№ 2-291/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Азбаевой И.С.,
с участием истцов Еркова Ю.Ю., Еркова А.Ю.,
представителя истцов Чувилева Е.В.,
представителя ответчика Корочина А.И.,
11 июня 2019 года г. Суровикино
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еркова Ю.Ю., Еркова А.Ю. к Еркову С.Ф., Еркову М.Ф. о восстановлении срока для принятия наследства, признании свидетельств о праве на наследство недействительными и определении долей в наследственном имуществе,
УСТАНОВИЛ:
Ерков Ю.Ю., Ерков А.Ю. обратились в суд с иском к Еркову С.Ф., Еркову М.Ф. о восстановлении срока для принятия наследства, признании свидетельств о праве на наследство недействительными и определении долей в наследственном имуществе, ссылаясь на то, что 17 июня 2018 года умерла их бабушка ФИО2. После её смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома №, расположенного в <адрес>. Они являются наследниками первой очереди по праву представления, в связи с тем, что их отец ФИО3 умер ранее своей матери ФИО2 Ответчики Ерков М.Ф. и Ерков С.Ф. также являются наследниками первой очереди. Истцы пропустили срок для принятия наследства после смерти ФИО2, поскольку после смерти бабушки родственники сообщили им о наличии завещания в пользу Еркова С.Ф. Однако в марте 2019 года от нотариуса им стало известно, что Ерков С.Ф. вступил в наследство по закону, а не по завещанию, не сообщив о наличии других наследников первой очереди. Считают, что срок они пропустили по уважительной причине, временной период пропуска срока является незначительным, об отсутствии завещания им стало известно только в марте 2019 года.
Истцы с учетом уточнения исковых требования просят восстановить Еркова Ю.Ю. и Еркову А.Ю. срок для принятия наследства после смерти ФИО2, умершей 17 июня 2018 года, признать Еркова Ю.Ю. и Еркова А.Ю. принявшими наследство, признать недействительными свидетельства о праве на наследство по закону, выданные на имя Еркова С.Ф. и Еркова М.Ф. после смерти ФИО2, умершей 17 июня 2018 года, исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права №-2 от 17 января 2019 года и №-3 от 17 января 2019 года, определить доли Еркова Ю.Ю. и Еркова А.Ю. в наследственном имуществе, которое состоит из жилого дома по адресу <адрес> в размере 1/6 доли каждому.
Истцы Ерков А.Ю. и Ерков Ю.Ю., представитель истцов Чувилев Е.В. в судебном заседании поддержали исковые требования, пояснили, что 17 июня 2018 года умерла их бабушка ФИО2 После её смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного в <адрес>. С заявлением о принятии наследства к нотариусу они не обращались, так как со слов родственников им было известно, что при жизни ФИО2 составила завещание. Кроме этого им не было известно о том, что они являются наследниками первой очереди по праву представления. Их отец погиб в 1983 году. В марте 2019 года узнали о том, что Еркову С.Ф. и Еркову М.Ф. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону. О наличии других наследников ответчики нотариусу не сообщили. В <адрес> они имеют в собственности жилой дом, в котором зарегистрированы по месту жительства, совместно с ФИО2 не проживали и в ее домовладении зарегистрированы не были. С бабушкой при жизни общались, о ее смерти узнали сразу, присутствовали на ее похоронах. Просят иск удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Ерков С.Ф., Ерков М.Ф., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не признали, ранее в судебном заседании пояснили, что ФИО2 приходится им родной матерью. Их брат ФИО3 погиб в 1983 году, истцы являются его сыновьями. При жизни ФИО2 Ерков Ю.Ю. и Ерков А.Ю. редко общались с бабушкой, в том же <адрес> имеют собственное домовладение, в котором прописаны, но не пользуются им. Истцы присутствовали на похоронах бабушки, вопросы о принятии наследства между ними не обсуждались.
Представитель ответчиков Корочин А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истцам было достоверно известно о смерти бабушки, приведенные ими причины уважительными не являются. Объективных препятствий для обращения за принятием наследства не имелось. Истцы имели возможность обратиться к нотариусу в пределах установленного срока и убедиться в наличии либо отсутствии завещания и возможности вступления в наследство.
Третье лицо – нотариус Суровикинского района Волгоградской области ФИО13 в судебное заседание не явилась, причина неявки неизвестна.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные в суд документы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу ст. 1142 Гражданского Кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1146 Гражданского Кодекса РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1153 Гражданского Кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса.
Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Судом установлено, что 17 июня 2018 года умерла ФИО2 (свидетельство о смерти III-РК № от 26 июня 2018 года).
Как следует из материалов наследственного дела № года, заведенного нотариусом Суровикинского района Волгоградской области ФИО13, после смерти ФИО2 за принятием наследства обратились ее сыновья Ерков С.Ф. и Ерков М.Ф..
18 декабря 2018 года нотариусом ФИО13 после смерти ФИО2 выданы свидетельства о праве на наследство Еркову С.Ф. и Еркову М.Ф. каждому на ? долю жилого дома и на ? долю земельного участка, расположенных в <адрес>, на ? долю земельного участка, находящегося на территории <адрес> для сельскохозяйственного производства, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 05 марта 2019 года, 17 января 2019 года за № и № прекращено право собственности ФИО2 соответственно на здание и земельный участок, расположенные по <адрес>, 17 января 2019 года зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доли Еркова М.Ф. и ФИО26, 17 января 2019 года на основании договора дарения № записи № зарегистрировано право собственности на указанное имущество за Ерковым С.Ф..
