Судья Распопин В.В. Строка - 20, госпошлина 0 руб.
Докладчик Лисицын А.А. Дело № 2а-1032/2020, 33а-73/2021 г.
УИД 83RS0001-01-2020-001531-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 28 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Лисицына А.А.,
судей Бородина А.С. и Рожина Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ляпиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 27 октября 2020 года, в соответствии с которым
административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Двинско-Печорскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод удовлетворено.
Возложена обязанность на Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствия на участке водного объекта реки Печора, ограниченного домами <адрес>.
Возложена на Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и лицу, которое являлось административным истцом, в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения данного решения.
Заслушав доклад судьи Лисицына А.А., объяснения прокурора Жиркова В.Г., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обязанности по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокурорской проверкой в деятельности административного ответчика выявлены нарушения закона при реализации полномочий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности – береговой линии реки Печора вдоль домов по <адрес>. В частности, береговая линия подвергается водной эрозии и воздействию льда при прохождении ледохода и требует укрепления.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик и в своей апелляционной жалобе просит его отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на имеющиеся в материалах дела доказательства и положения нормативных правовых актов, полагает, что Двинско-Печорским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов приняты необходимые меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в указанной выше береговой линии реки Печора вдоль домов по <адрес>.
В возражениях прокурор Жирков В.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под негативным воздействием вод понимается затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
При этом под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:
владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов в установленной сфере деятельности относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения).
Согласно пункту 1 Положения о Двинско-Печорском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 г. № 66, данное управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов водных объектов Баренцева, Белого и Карского (западная часть) морей, бассейнов рек о. Новая Земля, бассейнов рек Северная Двина, Мезень, Печора, Онега; водохранилищ: Иовского, Княжегубского, Борисоглебского, Кайтакоски, Раякоски, Янискоски; Рыбинского водохранилища и Онежского озера (в границах Вологодской области), а также других водных объектов на территории Архангельской, Мурманской, Вологодской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа.
В силу пунктов 4.1.2, 4.6.3, 4.10 указанного Положения к полномочиям Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности территориального органа; государственный мониторинг водных объектов и организация его проведения; в установленном порядке внесение в Федеральное агентство водных ресурсов предложения по финансированию водохозяйственных мероприятий.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, полномочия собственника водного объекта река Печора, в том числе в части предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации последствий такого негативного воздействия, подлежат осуществлению Двинско-Печорским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, береговая линия реки Печора в районе домов <адрес> подвергается боковой водной эрозии и воздействию льда при прохождении ледохода, что свидетельствует о наличии негативного воздействия вод на указанную территорию.
Проводимые мероприятия по укреплению береговой полосы (отсыпка песчаной смесью, размещение железобетонных плит) положительного результата не дали.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании, являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов, содержатся в Схемах комплексного использования и охраны водных объектов, включающие, в том числе, основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей.
Пунктами 1, 6 и 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883, предусмотрено, что схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.
Приказом административного ответчика от 8 мая 2015 г. № 42 п/д утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Печора.
Из указанной схемы следует, что в периоды весеннего половодья и дождевых паводков вследствие повышения уровней воды негативное воздействие вод проявляется в подтоплении и затоплении территории населенных пунктов и объектов экономики и в обрушении берегов в черте населенных пунктов. При этом отмечена чрезвычайно высокая степень паводковой опасности затопления (подтопления) территории города Нарьян-Мара.
Также в схеме отмечено, что обрушение берегов рек в черте населенных пунктов обусловлено следующими причинами: берега рек в основном сложены песчаными грунтами, на берега оказывают влияние водная и ветровая эрозия склонов берега. Данный вид негативного воздействия вод проявляется практически на всем среднем и нижнем течении реки Печора.
Вместе с тем, работы по берегоукреплению на территории Ненецкого автономного округа, в том числе на рассматриваемом участке, не включены в перечень мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, доказательств, свидетельствующих о принятии административным ответчиком всех необходимых и достаточных мер для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации их последствий в районе берега реки Печора (улица Бондарная города Нарьян-Мара), суду не представлено, однако, в силу положений части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом судебная коллегия, основываясь на материалах дела, отмечает, что ситуация ухудшается, создается угроза жизни и здоровья граждан, их имуществу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости иной оценки представленных суду и исследованных им доказательств и установленных на их основании обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
При разрешении спора суд всесторонне и полно исследовал доводы каждой из сторон, представленные ими доказательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, результаты которой и мотивы принятого решения нашли свое отражение в оспариваемом судебном постановлении.
Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции верно, спор разрешен в пределах заявленных административных исковых требований, нарушений норм процессуального права, в том числе распределяющих бремя доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 КАС РФ, в судебную коллегию по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Председательствующий А.А. Лисицын
Судьи А.С. Бородин
Н.Н. Рожин