Дело №
УИД 76RS0014-02-2020-000831-22
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 15 декабря 2020 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Нувахова О.А., при секретаре Блохиной А.Д., рассмотрев жалобу АО «Федеральная пассажирская компания», юридический адрес: г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34 <данные изъяты>, на постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением №36 начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту ФИО 1 от 07.10.2020 года АО «Федеральная пассажирская компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Из постановления следует, что 11 сентября 2020 года со станции Анапа был отправлен детский поезд № 593/594 Анапа-Воркута, Новороссийским филиалом по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» проведено динамическое наблюдение за посадкой организованной группы детей и проведен отбор проб воды из всех пассажирских вагонов и двух вагонов ресторанов. Согласно протоколу № 1394-1407 от 15.09.2020г., выполненному в ИЛЦ Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» качество питьевой воды на разводящей сети в вагонах пассажирского поезда №593/594 «Анапа-Воркута»: краны вагонов №№ 26822, 26533, 26228, 63509, 26681, 26483, 26632, 63452, 26574 не соответствует требованиям п. 3.3 таблица 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям: установлено превышение общее микробное число (ОМЧ), нарушение ст. 19 Закона № 52-ФЗ, п. 5.1.25 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 3 марта 2003 г), о чем свидетельствует протокол лабораторных испытаний №1394-1407 от 15.09.2020 года, экспертное заключение к протоколу лабораторных испытаний. Согласно экспертному заключению к протоколу лабораторных испытаний №1394-1407 от 15.09.2020 г. в пробах, отобранных в системе холодного водоснабжения вагонов пассажирского поезда № 593/594 «Анапа-Воркута» в кранах вагонов №№26822, 26533, 26228, 63509, 26681, 26483, 26632, 63452, 26574 также выявлен рост микроорганизмов. Таким образом, АО «ФПК» допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Считая постановление незаконным, АО «ФПК обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и события административного правонарушения. В жалобе указано, что нарушен порядок привлечения к административной ответственности, юридическое лицо АО «ФПК», ни его законный представитель не были надлежащим образом уведомлены о дате составления протокола, о времени и месте рассмотрения дела, представитель АО «ФПК» с протоколом не было ознакомлено, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для отмены оспариваемого постановления. Кроме того, АО «ФПК» предприняты все меры по соблюдению СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», при подготовке поезда проведена профилактическая дезинфекция систем водоснабжения вагонов поезда метолом хлорирования, после проведения ТО вагонам 6 сентября 2020 года по ст. Сыктывкар и в пути следования поезда 08.09.2020 г. по ст. Печора работниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» был проведен отбор пробы воды из вагонов, нарушений требований СанПин выявлено не было. По прибытию поезда 593/594 из рейса с вагонов была слита вода, проведена промывка систем водоснабжения, повторно проведена дезинфекция и взяты пробы, согласно протоколов лабораторных исследований, нарушений требований СанПин не выявлено.
Представитель АО «ФПК» по доверенности Новожилова Е.П. жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам и основаниям.
Представитель административного органа Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в судебное заедание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя АО «ФПК», изучив представленные материалы, материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Объектом данного административного правонарушения выступают публично-правовые, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, объективную сторону составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению, субъектами являются граждане и должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанности которых входит соблюдение требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в числе прочего обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 19 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Кроме того, санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, помимо прочих нормативно-правовых актов, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 24 от 26 сентября 2001 года.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, 11 сентября 2020 года со станции Анапа был отправлен детский поезд № 593/594 Анапа-Воркута, Новороссийским филиалом по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», проведено динамическое наблюдение за посадкой организованной группы детей и проведен отбор проб воды из всех пассажирских вагонов и двух вагонов ресторанов.
Согласно протоколу № 1394-1407 от 15.09.2020г., выполненному в ИЛЦ Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» качество питьевой воды на разводящей сети в вагонах пассажирского поезда №593/594 «Анапа-Воркута»: краны вагонов №№ 26822, 26533, 26228, 63509, 26681, 26483, 26632, 63452, 26574 не соответствует требованиям п. 3.3 таблица 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям: установлено превышение общее микробное число (ОМЧ). Согласно экспертному заключению к протоколу лабораторных испытаний №1394-1407 от 15.09.2020 г. в пробах, отобранных в системе холодного водоснабжения вагонов пассажирского поезда № 593/594 «Анапа-Воркута» в кранах вагонов №№26822, 26533, 26228, 63509, 26681, 26483, 26632, 63452, 26574 также выявлен рост микроорганизмов.
АО "ФПК", оказывая услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, обязано обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения посредством обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой им деятельности.
Вместе с тем АО "ФПК" нарушило п. 2, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, п. 4.2.1 СП 2.5.1198-03, поскольку качество питьевой воды, отобранной в вагонах №26822, 26533, 26228, 63509, 26681, 26483, 26632, 63452, 2657 состава поезда№ 593/594 Анапа-Воркута, не соответствует требованиям "СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ N 24 от 26 сентября 2001 года, в связи с чем, действия АО "ФПК" верно квалифицированы должностным лицом и судьей по ст. 6.5 КоАП РФ.
Вина АО "ФПК" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, подтверждена исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, в том числе, постановлением по делу об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении АО "ФПК" от 07.10.2020 года, протоколом № 1394-1407 от 15.09.20202 г., выполненном ИЛЦ Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», экспертным заключением к протоколу лабораторных испытаний и другими доказательствами, имеющимися в деле.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях АО "ФПК" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в данном случае должностным лицом административного органа назначено в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, в связи с чем, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному
Постановление о привлечении общества к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы заявителя жалобы о том, что АО «ФПК» надлежащим образом не извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, несостоятельны.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
На основании статьи 25.15 КоАП РФ, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В пунктах 24 и 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП Российской Федерации
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.
Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Как следует из материалов дела, повестка от 16.09.2020 г., которым общество вызывалось на 25.09.2020 года на составление протокола об административном правонарушении, направлена в адрес филиала АО «ФПК» по адресу: г.Ярославль, ул. Свободы, д.17а.
Направление извещения не по юридическому адресу общества, а по адресу, где находится филиал общества, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем уведомлении общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении N 20 составлен 25 сентября 2020 года в присутствии представителя АО «ФПК» Новожиловой Е.П., действующей по общей доверенности от 25.07.2019 г.
Согласно указанной доверенности Новожилова Е.П. уполномочена в том числе на представление интересов АО «ФПК» с правом подписания актов проверки, предписаний, протоколов, участие в производстве по делу об административном правонарушении в качестве представителя или защитника с правом совершения всех процессуальных действий, предусмотренных ст. 25.5 КоАП РФ.
Следовательно, Новожилова Е.П. имела полномочия на представление общества при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, административным органом обществу была обеспечена возможность защищать свои права в рамках административного производства.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции филиала общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление №36 начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту ФИО 1 от 07.10.2020 года о привлечении АО «Федеральная пассажирская компания» к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу АО «Федеральная пассажирская компания», - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.А.Нувахова