Дело № 5-1043/2020
УИД № 29RS0008-01-2020-004803-28
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
25 декабря 2020 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Замятина Инга Валерьевна рассмотрев 23 декабря 2020 года в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецстрой», имеющего ИНН 2904019256, ОГРН 1082904000167, постановленного на учет 06 февраля 2008 года в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, расположенной по адресу: г. Архангельск, ул. Логинова, д. 29, находящегося по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ул. Мелентьева, д. 16Б, корп. 3, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой» (далее - ООО «Спецстрой») виновно в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
19 ноября 2020 года в 15 часов 05 минут установлено, что ООО «Спецстрой» в нарушение п. 35 Указа Губернатора Архангельской области № 28-у от 17 марта 2020 года «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (в редакции от 27 октября 2020 года № 155-у) (далее - Указ Губернатора) не разместило в подъезде № 1 дома № 8 по ул. .... в г. Котласе Архангельской области актуальный график дезинфекционных мероприятий общего имущества многоквартирного дома.
В судебном заседании защитник юридического лица Румянцев А.В. вину в совершении административного правонарушения не признал. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Пояснил, что сотрудники Службы спасения не уполномочены на составление протокола об административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ, тем самым нарушили требования п. 20 Указа Губернатора.
Обследование подъездов многоквартирного дома, находящегося под управлением ООО «Спецстрой», проведено незаконно, нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ), поскольку фактически была осуществлена плановая проверка в отношении управляющей организации.
Приложенная к протоколу об административном правонарушении видеозапись не подтверждает наличие в действиях ООО «Спецстрой» административного правонарушения, вызывает сомнения в содержащейся информации.
В акте обследования мест общего пользования не указаны дата проведения обследования; наименование документа (распоряжения), на основании которого проведена проверка юридического лица; сведения о составе рейдовой группы, задании для нее, номер рейдового задания по учетному журналу; сведения о местах (адресах) расположения информационых стендов с графиками проведения дизенфекции и без графиков; сведения о свидетелях, то есть лиц, не заинтересованных в проведении проверки. Кроме того, при обследовании не присутствовал представитель управляющей компании. Нарушены требования закона в части проведения рейдовых мероприятий, порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых рейдовых осмотров. Также нарушены положения ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ, регламентирующие порядок возбуждения дела об административном правонарушении и сроки составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, акт обследования, видеозапись, протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами.
Также обращает внимание на то, что собственники приняли решение о самостоятельной уборке подъезда № 1 в доме № 8 по ул. .... в г. Котласе. Но, несмотря на это, все мероприятия по дезинфекции своевременно осуществлялись сотрудниками ООО «Спецстрой». Так на основании приказов от 27 марта 2020 года, 05 ноября 2020 года назначен ответственный за организацию дезинфекционных мероприятий, а именно - ФИО1 Приобретены необходимые дезинфицирующие средства, которые вместе с графиками уборки (которые необходимо разместить в подъездах) переданы уборщикам, осуществлявшим дезинфекцию. Так, лицо, производившее 13 ноября 2020 года дезинфекцию в подъезде № 1 дома № 8 по ул. .... в г. Котласе, разместило на стенде в том же подъезде график.
Отсутствие графика на стене в момент обследования не подтверждает не проведение дезинфекции во всем доме. Кроме того, отсутствие актов обследования по другим подъездам о не размещении графиков дает основание утверждать, что графики были размещены, но в одном подъезде жители, не понимая суть документа, сорвали его.
Выслушав объяснения защитника юридического лица, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, судья пришел к следующему.
Административная ответственность по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается именно в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 1 апреля 2020 года).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, организации обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (пп. «б» п. 3, Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 98-ФЗ).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Губернатором Архангельской области принят указ от 17 марта 2020 года N 28-у, которым на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Пунктом 35 данного Указа (в редакции от 27 октября 2020 года № 155-у) предписано управляющим компаниям, иным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами на территории Архангельской области, обеспечить размещение на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах.
ООО «Спецстрой», являясь управляющей компанией, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было, а именно: не обеспечило размещение на доске объявлений, расположенной в подъезде № 1 дома № 8 по ул. .... в г. Котласе, актуального графика дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирном доме.