Как следует из свидетельств о рождении III-РК № от 28 февраля 2019 года, III-РК № от 28 февраля 1983 года, выданных Верхнесолоновским сельским Советом народных депутатов Суровикинского района Волгоградской области, отцом Еркова Ю.Ю. и Еркова А.Ю. является ФИО3.
Согласно справке о рождении № от 28 февраля 2019 года, родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО6 и ФИО2.
ФИО3 умер 26 октября 1983 года, что подтверждено свидетельством о смерти (повторным) 111-РК № от 02 августа 2017 года.
В судебном заседании ответчики не оспаривали, что истцы являются сыновьями их родного брата ФИО3, умершего 26 октября 1983 года.
В установленный законом шестимесячный истцы к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались.
В обоснование исковых требований об уважительности причин пропуска срока принятия наследства после смерти ФИО2, истцы Ерков А.Ю. и Ерков Ю.Ю. ссылаются на то, что они не знали о своем праве наследовать после ее смерти по праву представления.
Такой довод является несостоятельным в силу того, что действующее законодательство не связывает возможность восстановления срока на принятие наследства с незнанием наследником гражданско-правовых норм, регламентирующих порядок принятия наследства. Юридически значимым является лишь то обстоятельство, когда наследнику стало известно об открытии наследства, то есть о дне смерти наследодателя.
Как установлено в суде и не оспаривается истцами, Ерков Ю.Ю., Ерков А.Ю. знали о смерти бабушки ФИО2, присутствовали на её похоронах, им было известно, что земельный участок и жилой дом, расположенные по <адрес>, принадлежали ФИО2
Истцам было достоверно известно о времени смерти отца и бабушки, а также о степени их родства с умершими. В связи с чем каких-либо объективных обстоятельств, исключающих возможность установления ими своего права на принятие наследства, не имеется.
Ссылки на то, что они не обращались за принятием наследства, полагая, что ФИО2 составила завещание также являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не препятствует подаче заявления о принятии наследства в установленный срок.
Доводы истцов о том, что ответчики скрыли от нотариуса наличие наследников первой очереди судом не принимаются, поскольку действующее законодательство не возлагает на наследника обязанность сообщать нотариусу сведения о других наследниках наследодателя.
Пояснения свидетеля ФИО11 в судебном заседании каких-либо доказательств уважительности причин пропуска истцами срока обращения за принятием наследства также не содержат.
Принимая во внимание, что истцами в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства после смерти ФИО2, а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, то суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении срока для принятия наследства.
Рассматривая исковые требования о признании Еркова Ю.Ю. и Еркова А.Ю. принявшими наследство, суд исходит из того, что истцы в установленный законом срок за принятием наследства не обращалась, в его восстановлении судом отказано, каких-либо доказательств фактического принятия наследства, предусмотренных ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, ими не приведено.
Как следует из выписки из домовой книги, удостоверенной нотариусом ФИО13, ФИО2 на момент смерти была зарегистрирована в домовладении по <адрес>, иные лица совместно с ней зарегистрированы не были. Из пояснений истцов в судебном заседании следует, что они зарегистрированы в <адрес> в принадлежащем им домовладении, совместно с ФИО2 не проживали. Сведений о совершении ими иных действий, свидетельствующих о принятии наследства после смерти ФИО2, ими не приведено.
При указанных обстоятельствах исковые требования о признании Еркова Ю.Ю. и Еркова А.Ю. принявшими наследство не являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В обоснование исковых требований о признании недействительными свидетельств о праве на наследство по закону, выданных на имя Еркова С.Ф. и Еркова М.Ф. после смерти ФИО2, истцы ссылаются на то, что они также являются наследниками первой очереди и имеют право на долю в наследственном имуществе.
Исходя из того, что судом отказано в удовлетворении исковых требований о восстановлении истцам срока для принятия наследства, иных оснований, свидетельствующих о недействительности оспариваемых свидетельств о праве на наследство, нарушений, допущенных при их выдаче нотариусом, не приведено, то в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.
Принимая во внимание, что исковые требования об исключении из Единого государственного реестра сведений о регистрации прав на недвижимое имущество и определении долей и истцов в наследственном имуществе производны от исковых требований о восстановлении срока и признании свидетельств о праве на наследство недействительными, в удовлетворении которых судом отказано, то в удовлетворении данных требований также следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Еркова Ю.Ю., Еркова А.Ю. к Еркову С.Ф., Еркову М.Ф. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей 17 июня 2018 года, признании Еркова Ю.Ю., Еркова А.Ю. принявшими наследство, признании недействительными свидетельств о праве на наследство по закону, выданных на имя Еркова С.Ф., Еркова М.Ф. после смерти ФИО2, умершей 17 июня 2018 года, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права №-2 и №-3 от 17 января 2019 года, определении долей Еркова Ю.Ю., Еркова А.Ю. в наследственном имуществе, состоящем из жилого дома, расположенного по <адрес>, в размере 1/6 доли каждого.
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2019 года.
Решение в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через районный суд.
Судья Е.В. Беляевскова