Судья Леконцев А.П. дело № 21-397/2023
(дело в суде первой инстанции № 12-576/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2023 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу врио начальника специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП Шангиной Е.В. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар»,
установил:
постановлением № 11022/23/272 начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Шангиной Е.В. от 27 апреля 2023 года, оставленным решением № 11904/23/20456 заместителя руководителя УФССП России по Республике Коми – заместителя главного судебного пристава Республики Коми Татрова М.А. от 13 июня 2023 года без изменения, администрация МО ГО «Сыктывкар» (далее по тексту также администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением и решением должностных лиц административного органа, защитник администрации МО ГО «Сыктывкар» Крук А.В., уполномоченная соответствующей доверенностью, в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилась с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что администрацией были приняты все меры для исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года по гражданскому делу № 2-5791/2022.
По итогам рассмотрения жалобы на состоявшиеся по делу акты судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 08 сентября 2023 года принято решение, в соответствие с которым постановление № 11022/23/272 от 27 апреля 2023 года и решение № 11904/23/20456 от 13 июня 2023 года должностных лиц службы судебных приставов отменены. Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» прекращено на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановленным судебным актом, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу, Шангина Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить вынесенное решение, оставив без изменения постановление № 11022/23/272 от 27 апреля 2023 года, полагая вину администрации МО ГО «Сыктывкар» во вмененном правонарушении доказанной совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Лица, участвующие в рассмотрении дела об административном правонарушении, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего участия в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1, частью 3 статьи 25.2, статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года по делу № 2-5791/2022 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, размером не менее 13,5 кв.м общей площади.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 25 августа 2022 года в отношении администрация МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство № 55027/22/11022-ИП.
Судебным приставом-исполнителем 23 сентября 2022 года вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2022 года по делу № 2а-11614/2022 администрация МО ГО «Сыктывкар» освобождена от исполнительского сбора.
В рамках исполнительного производства 22 февраля 2023 года администрации вручено требование № 11022/23/19658 от 21 февраля 2023 года об исполнении требований исполнительного документа в срок до 01 апреля 2023 года, в котором должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Вместе с тем, в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником требование исполнено не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрация МО ГО «Сыктывкар» постановлением № 11022/23/272 должностного лица УФССП России по Республике Коми от 27 апреля 2023 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо службы судебных приставов исходило из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе рассмотрения дела, свидетельствуют о том, что администрация МО ГО «Сыктывкар», являясь должником по исполнительному производству, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление и решение должностных лиц службы судебных приставов, и прекращая производство по делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда исходил из доказанности принятия должником всех зависящих от него мер для исполнения решения суда в установленный срок, поскольку администрацией МО ГО «Сыктывкар» в период с 2022 по 2023 годы неоднократно направлялись запросы, заявки на выделение дополнительных объемов субвенций, в том числе за счет средств нераспределенного резерва в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, об увеличении бюджетных ассигнований и включении данных субвенций в первоочередные расходы республиканского бюджета Республики Коми, отметив, что должник был лишен возможности использовать субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, для исполнения решения суда в пользу взыскателя в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с тем, что возможность приобретения жилых помещений для обеспечения на условия специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется размером средств, предоставленных на указанные цели в рамках осуществления переданных государственных полномочий в виде субвенций из вышестоящих бюджетов. При этом судом первой инстанции учтено, что приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предполагает следование процедурам, установленным данным законом, что также исключало возможность в рассматриваемой ситуации исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе в 5-дневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется, поскольку они соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы жалобы должностного лица административного органа об отсутствии доказательств принятия администрацией МО ГО «Сыктывкар» исчерпывающих мер, направленных на исполнение решения суда, наличие в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения, подлежат отклонению.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий.
Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.
По смыслу Методики (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015 года № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
На основании статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
В материалы дела администрацией МО ГО «Сыктывкар» представлено соглашение от 24 января 2022 года № 15 с дополнительными соглашениями от 28 марта 2022 года № 1, от 31 марта 2022 года № 2, от 06 июня 2022 года № 3, от 17 июня 2022 года № 4, от 24 августа 2022 года № 5, от 20 декабря 2022 года № 6, от 19 января 2023 года № 7, заключенное между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрацией МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении бюджету администрации МО ГО «Сыктывкар» на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрацией МО ГО «Сыктывкар» 19 января 2023 года заключено соглашение № 17 о предоставлении бюджету МО ГО «Сыктывкар» субвенций на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
Согласно представленным администрацией МО ГО «Сыктывкар» сведениям на 2023 год заложено субвенций на сумму 161 593 641 рублей, на 2024 год – 159 623 046 рублей, на 2025 год – 159 623 006 рублей. Установлен показатель результативности по приобретению жилых помещений на 2023 год в количестве 60 помещений. На данный момент ведется работа по освоению выделенных бюджетных субвенций на 2023 год, неисполненных решений судов – 123.
Таким образом, с учетом даты возбуждения исполнительного производства (25 августа 2022 года) и, исходя из Методики расчета субвенции финансирование государственных полномочий, исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по гражданскому делу № 2-5791/2022 возможно в 2024 финансовом году.
Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что в свою очередь предполагает следование процедурам, установленным настоящим законом.
На основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О положения части 4 статьи 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
При указанных обстоятельствах, выводы судьи городского суда о прекращении производства по настоящему делу на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правильными.
Учитывая изложенное решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2023 года сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» оставить без изменения, жалобу врио начальника специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП Шангиной Е.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Д.А. Колесникова