Факт совершения ООО «Спецстрой» административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных по делу следующих доказательств:
- протоколом об административном правонарушении, который составлен правильно уполномоченным постановлением главы МО «Котлас» от 23 апреля 2020 года № № должностным лицом - начальником МКУ городского округа Архангельской области «Котлас» «Служба спасения», в присутствии защитника юридического лица и в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения об ООО «Спецстрой»как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Предусмотренные законом требования к процедуре составления протокола об административном правонарушении должностным лицом соблюдены. Копия протокола защитнику вручена. Реализуя по своему усмотрению процессуальные права, защитник юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении, указал, что с протоколом не согласен ввиду отсутствия события вмененного правонарушения;
- актом обследования мест общего пользования (лестничных клеток) многоквартирного жилого дома от 19 ноября 2020 года, согласно которому 19 ноября 2020 года установлено отсутствие на доске объявлений в подъезде № 1 указанного выше данного многоквартирного дома актуального графика дезинфекционных мероприятий общего имущества многоквартирного дома;
- видеозаписью осмотра мест общего пользования многоквартирного дома, размещенной на СD-RW, которой зафиксирован факт отсутствия на информационном стенде, расположенного в подъезде многоквартирного дома,актуального графика дезинфекционных мероприятий. Размещены лишь сведения об управляющей компании - ООО «Спецстрой»;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой ООО «Спецстрой» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого, является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32).
В перечень домов, находящихся под управлением ООО «Спецстрой», входит многоквартирный дом № 8 по ул. .... в г. Котласе Архангельской области.
Совокупность установленных обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы защитника об отсутствии в действиях ООО «Спецстрой» события административного правонарушения и о том, что юридическое лицо не было ознакомлено с распоряжением о назначении и проведении проверки, уведомлено о начале проведения проверки и не участвовало в его проведении, признаются не состоятельными.
Решения о проведении проверки как плановой, так и внеплановой в отношении ООО «Спецстрой» в администрации городского округа Архангельской области «Котлас» не принималось. Проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в виде плановых рейдовых осмотров мест общего пользования (лестничных клеток) многоквартирных домов в г. Котласе на предмет исполнения п. 35 указа Губернатора.
Проведение рейдовых мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами осуществлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.3, предусматривающей возможность рейдового осмотра территорий, ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
После проведения рейдового осмотра были приняты меры пресечения путем составления протокола об административном правонарушении и привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Объектом проверки ООО «Спецстрой» не являлось, поскольку заданием охватывалась в целом территория городского округа Архангельской области «Котлас».
При таких обстоятельствах утверждения о нарушении в ходе осмотра положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ несостоятельны.
В этой связи действия ООО «Спецстрой» подлежат квалификации по ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и обстоятельства административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность ООО «Спецстрой», не установлено.
С учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, обстоятельств рассматриваемого дела, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья полагает необходимым назначить ООО «Спецстрой» наказание в виде административного штрафа.
Вместе с тем, судья полагает возможным назначить юридическому лицу административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Административное наказание в соответствии со ст. 3.1 ч. 1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания судья должен исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Согласно ст. 4.1 ч. 3.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что ООО «Спецстрой», являющееся субъектом малого предпринимательства, ранее привлекалось к административной ответственности, то есть оно не является злостным правонарушителем, какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность, по делу не установлены.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, наступивших последствий и финансового положения предприятия в период пандемии, судья считает возможным снизить размер административного наказания в виде административного штрафа с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 50 000 рублей.
Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлены. В данном случае правонарушение посягает на безопасность и здоровье граждан и может повлечь возникновение и распространение заболеваний среди населения Российской Федерации. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Резолютивная часть постановления объявлена судьей 23 декабря 2020 года, а мотивированное постановление изготовлено 25 декабря 2020 года. Таким образом, в силу ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ датой вынесения постановления по делу об административном правонарушении является 25 декабря 2020 года.
Руководствуясь статьи 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
признать общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Главное Управление МЧС России по Архангельской области), ИНН 2901129780, КПП 290101001, БИК 041117001, р/с 40101810500000010003, банк: Отделение Архангельск г. Архангельск, код ОКТМО 11701000, лицевой счет 04241784330, КБК 177 1 16 01201 01 0601 140.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного постановления, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитником - в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 25 декабря 2020 года.
Судья И.В. Замятина