Решение по делу № 2-3624/2024 от 15.08.2024

Дело № 2-3624/2024

УИД 52RS0016-01-2024-004393-32

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2024 года              г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской областив составе председательствующего судьи Полевой Я.И., при секретаре Горбуновой Н.В., с участием истца Зубковой Я.М., представителя администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области – Пятановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубковой Я. М. к администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, министерству строительства Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Зубкова Я.М. обратилась в Кстовский городской суд Нижегородской области с иском об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование исковых требований указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В свидетельстве о рождении Зубковой Я.М. сведений об отце не имеется, мать – Зубкова М.В. лишена родительских прав на основании решения Кстовского городского суда Нижегородской области от 26.11.2018 по делу № 2-2525/2018.

Постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 2682 от 04.12.2020 истец включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем на территории Кстовского муниципального округа Нижегородской области.

Таким образом, по достижению возраста 18 лет истец Зубкова Я.М. должна быть обеспечена жилым помещением.

(дата обезличена) Зубковой Я.М. исполнилось 18 лет, однако до настоящего времени жильем она не обеспечена, чем нарушаются ее права.

В судебное заседание истец Зубкова Я.М. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области Пятанова А.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменного отзыва (л.д. 23-28).

Министерство строительства Нижегородской области направило в материалы дела письменный отзыв (л.д. 25), в котором также просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Нижегородской области, будучи извещенным о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.

Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1).

В силу пункта 9 статьи 8 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Зубкова Я.М. родилась 28.05.2006, что подтверждается свидетельством о рождении от 13.06.2006 I-TH № 812525 (л.д.8), согласно которому сведений об отце Зубковой Я.М. не имеется, мать – Зубкова М.В.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 26.11.2018 по делу № 2-2525/2018 Зубкова М.В. лишена родительских прав в отношении Зубковой Я.М. (л.д. 9-11).

В соответствии со сведениями, представленными Управлением Росреестра по Нижегородской области, объектов недвижимого имущества в собственности Зубковой Я.М. не имеется.

Постановлением администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области № 2682 от 04.12.2020 истец включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем на территории Кстовского муниципального округа Нижегородской области (л.д. 13).

Таким образом, в настоящее время Зубкова Я.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достигла возраста 18 лет.

Иное жилье, а также субсидии или социальные выплаты Зубковой Я.М. не выделялись, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие доводы истца о необходимости предоставления ей жилого помещения, подтверждающие ее статус, отсутствие в собственности недвижимого имущества, постановку её на специальный учет.

Доводы администрации об отсутствии у истца права на предоставление жилого помещения ввиду того, что в настоящее время Зубкова Я.М. обучается по очной форме обучения в Вадском филиале ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» со сроком обучения с 03.10.2022 по 30.06.2025 судом отклоняются, поскольку само по себе прохождение обучения не исключает возможность предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ.

Суд учитывает, что закон не определяет срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

То обстоятельство, что в настоящее время истец продолжает обучение в образовательной организации профессионального образования не влияет на возможность реализации ею права на предоставление жилого помещения, а лишь, определяет порядок осуществления такого права, что исключает возможность отказа в иске как отказа в защите права.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отметил, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, поскольку Зубкова Я.М. в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, возлагает обязанность на администрацию Кстовского муниципального округа Нижегородской области предоставить истцу в благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах социальной нормы представления жилья.

Суждения администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области о необходимости указания в решении суда за счет каких денежных средств должен исполняться судебный акт, судом отклоняются ввиду следующего.

Частью 8 ст.8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) установлено, что дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 и п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом из законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отделенных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу пп. 6 п. 1 ст. 2, ст. 6 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" обязанность по исполнению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, возложена на органы местного самоуправления; финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, суд отмечает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Применительно к изложенному выше, вопросы финансирования соответствующих мероприятий урегулированы вышеназванными положениями закона. Именно администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области как орган местного самоуправления, наделенный в установленном Федеральном законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядке полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, является надлежащим ответчиком по делу, в то время как в удовлетворении аналогичных требований к Министерству строительства Нижегородской области следует отказать как к ненадлежащему ответчику.

Также суд отмечает, что в силу требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

От ответчика поступило ходатайство об установлении реального срока исполнения решения суда.

Предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду, что требует значительно времени.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом, учитывая, что приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует определенного времени, с учетом мнения истца Зубковой Я.М., не возражавшей против удовлетворения ходатайства ответчика, суд полагает необходимым предоставить администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                    

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Зубковой Я. М. к администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, министерству строительства Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Кстовского муниципального округа Нижегородской области (ИНН 5250000838) предоставить ФИО10, (дата обезличена) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

    В части исковых требований ФИО11 к министерству строительства Нижегородской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кстовский городской суд.

Судья Я.И.Полевая

Мотивированное решение суда изготовлено 13.12.2024.

2-3624/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубкова Яна Максимовна
Ответчики
Администрация Кстовского муниципального округа
Министерство строительства Нижегородской области
Другие
Управление Росреестра по Нижегородской области
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Полевая Яна Игоревна
Дело на странице суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
15.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2024Подготовка дела (собеседование)
19.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2024Судебное заседание
13.12.2024Судебное заседание
13.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее