Решение по делу № 07-1380/2022 от 03.11.2022

Судья Попова И.Н. Дело № 07р-1380/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 24 ноября 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Волжский трубный завод» (далее по тексту – АО «Волжский трубный завод»),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года АО «Волжский трубный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2022 года постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 18 августа 2022 года решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2022 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА, просит решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года отменить, отправить дело на новое рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Волжский трубный завод» - Жукову А.В., прихожу к следующим выводам.

В порядке ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе Платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно частям 1, 2 ст. 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается,) в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 16.1 указанного Закона предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федераций, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую
среду») (далее - Правила).

На основании п. 9 Правил платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности Отходов.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 16.4 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отчетным периодом в отношении внесения платы за Негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта 1 года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов: загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч
до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, АО «Волжский трубный завод» эксплуатирует объект Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код объекта 18-0134-001646-П.

За 2020 год АО «Волжский трубный завод» по указанному объекту HBOC задекларировано 11,3276375 тонн выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

стационарными объектами по объекту Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код объекта 18-0134-001646-П, эксплуатируемому АО «Волжский трубный завод» за 2020 год составила 625,92 рубля.

АО «Волжский трубный завод» по объекту Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код объекта 18-0134-0016т 6-П выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 05 августа 2014 г. № 1322 со сроком действия с 05 августа 2014 г. по 01 июля 2019 г.

В отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 02 июля 2019 г. АО «Волжский трубный завод» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код5 объекта 18-0134-001646-П, при этом, в нарушение положений ст. 3, ч. ч. 1,2 ст. 16, ч. 1 ст. 16.1, п. 2-4 ст. 16.4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду не применяет коэффициент к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ равный 100 (Кпр), в связи с чем плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по объекту Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности 1 категории HBOC, код объекта 18-0134-0011646-П внесена не в полном размере.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года и привлечения АО «Волжский трубный завод» к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года судья городского суда обоснованно исходил из неверного применения должностным лицом административного органа нормы, не подлежащей применению при расчете платы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для юридического лица. Свои выводы судья городского суда аргументировал следующим образом.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 12 названных Правил, при отсутствии комплексных
экологических разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух лица, обязанные вносить плату, для ее расчета используют формулы, предусматривающие повышающие коэффициенты, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил.

Так, пункт 20 данных Правил предусматривает расчет платы за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установлю иных лимитов на размещение отходов, либо с превышением объема или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении’ превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в
отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Пункт 21 (1) Правил предусматривает расчёт платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную
деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата, а также в случае,
предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил.

Вместе с тем, положение п. 12 Правил не применяется в случае, установленном пунктом 12(1) настоящих Правил.

В соответствии с п. 12(1) Правил, юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах; и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на
сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещений, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов
допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов,. в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящий Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении установленных нормативов допустимым выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.

При этом, пунктами 17, 18 и 18(1) при расчёте платы за выбросы или сбросы соответствующего загрязняющего вещества коэффициент равный 100 не применяется, он применяется при расчете HBOC по объектам I категории, по которым есть действующие разрешений и лимиты, в соответствии с п. п. 12(1), 21 Правил.

Как установлено судьей городского суда, что 05 августа 2014 года АО «Волжский трубный завод» было выдано разрешение на выброс: загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 1322 на объекте Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC со сроком действия по 01 июля 2019 года.

Исходя из материалов дела АО «Волжский трубный завод» до 01 января 2019 года выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно положениям ч. 1 и 7 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», выданное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух является действующим до дня получения комплексного экологического разрешения, срок выдачи которого для АО «Волжский трубный завод», как юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте, относящемся к области
применения наилучших доступных технологий, установлен не позднее 1 января 2025 года, а соответственно п. 12 Правил при расчете платы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в данном случае не применим.

При таких обстоятельствах, вывод судьи городского суда о том, что действия АО «Волжский трубный завод» не позволяют судить о нарушении требований ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным.

На основании изложенного, судья городского суда обоснованно пришёл к выводу о том, что наличия в действиях АО «Волжский трубный завод» вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Оснований не согласиться с этими выводами судьи городского суда не имеется.

Доводы жалобы старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, не получивших надлежащей судебной оценки, не свидетельствуют о неправильности выводов судьи районного суда, а потому не являются достаточными для отмены состоявшихся по делу актов основаниями.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением судьи, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для его отмены.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Волжский трубный завод», - оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу может быть обжаловано и опротестовано в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Волгоградского областного суда подпись Д.Ю. Сукачев

КОПИЯ ВЕРНА

подпись судьи ______ Сукачев Д.Ю.

помощник судьи

(должность сотрудника аппарата суда)

Милохина Е.Р.

(Ф.И.О., подпись)

«24» ноября 2022 г.

Судья Попова И.Н. Дело № 07р-1380/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 24 ноября 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Волжский трубный завод» (далее по тексту – АО «Волжский трубный завод»),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года АО «Волжский трубный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2022 года постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 18 августа 2022 года решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 30 июня 2022 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА, просит решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года отменить, отправить дело на новое рассмотрение в Волжский городской суд Волгоградской области.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Волжский трубный завод» - Жукову А.В., прихожу к следующим выводам.

В порядке ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе Платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно частям 1, 2 ст. 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается,) в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 16.1 указанного Закона предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федераций, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 03 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую
среду») (далее - Правила).

На основании п. 9 Правил платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности Отходов.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 16.4 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отчетным периодом в отношении внесения платы за Негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта 1 года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов: загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч
до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, АО «Волжский трубный завод» эксплуатирует объект Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код объекта 18-0134-001646-П.

За 2020 год АО «Волжский трубный завод» по указанному объекту HBOC задекларировано 11,3276375 тонн выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

Сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

стационарными объектами по объекту Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код объекта 18-0134-001646-П, эксплуатируемому АО «Волжский трубный завод» за 2020 год составила 625,92 рубля.

АО «Волжский трубный завод» по объекту Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код объекта 18-0134-0016т 6-П выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 05 августа 2014 г. № 1322 со сроком действия с 05 августа 2014 г. по 01 июля 2019 г.

В отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 02 июля 2019 г. АО «Волжский трубный завод» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC, код5 объекта 18-0134-001646-П, при этом, в нарушение положений ст. 3, ч. ч. 1,2 ст. 16, ч. 1 ст. 16.1, п. 2-4 ст. 16.4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду не применяет коэффициент к ставкам платы за выбросы загрязняющих веществ равный 100 (Кпр), в связи с чем плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по объекту Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности 1 категории HBOC, код объекта 18-0134-0011646-П внесена не в полном размере.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года и привлечения АО «Волжский трубный завод» к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА №16/113-2020-Э от 23 декабря 2021 года судья городского суда обоснованно исходил из неверного применения должностным лицом административного органа нормы, не подлежащей применению при расчете платы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух для юридического лица. Свои выводы судья городского суда аргументировал следующим образом.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 12 названных Правил, при отсутствии комплексных
экологических разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух лица, обязанные вносить плату, для ее расчета используют формулы, предусматривающие повышающие коэффициенты, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил.

Так, пункт 20 данных Правил предусматривает расчет платы за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установлю иных лимитов на размещение отходов, либо с превышением объема или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении’ превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в
отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Пункт 21 (1) Правил предусматривает расчёт платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную
деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата, а также в случае,
предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил.

Вместе с тем, положение п. 12 Правил не применяется в случае, установленном пунктом 12(1) настоящих Правил.

В соответствии с п. 12(1) Правил, юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах; и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на
сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещений, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов
допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов,. в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящий Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих Правил. При превышении установленных нормативов допустимым выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.

При этом, пунктами 17, 18 и 18(1) при расчёте платы за выбросы или сбросы соответствующего загрязняющего вещества коэффициент равный 100 не применяется, он применяется при расчете HBOC по объектам I категории, по которым есть действующие разрешений и лимиты, в соответствии с п. п. 12(1), 21 Правил.

Как установлено судьей городского суда, что 05 августа 2014 года АО «Волжский трубный завод» было выдано разрешение на выброс: загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 1322 на объекте Полигон захоронения отходов производства и потребления 3-4-5 классов опасности I категории HBOC со сроком действия по 01 июля 2019 года.

Исходя из материалов дела АО «Волжский трубный завод» до 01 января 2019 года выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно положениям ч. 1 и 7 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», выданное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух является действующим до дня получения комплексного экологического разрешения, срок выдачи которого для АО «Волжский трубный завод», как юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте, относящемся к области
применения наилучших доступных технологий, установлен не позднее 1 января 2025 года, а соответственно п. 12 Правил при расчете платы на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в данном случае не применим.

При таких обстоятельствах, вывод судьи городского суда о том, что действия АО «Волжский трубный завод» не позволяют судить о нарушении требований ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным.

На основании изложенного, судья городского суда обоснованно пришёл к выводу о том, что наличия в действиях АО «Волжский трубный завод» вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Оснований не согласиться с этими выводами судьи городского суда не имеется.

Доводы жалобы старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, не получивших надлежащей судебной оценки, не свидетельствуют о неправильности выводов судьи районного суда, а потому не являются достаточными для отмены состоявшихся по делу актов основаниями.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением судьи, вынесенным с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для его отмены.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Волжский трубный завод», - оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградским областям ТСА – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу может быть обжаловано и опротестовано в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Волгоградского областного суда подпись Д.Ю. Сукачев

КОПИЯ ВЕРНА

подпись судьи ______ Сукачев Д.Ю.

помощник судьи

(должность сотрудника аппарата суда)

Милохина Е.Р.

(Ф.И.О., подпись)

«24» ноября 2022 г.

07-1380/2022

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Волжский трубный завод"
Другие
Кряхтунов Антон Владимирович
ПАО "Трубная Металлургическая Компания"
Жукова Анастасия Валерьевна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Сукачев Дмитрий Юрьевич
Статьи

8.41

Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
07.11.2022Материалы переданы в производство судье
24.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022Дело оформлено
28.11.2022Дело передано в экспедицию
24.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее