Решение по делу № 33-4379/2021 от 20.07.2021

Председательствующий: Верещак М.Ю. Дело № <...>

                                     <...>

УИД: <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Кудря Т.Л.,

судей областного суда Паталах С.А., Поповой Э.Н.,

при секретаре Шваб Э.Д.,

рассмотрела в судебном заседании 19 августа 2021 г. дело по апелляционной жалобе Кривогиной Е.В., на решение Куйбышевского районного суда г.Омска от <...>, которым исковые требования Кривогиной Е. В. к ООО «Магнит», Администрации ЦАО г. Омска о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения Кривогиной Е.В.и ее представителя Кощеева О.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы; представителя ООО «Магнит» - Касаевой Е.В., выразившей согласие с постановленным решением, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кривогина Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Магнит», Администрации ЦАО г. Омска о признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда, указав, что истец является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <...>

На жилой дом по адресу: <...>, открыт лицевой счет № <...> на имя Кривогиной Е.В.

С апреля 2019 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами стал ООО «Магнит», имеющий лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности. С начала действия «мусорной реформы» договор на обращение с твердыми коммунальными отходами с истцом не заключали. Мусор не вывозился. Оплата за вывоз ТКО начисляется в полном объеме, с апреля 2019 года истцом не оплачивается. Начисления платежей за ТКО с апреля 2019 года осуществляется незаконно, поскольку данная услуга не оказывается. <...> г. Омска по неоднократным обращениям истца по поводу оборудования площадки для складирования мусора мер не принимала.

С учетом уточненных исковых требований просила признать действия ООО «Магнит» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТКО за период с <...> года незаконными. Взыскать с Администрации ЦАО г. Омска и ООО «Магнит» в пользу Кривогиной Е.В. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

Истец Кривогина Е.В. в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель истца по устному ходатайству Кощеев О.С. в судебном заседании требования уточненного искового заявления поддержал. Пояснил, что фактически услуга истцу не оказывалась, так как отсутствовала площадка для сбора мусора. Начисление платежей является незаконным и необоснованным.

Представитель ответчика ООО «Магнит» по доверенности Касаева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей г. Омска и Омской области. СНТ «Любитель-3» уклонялось от заключения договора с региональным оператором, в связи с чем в письменной форме договор с ним не заключался, соответственно, договор считается действующим в рамках типового договора, форма которого размещена на сайте регионального оператора. В непосредственной близости от СНТ «Любитель-3» установлен бункер для накопления ТКО членами СНТ «Амурский». Указанный контейнер заявлен к вывозу по договору, заключенному между ООО «Магнит» и СНТ «Амурский». В рамках исполнения договора с учетом заявленной членами СНТ «Амурский» периодичности, транспортирование ТКО осуществляется региональным оператором в полном объеме и в соответствии с договором. Указанная площадка в территориальной схеме обращения с отходами в Омской области отсутствует, она организована юридическим лицом СНТ «Амурский» для целей обращения с ТКО сотрудниками организации и садоводами, являющимися членами СНТ «Амурский». При этом потребитель не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов. Заявка на заключение письменной формы договора от Кривогиной Е.В. в установленный законом срок в адрес регионального оператора не поступала, соответственно, договор считается заключенным по форме, размещенной на официальном сайте регионального оператора. Транспортирование ТКО на территории Омской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой, создание и содержание мест накопления ТКО в компетенцию регионального оператора не входит. Места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования. Истец уведомлялась об обязанности использовать для целей обращения с ТКО только те площадки накопления, которые созданы органами местного самоуправления и внесены в Территориальную схему обращения с отходами Омской области, где указан адрес ближайшей площадки, которой она имеет возможность пользоваться. Действующим законодательством запрещено самостоятельно вывозить отходы, а также сжигать их. Потребители не имеют иных законом установленных способов обращения с ТКО, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения договора с региональным оператором и использования мест накопления ТКО.

Ответчик Администрация ЦАО г. Омска в судебное заседание представителя не направила. Возражений относительно заявленных исковых требований не представлено.

Третье лицо ООО «Омская энергосбытовая компания» в судебное заседание представителя не направила. В представленных в материалы дела письменных возражениях на исковое заявление указала, что истец обязан производить оплату коммунальной услуги обращение с ТКО, так как ООО «Магнит» как региональный оператор надлежащим образом исполняет свои обязательства.

Третье лицо СНТ «Любитель-3» в судебное заседание представителя не направило.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кривогина Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что суд не принял во внимание доводы истца об установлении специальной площадки для сбора мусора в районе ТСН СНТ «Любитель-3» лишь весной 2021 года. Иные площадки для сбора мусора были расположены ответчиком на расстоянии 1 - 1,5 километров от ТСН СНТ «Любитель-3», что лишало возможности их использования. Указывает, что ответчиками не были опровергнуты доводы истца об утилизации мусорных отходов путем их сожжения или сдаче в специализированные организации по переработке.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «Магнит» - Касаева Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Повторно указывает, что документом, регулирующим обращение с отходами образующихся на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, которая обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с ТКО. Нарушение схемы потоков является недопустимым для регионального оператора, при этом у потребителя также отсутствуют иные способы обращения с ТКО, кроме использования мест (площадок) накопления ТКО. За весь спорный период истец была обязана использовать для целей обращения с ТКО имеющиеся на тот момент специальные площадки. Указывает, что региональным оператором были оказаны услуги в полном объеме. Обращает внимание на то, что если при установке специальных площадок органами местного самоуправления превышено нормативное расстояние, то это не означает, что региональным оператором не осуществлялся вывоз с площадок накопления ТКО расположенных на большем чем 100 м. расстоянии от жилого дома истца.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного решения не находит.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 153, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 указанного Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354.

В соответствии с пунктом 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В силу пункта 148 (2) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2008 года № 641».

Согласно пункту 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8 (5) Правил обращения с ТКО).

В силу пункта 8 (17) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец Кривогина Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, а также расположенного на нем жилого дома, кадастровый номер которого <...>, объект зарегистрирован в ЕГРН в соответствии с назначением – «жилое».

Собственниками твердых бытовых отходов, в том числе, являются собственники жилого помещения в многоквартирном доме или в индивидуальном жилом строении.

На основании конкурсного отбора, проведенного в порядке Постановления Правительства РФ от 05 сентября 2016 г. № 881, ответчик ООО «Магнит» выбран региональным оператором по обращению с ТКО, в связи с чем между ООО «Магнит» и Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Свою деятельность ООО «Магнит» осуществляет на территории Омской области с <...>

Согласно информационному письму ООО «Омская энергосбытовая компания» от <...>, в целях реализации возложенных на регионального оператора обязанностей, связанных с обращением ТКО на территории Омской области, между ООО «Магнит» и ООО «Омская энергосбытовая компания» заключен агентский договор, предметом которого является ведение абонентской и претензионно-исковой работы с физическими лицами.

Для расчетов за коммунальные услуги по адресу: <...>, открыт лицевой счет № <...>, по которому производятся начисления за коммунальную услугу по обращению с ТКО с <...>

Таким образом, основанием для начисления платы за «обращение с ТКО» является заключенный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен отказ физического лица - потребителя от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соответствующие доводы подателя жалобы о праве потребителя на отказ от получения коммунальных услуг, которыми не пользуется, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции. У потребителя собственника жилого дома или части жилого дома имеется самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.

Типовой договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ООО «Магнит» (www.magnit-tko.ru) и является общедоступным.

<...> региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал в газете «Омский вестник» предложение о заключении договоров на вывоз твердых коммунальных отходов.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между заявителем и ООО «Магнит» является заключенным надлежащим образом, поскольку был опубликован на официальном сайте регионального оператора и вступил в законную силу на 16-й рабочий день после публикации.

Транспортирование ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Омской области, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26 мая 2020 г. № 39 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления в Омской области и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Омской области».

После опубликования вышеуказанного договора от истца в адрес ответчика возражения относительно договора не поступали, обратного в материалы дела не представлено.

Согласно статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что само по себе наличие права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, порождает у собственника обязанность по оплате вывоза ТКО, соответственно, учитывая фактическое представление ответчиком указанных услуг, наличие у истца обязанности, предусмотренной действующим законом по исполнению условий договора, ответчик вправе выставлять в адрес истца квитанции об оплате вышеуказанных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» пункт 148(24) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

- получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества;

- получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Согласно информационному письму ООО «Омская энергосбытовая компания» от <...>, по состоянию расчетов на <...>, задолженность Кривогиной Е.В. за период с <...> по <...> составляет <...> рублей.

Представленный в материалы дела расчет задолженности Кривогиной Е.В. проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится из расчета на одного проживающего человека с учетом установленных тарифов. Указание в квитанции отдельной строкой платы за обращение с ТКО соответствует требованиям действующего законодательства.

При этом из представленных истцом в материалы гражданского дела суда апелляционной инстанции квитанций за <...> года по лицевому счету № <...>, выставленных на имя Кривогиной Е.В. по адресу: <...> следует, что имеющаяся у абонента задолженность за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» в размере <...> рублей списана. Текущий платеж по состоянию на <...> года составляет <...> рублей.

С целью получения информации об основаниях списания вышеуказанной суммы задолженности и перерасчете начислений платы коммунальной услуги судом апелляционной инстанции были направлены соответствующие запросы в ООО «Омская энергосбытовая компания» и ООО «Магнит».

Поскольку установление обстоятельств, связанных с наличием задолженности, имеют юридическое значение для разрешения спора, соответствующие ответы и полученные письменные доказательства приняты в качестве дополнительных доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.

Согласно полученному ответу, сведения о сторнировании задолженности за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» в размере <...> рублей, выставляемые на имя абонента Кривогиной Е.В. указаны ошибочно в связи техническим сбоем в работе программного обеспечения. В настоящее время сбой в работе программного обеспечения устранен, верная информация о состоянии расчетов абонента будет отражена в квитанции за <...> года. Фактическая сумма задолженности Кривогиной Е.В. за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» по состоянию на <...> составляет <...> рублей.

Как следует из ответа генерального директора ООО «Магнит» - Егоян К.Г. на запрос суда апелляционной инстанции, данные для осуществления корректировки начислений по лицевому счету Кривогиной Е.В. были ошибочно переданы региональным оператором в адрес ООО «Омская энергосбытовая компания». Основанием для направления указанного письма являлась устная информация, сообщенная представителем общественности. Факт обращения к указанному лицу Кривогина Е.В. подтвердила в суде апелляционной инстанции. При этом уполномоченное лицо ответчика исходило из сезонного пользования садовыми строениями членами СНТ.

Учитывая, что принадлежащее Кривогиной Е.В. помещение, расположенное на территории садоводческого товарищества, имеет статус - «жилое», используется для постоянного проживания, письмом от <...> в ОЭК направлена информация об отсутствии оснований для перерасчета по лицевому счету Кривогиной Е.В.

Данный факт подтверждается представленным в материалы дела скриншотом из информационной программы регионального оператора, в которой зафиксированы указанные действия <...> и <...>

Как следует из статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», транспортирование отходов должно осуществляться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что законодателем установлен запрет на сжигание отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух, без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, на территориях организаций и населенных пунктов, а также на передачу ТКО лицам, не являющимся региональным оператором.

В связи с чем, доводы подателя жалобы об утилизации мусорных отходов путем их сожжения являются не состоятельными, не обеспечивающими соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе охрану окружающей среды и здоровья человека.

Потребители не имеют иных установленных законом способов обращения с ТКО, кроме как обеспечение обращения с ТКО путем заключения соответствующего договора с региональным оператором и использование мест (площадок) накопления ТКО.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что площадка накопления твердых коммунальных отходов в районе СНТ «Любитель-3» была установлена лишь весной 2021 года, а иные площадки находились на значительном расстоянии от участка истца, подлежат отклонению.

Согласно пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно пункту 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В отсутствие письменной формы договора с потребителем места накопления твердых коммунальных отходов следует определять исходя из сведений территориальной схемы обращения отходами в Омской области, которая не содержит ограничений по возможности использования площадок накопления твердых коммунальных отходов конкретными потребителями либо распределения площадок накопления твердых коммунальных отходов в пользование определенного круга потребителей.

Соответственно, истец вправе была осуществлять складирование твердых коммунальных отходов на любой площадке накопления, предусмотренной территориальной схемой.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Из представленного в материалы дела отзыва ООО «Магнит» следует, что договор обращения с ТКО между региональным оператором и СНТ «Любитель-3» заключен не был по причине уклонения последнего. При этом в непосредственной близости от <...>, по договору № <...> установлен контейнер для накопления ТКО членами СНТ «Амурский», транспортирование которого осуществляется региональным оператором в полном объеме.

Кроме того, ближайшая к месту проживания истца площадка накопления ТКО, включенная в территориальную схему, находится по адресу: <...>

Вместе с тем, то обстоятельство, что площадка накопления твердых коммунальных отходов до установления ее весной 2021 года на территории <...> была расположена на превышающем нормативное расстоянии от места нахождения принадлежащего истцу жилого помещения, не является основанием для удовлетворения иска.

Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров с жилым домом, их удаленное расположение от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором Кривогиной Е.В. оказана не была.

Факт надлежащего оказания услуг ООО «Магнит» (обслуживание указанных площадок накопления ТКО) подтверждается представленными в дело данными системы «Глонас».

Указанные площадки являются открытыми (общедоступными), данных о невозможности пользования указанными площадками истцом не представлено.

При этом действующим законодательством предусмотрена процедура создания площадок накопления твердых коммунальных отходов.

Так, в силу пункта 24 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в числе прочего:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с подпунктами 5.13, 5.16, пункта 17 Положения об Администрации Центрального административного округа <...>, утвержденного Омского городского Совета от <...> № <...> в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды Администрация Центрального административного округа г. Омска:

- принимает решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- определяет схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- осуществляет ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

Таким образом, в рамках осуществления полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Администрация ЦАО г. Омска обладает полномочиями по принятию решения о создании, а также по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории округа и ведения соответствующего реестра.

Пунктом 1.1 статьи 1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории <...>, утвержденных решением Омского городского Совета от <...> № <...> предусмотрено, что контейнерные площадки являются элементами благоустройства.

В силу подпункта 6 пункта 18 Положения о департаменте городского хозяйства, департамент в соответствии с возложенными на него задачами в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения осуществляет содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенных в границах <...>, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, полномочиями по непосредственному созданию, а также содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов обладает исключительно Департамент городского хозяйства Администрации <...> (является главным распорядителем бюджетных средств в этой части).

Для достижения возложенных на департамент целей и задач было создано БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», которое осуществляет основные виды деятельности в соответствии с муниципальным заданием учредителя - Департамента городского хозяйства Администрации <...>.

Результатом предоставления вышеуказанной муниципальной услуги является распоряжение главы администрации округа о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

После создания площадки накопления твердых коммунальных отходов, внесенной в реестр, с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Магнит» заключается соответствующий договор, на основании которого Региональный оператор обязан осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов.

Таким образом, после обращения истца в 2021 году в Администрацию ЦАО г. Омска с заявлением о создании площадки накопления твердых коммунальных отходов и проведения всех необходимых организационных мероприятий, весной 2021 года на территории СНТ «Любитель-3» были установлены контейнеры для сбора ТКО, что подтверждено представленными в материалы дела фотографиями.

Доказательств того, что Кривогина Е.В. обращалась к ответчику ранее с вопросом о необходимости установления на территории <...> площадки под ТКО, равно как и бездействия Администрации Центрального АО г.Омска в данной части, в материалы дела не представлено.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Статья 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Доводы о предоставлении услуги ненадлежащего качества региональным оператором подтверждения не нашли, соответственно оснований для взыскания компенсации морального вреда не установлено.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Учитывая местоположение принадлежащего истцу жилого дома, отсутствие соответствующей площадки обусловлено объективными причинами, при этом бездействие органа местного самоуправления, на которое ссылалась истец в обоснование требования о взыскании компенсации морального вреда, подтверждения не нашло.

Напротив, из материалов дела следует, что по обращению Кривогиной Е.В. соответствующая площадка в <...> была организована в период рассмотрения настоящего дела.

Доказательства обращения Кривогиной Е.В. в орган местного самоуправления в предшествующий направлению иска в суд период в материалах дела отсутствовали.

Учитывая основания иска, судом апелляционной инстанции было предложено истцу представить такие доказательства, в судебном заседании с указанной целью объявлялся перерыв, однако доказательств обращений и непринятия по ним мер не представлено.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами, а доводы апелляционной жалобы истца оставляет без удовлетворения.

Выводы суда первой инстанции мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйбышевского районного суда г.Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Кривогиной Е. В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено <...>

33-4379/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кривогина Елена Владимировна
Ответчики
Администрация ЦАО г. Омска
Региональный оператор по обращению с ТКО ООО МАГНИТ
Другие
ООО Омская энергосбытовая компания
ТСН СНТ Любитель-3
Суд
Омский областной суд
Судья
Кудря Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
20.07.2021Передача дела судье
05.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021Передано в экспедицию
19.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее