Дело № 2а-5598/16 Председательствующий – судья Бурлина Е.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1237/17
гор. Брянск 28 марта 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Рябовича С.Ф. по доверенности Титкова А.В. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 01 декабря 2016г. по административному иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу к Сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Брянский фермер», Волчкову В.И., Щеголяеву Л.П., Рябович С.В., Литвинову В.Г., Панаскину Л.В., Цыганкову С.А., Полиной Г.С. о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Брянский фермер».
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., возражения представителя Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу Полина Н.М., представителя МИФНС России № 10 по Брянской области Моисеенковой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Брянский фермер» (ОГРН №; №) (далее - СПКК «Брянский фермер», «Кооператив») зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц "дата". с заявленным основным видом деятельности «65.22.1 Предоставление потребительского кредита». Кредитный кооператив поставлен на налоговый учет по месту нахождения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Брянской области. Является действующим юридическим лицом.
В результате осуществления надзора за деятельностью Кооператива административным истцом установлен факт неоднократного в течение одного года нарушения требований Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Так, Кооперативом не зарегистрирован личный кабинет на сайте Банка России; не представлен отчет о деятельности за 2015 год (первый и второй этап представления); отчет о персональном составе по окончании 2015 года; отчет о деятельности за первый квартал 2016 года. Кроме того, Кооператив не состоит ни в одном ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов.
На основании изложенного Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу, с учетом уточнений, просил суд ликвидировать СПКК «Брянский фермер», ОГРН №; ИНН №, адрес (место нахождения) <адрес> Возложить обязанность по осуществлению ликвидации СПКК «Брянский фермер» на его учредителей.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 01 декабря 2016 г. иск Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу удовлетворен.
Суд ликвидировал Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Брянский фермер» (СПКК «Брянский фермер»), ОГРН №, ИНН №, КПП №, адрес (место нахождения): <адрес>
Возложил обязанность по осуществлению ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Брянский фермер» на его учредителей: Волчкова В.И., Щеголяева Л.П., Рябович С.Ф., Литвинова В.Г., Панаскина Л.В., Цыганкова С.А., Полину Г.С., в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Рябовича С.Ф. по доверенности Титков А.В. просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на момент вынесения судом решения, регистрирующим органом уже было принято решение о предстоящем исключении СПКК «Брянский фермер» из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. В этой связи полагает, что суд необоснованно возложил на учредителей обязанность ликвидировать недействующее юридическое лицо. Кроме того, указывает, что в ходе рассмотрения дела один из учредителей Волчков В.И. просил о возложении всех требований административного истца конкретно на него, т.к. остальные учредители участвовали лишь в создании СППК, однако не принимали решений и дальнейшего участия в хозяйственной деятельности кооператива. Вместе с тем, суд данное обстоятельство не учел.
На доводы жалобы принесены возражения представителем Межрайонной ИФНС России №10 по Брянской области Ионовой Т.А., в которых указывает на то, что в отношении СПКК «Брянский фермер» принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ от "дата".№ на основании ст.21.1 Закона № 129-ФЗ, и было опубликовано "дата" в электронном журнале «Вестник государственной регистрации» №.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу Покотило А.В. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу Полин Н.М. просил оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель МИФНС России № 10 по Брянской области Моисеенкова О.Н. оставила рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно п.12 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 9.1 ст.4, ст. 76.5 указанного Федерального закона Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пп.11 п.1 ст. 40.2 Федерального закона 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Закон № 193-ФЗ) в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива, в том числе, в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России; однократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона; нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13.07.2015г. N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, СПКК «Брянский фермер» (ОГРН №; ИНН №), зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц "дата". с заявленным основным видом деятельности «65.22.1 Предоставление потребительского кредита». Кредитный кооператив поставлен на налоговый учет по месту нахождения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Брянской области.
В рамках осуществления контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций Банком России в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу был установлен факт неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом требований Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в частности, кооперативом не зарегистрирован личный кабинет на сайте Банка России, не представлен отчет о деятельности за 2015г. (первый и второй этап представления), отчет о персональном составе по окончании 2015г., отчет о деятельности за первый квартал 2016г.
Направленные в адрес СПКК «Брянский фермер» представления об устранении допущенных нарушений законодательства № от "дата". и № от "дата"., оставлены кредитным кооперативом без исполнения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», ст.ст. 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что неоднократно допущенные кредитным кооперативом нарушения законодательства, являются основанием для ликвидации СПКК «Брянский фермер» в судебном порядке.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, обстоятельствах дела и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Согласно ч.3 ст. 40.2 Закона N 193-ФЗ кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
Положениями ч.3 ст. 31 Закона № 193-ФЗ установлено, что кооператив, союз кооперативов (за исключением ревизионного союза) в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации. Вышедшие из ревизионного союза кооператив, союз кооперативов обязаны в срок не более чем 30 дней оформить свое членство осуществление государственного регулирования деятельности саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов).
Из материалов дела усматривается, что в нарушение положений Закона N 193-ФЗ, а также Указаний Банка России от 09.10.2015г. № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и предоставления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива», Указаний Банка России от 21.12.2015г. № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета», Указаний Банка России от 09.07.2015г. №3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами», СПКК «Брянский фермер» не было представлено отчета о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2015г. (не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года); отчета о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2015г., (не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года); отчета о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2015г.; отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 1 квартал 2016г.; отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за полугодие 2016г.
Кроме того, СПКК «Брянский фермер» не является членом Ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Брянский ревизионный союз, осуществляющего свою деятельность на территории Брянской области.
Указанные выше нарушения ответчиком устранены не были, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не оспаривалось.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п.5 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями СПКК «Брянский фермер» являются Волчков В.И., Щеголяев Л.П., Рябович С.Ф., Литвинов В.Г., Панаскин Л.В., Цыганков С.А., Полина Г.С. и Брянская крестьянская ассоциация, прекратившая свою деятельность в 2011 году.
Вопреки доводам апелляционной жалобы возложение судом обязанности ликвидировать СПКК «Брянский фермер» на всех учредителей юридического лица, является законным и обоснованным, поскольку в силу ст.1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ч.1 ст.4 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В соответствии с положениями п. д ч.1 ст. 5 указанного Федерального закона сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
По смыслу указанных правовых норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, доводы жалобы о том, что Щеголяев Л.П., Рябович С.Ф., Литвинов В.Г., Панаскин Л.В., Цыганков С.А., Полина Г.С. участвовали только в создании кредитного кооператива, однако в дальнейшем никаких решений и участия в деятельности кооператива не принимали, не могут быть служить основанием для освобождения их обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о принятии налоговым органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку на момент вынесения судом решения, СПКК «Брянский фермер» в соответствии с процедурой, установленной ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и реестра исключено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда полностью мотивированы. Оснований, установленных ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не влияют на правильность состоявшегося судебного постановления, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 01 декабря 2016г. по административному иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Брянской области ГУЦБ РФ по Центральному Федеральному округу к Сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Брянский фермер», Волчкову В.И., Щеголяеву Л.П., Рябович С.В., Литвинову В.Г., Панаскину Л.В., Цыганкову С.А., Полиной Г.С. о ликвидации Сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Брянский фермер» оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Рябовича С.Ф. по доверенности Титкова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов