Дело № 2а-27/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
посёлок Большой Царын 24 января 2022 года
Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Ботаева Б.Л.,
при секретаре Доржиеве Д.С.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия Арнюдаевой Ц.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
<адрес> Республики Калмыкия, действующий в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения, распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, выявлено размещение на сайте с адресом: <адрес>, информации о криминальной субкультуре «АУЕ» (арестантское уголовное единство, или арестантский уклад един, или арестантское уркаганское единство). На указанном интернет-сайте (странице) под именем «Арестант (вечно молодым)» указана информация, пропагандирующая криминальную субкультуру АУЕ, криминальные традиции, пропаганда насилия как средство достижения цели, призывы к совершению преступлений и правонарушений и иные материалы, наносящие вред здоровью несовершеннолетним. Вход на сайт является свободным, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса, воспользоваться услугами сервиса может любой Интернет-пользователь. Свободный доступ к указанному Интернет-ресурсу подвергает несовершеннолетних пользователей, в силу их особенностей психоэмоционального развития, негативному воздействию и воспитывает противоправное поведение. Установить владельца сайтов не представляется возможным. Просит признать информацию, размещенную на указанном интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а также обратить решение к немедленному исполнению путем направления его копии в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения в Единый реестр в установленном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Калмыкия Арнюдаева Ц.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по <адрес> и <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании ч.1 ст.9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 и 6 ст.10 данного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1 ст.15 Федерального закона).
В силу ч.1-3, п.2 ч.5 ст.15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет нарушений законодательства Российской Федерации в области размещения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
По итогам проверки составлен акт осмотра сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на сайте с адресом: <адрес>, размещена информация, склоняющая граждан к привлечению внимания к криминальному укладу, а также на формирование положительного отношения к деструктивному движению «АУЕ».
Актом осмотра вышеуказанного сайта, составленного помощником прокурора <адрес> Республики Калмыкия, зафиксированы вышеуказанные обстоятельства, к акту приложены скриншоты страниц, из которых также следует, что в ходе проверки не удалось установить информацию о владельце сайта в сети «Интернет».
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, в том числе пропагандирующей употребление алкогольной продукции и табачных изделий, насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, информации порнографического характера.
Пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Интернет-ресурс с электронным адресом http://vk.com.club190003822 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенный на официальном Интернет-сайте Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, не включен.
В целях восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства доступ к спорному электронному адресу сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, следует ограничить.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Поскольку замедление исполнения решения суда может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, суд считает, что имеются основания для обращения его к немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о полном удовлетворении заявленных административных исковых требований прокурора.
Решение суда является основанием для включения спорной электронной страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 175-180, 188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░-░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░