям закона. Кроме того, указывает, что время обучения на курсах повышения квалификации по специальности также не может быть включено в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, поскольку на момент отмены приведенного Постановления истец не имела 2/3 специального педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Также ссылается на то обстоятельство, что работодателем спорные периоды на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражены как обычные условия труда, код льготы не проставлен.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Герасимова И.В. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
По общему правилу в силу 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предписано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 октября 2020 года Герасимова И.В. обратилась в УПФР в Нововаршавском районе Омской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением УПФР в Нововаршавском районе Омской области от 2 ноября 2020 года № 579315/20 истцу отказано в назначении данной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ не включены помимо прочих следующие периоды:
- работы учителем с 16 августа 1993 года по 21 августа 1994 года в Талшыкской средней школе Республики Казахстан;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 10 ноября по 3 декабря 1998 года, с 27 по 29 ноября 2006 года, с 11 по 12 ноября 2013 года, с 13 по 17 марта 2017 года, с 18 февраля по 1 марта 2019 года.
При таком подсчете стаж на соответствующих видах работ у истца составил 23 года 9 месяцев 22 дня.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Герасимова И.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска, с чем судебная коллегия соглашается.
Так, удовлетворяя требование истца о включении в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода ее работы учителем с 16 августа 1993 года по 21 августа 1994 года в Талшыкской средней школе Республики Казахстан, районный суд обоснованно исходил из следующего.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Казахстаном.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года (часть 2 статьи 6).
Согласно пункту 5 Рекомендаций, имеющихся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Таким образом, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, а также приведенные выше разъяснения компетентных органов признают возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, периодов работы на территории государств-участников СНГ не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 1 января 2002 года.
При этом при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика действующее пенсионное законодательство Российской Федерации не связывает возможность назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, с наличием в стране - участнике Соглашения законодательства, предусматривающего назначение льготной пенсии за данный вид деятельности.
Как было указано выше, правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (применительно к работе, имевшей место в вышеуказанный спорный период).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Названным Списком предусматривались «школы всех типов и наименований», поименована должность «учитель».
Аналогичные наименование образовательного учреждения и должности предусмотрены и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального «О трудовых пенсиях в РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, действующим в настоящее время.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, до 1 сентября 2000 года выполнение педагогической нагрузки за ставку заработной платы не требуется.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015.
В соответствии с пунктом 11 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, согласно положениям пункта 11 Правил N 1015 основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а так же в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствий с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые; счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки Герасимовой И.В. и архивной справки от 26 марта 2019 года № П – 120 – ЮЛ, выданной Акжарским районным филиалом коммунального государственного учреждения «Северо – Казахстанский государственный архив управления культуры, архивов и документации акимата Северо – Казахстанской области», следует, что истец в период с 16 августа 1993 года по 21 августа 1994 года работала учителем русского языка и литературы в Талшыкской средней школе Республики Казахстан, ей начислялась и выплачивалась заработная плата, из которой удерживался подоходный налог.
Таким образом, занимаемая Герасимовой И.В. должность и наименование учреждения, в котором она работала в спорный период, имевший место до ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (10 декабря 1999 года), в течение которого выполнение педагогической нагрузки за ставку заработной платы не требовалось, позволяют включить его в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязательным условием для признания права на досрочную страховую пенсию по старости в данном случае является уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, подлежат отклонению, поскольку данные правила в силу пункта 5 названных выше Рекомендаций применяются к периодам работы имеющим место после 1 января 2002 года.
Изложенные выше выводы суда являются правильными, в связи с чем решение в данной части не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия также полагает обоснованными и выводы о суда о включении истцу в стаж на соответствующих видах работ и периодов обучения на курсах повышения квалификации с 10 ноября по 03 декабря 1998 года, с 27 по 29 ноября 2006 года, с 11 по 12 ноября 2013 года, с 13 по 17 марта 2017 года, с 18 февраля по 1 марта 2019 года.
Удовлетворяя иск в данной части, районным судом обоснованно учтено, что в указанные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность, периоды имели место во время осуществления ею работы, предусмотренной Списками, на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, за ней сохранялся средний заработок.
Согласно статье 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
То есть в период повышения квалификации (усовершенствования) работник пользуется теми же гарантиями и компенсациями, предусмотренными трудовым законодательством. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Выплачивая работнику, направляемому на курсы повышения квалификации, заработную плату, работодатель уплачивает от этой зарплаты страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период обучения на курсах повышения квалификации педагогические работники хотя и не занимаются образовательной деятельностью непосредственно, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение учителями (педагогами) своей квалификации является необходимым условием для осуществления педагогическим работником своей деятельности, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Приказом Минобрнауки от 07 апреля 2014 года N 276.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на курсы, и исчисление стажа в данные периоды следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, в связи с чем они подлежат включению в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Представленными доказательствами: трудовой книжкой Герасимовой И.В., справками, выданными Комитетом по образованию Администрации Русско-Полянского района Омской области, соответствующими приказами БОУ «Новосанжаровская СОШ», подтверждено, что в спорные периоды Герасимова И.В. находилась на курсах повышения квалификации, на которые была направлена работодателем, в указанный период за ней сохранялась заработная плата, место работы; повышение квалификации было связано с исполнением истцом ее должностных обязанностей, работодателем производилось отчисление страховых взносов.
При этом доводы жалобы об отсутствии кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за указанные периоды об обратном не свидетельствуют.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н).
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Герасимовой И.В. кода льготы в отношении спорных периодов, при установленных обстоятельствах не является основанием для отказа во включении данных периодов в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Не может быть принята во внимание ссылка ответчика в апелляционной жалобе на Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", согласно пункту 2, 3 которого время обучения (если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность) засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Указанное Положение, утвержденное Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовало до 1 октября 1993 года и к спорным периодам применению не подлежит.
На основании изложенного, решение суда в указанной части также является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
В остальной части решение сторонами не обжалуется, поэтому по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нововаршавского районного суда Омской области от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи