РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2019 года г.Иркутск
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Аюшеевой В.М.,
с участием административного истца Клименко О.Н., административного ответчика Сороковиковой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Клименко Ольги Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка <ФИО>10, к судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области Сороковиковой Валентине Николаевне о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Клименко О.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области Сороковиковой В.Н., выразившиеся в уменьшении размера алиментов, взысканных с Клименко М.А. в её пользу на содержание <ФИО>14; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем совершения предусмотренных законом исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения, в том числе вынесения постановления о взыскании с должника Клименко М.А. недоплаченной суммы алиментов в размере <данные изъяты> рубля.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании решения мирового судьи судебного участка № 10 Куйбышевского района г.Иркутска от <дата> года, судебным приставом-исполнителем ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району <дата> года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, предметом исполнения которого является взыскание с должника Клименко М.А. алиментов на содержание <ФИО>15 <ФИО>9 Алименты взысканы в твердой денежной сумме в размере <данные изъяты> рублей, равной 1,46 части прожиточного минимума, с последующей индексацией, пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума по Иркутской области для детей. По состоянию на 25 мая 2018 года у должника имелась задолженность по алиментам в размере <данные изъяты> рубля, которая в последующем была удержана из его пенсии. С 01 октября 2018 года ежемесячно в счёт уплаты алиментов на содержание ребенка с должника удерживалась сумма в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, однако 03 декабря 2018 года на счет административного истца были зачислены алименты в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, поскольку судебный пристав-исполнитель Сороковикова В.Н. обратилась в ЦСКО ПАО «<данные изъяты>» с письмом об уменьшении размера алиментов на содержание ребенка. Считает, что судебный пристав-исполнитель своими действиями, выразившимися в уменьшении размера алиментов на содержание ребенка, допустила нарушение прав административного истца и несовершеннолетней.
Административный истец Клименко О.Н. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объёме по изложенным в нём основаниям, просила его удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что даже если и получала от должника Клименко М.А. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, то не располагает сведениями, что они были перечислены ей в счет погашения задолженности по алиментам, таким образом, у административного ответчика не было правовых оснований для изменения размера алиментов на сумму <данные изъяты> рубля. Считает, что действиями административного ответчика были нарушены и её права, так как деньги в счет уплаты алиментов зачисляются на её расчётный счёт.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области Сороковикова В.Н. в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила в их удовлетворении отказать. Поддержала свои письменные возражения, пояснив суду, что 25 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о расчёте задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетней <ФИО>11 согласно которому задолженность должника Клименко М.А. по алиментам за период с 01 марта 2017 года по 30 апреля 2017 года составляет <данные изъяты> рубля. Задолженность образовалась в связи с тем, что до ноября 2017 года ЦСКО <данные изъяты> индексацию алиментов не производил. 16 августа 2018 года Клименко М.А. было объявлено о наличии задолженности, после чего он в тот же день оплатил задолженность в добровольном порядке, перечислив на расчётный счёт административного истца <данные изъяты> рублей, что подтверждается банковской выпиской. В связи с этим в ЦСКО <данные изъяты> было направлено указание при произведении удержания из пенсии Клименко М.А. данную сумму не взыскивать. В октябре 2018 года от Клименко М.А. поступило заявление, что с него указанная сумма задолженности была удержана повторно, поскольку в октябре 2018 года размер алиментов на содержание несовершеннолетней составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что на <данные изъяты> рубля больше, чем обычный размер удерживаемых с него ежемесячно алиментов. В связи с этим, после направления в ЦСКО <данные изъяты> соответствующего указания, в декабре 2018 года на счёт административного истца было осуществлено зачисление алиментов в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, то есть за вычетом ранее повторно удержанной суммы задолженности. Таким образом, её действиями не нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего ребёнка.
Представители заинтересованных лиц УФССП России по Иркутской области, ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по городу Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области, ГУ УМВД России по Иркутской области в лице пенсионного отдела, заинтересованное лицо Клименко М.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, какие-либо заявления или ходатайства от них судом не получены.
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.
Суд, выслушав пояснения административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> года решением мирового судьи 10-го судебного участка Куйбышевского района г.Иркутска исковые требования Клименко О.Н. удовлетворены. С Клименко М.А. в пользу Клименко О.Н. на содержание <ФИО>12., <дата> года рождения, взысканы алименты в твёрдой денежной сумме в размере <данные изъяты> рублей, равной 1,56 части величины прожиточного минимума, с последующей индексацией, пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума по Иркутской области для детей, начиная взыскание с 01 марта 2017 года и до совершеннолетия ребёнка. Решение вступило в законную силу 17 февраля 2017 года.
22 февраля 2017 года, в соответствии с исполнительным листом, выданным на основании вышеуказанного решения, судебным приставом-исполнителем ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №<номер>, предметом которого является взыскание с Клименко М.А. алиментов на содержание <ФИО>13
В тот же день постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительный документ был направлен для исполнения в Пенсионный Фонд МВД по адресу: г.Иркутск, ул.Урицкого, д.22, поскольку установлено, что Клименко М.А. с 28 июня 2015 года является получателем военной пенсии по линии МВД РФ.
03 апреля 2018 года административный истец Клименко О.Н. обратилась в службу судебных приставов-исполнителей с заявлением о предоставлении ей расчёта задолженности по алиментам за период с 01 марта 2017 года. В связи с поступившим заявлением судебным приставом-исполнителем ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району Сороковиковой В.Н. 10 апреля 2018 года в ЦСКО <данные изъяты> был направлен запрос на сведения об имеющейся у Клименко М.А. задолженности по алиментам.
Согласно ответу на запрос, поступившему из отдела военных пенсий Управления нетранзакционных операций № 2 Регионального центра сопровождения розничного бизнеса г.Самара ПАО Сбербанк (исх.16.05.2018), в связи с произведенной индексацией согласно требованиям Федерального закона от 14.11.2017 N 321-ФЗ "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедуры взыскания алиментов", начиная с марта 2018 года сумма ежемесячного удержания алиментов с Клименко М.А. на содержание несовершеннолетней Клименко П.М. составляет 15169 рублей 40 копеек. По состоянию на 16 мая 2018 года задолженность по алиментам отсутствует.
25 мая 2018 года судебным приставом-исполнителем, в связи с произведенной индексацией, на основании ст.102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вынесено постановление о расчёте задолженности по алиментам, согласно которому задолженность Клименко М.А. по алиментам за период с 01 марта 2017 года по 30 апреля 2017 года составила <данные изъяты> рубля. В связи с этим административным ответчиком в адрес ЦСКО <данные изъяты> 06 июня 2018 года направлено уточнение к постановлению с просьбой произвести удержание из заработной платы Клименко М.А. в размере выявленной при перерасчёте задолженности в сумме <данные изъяты> рубля.
Информация о задолженности по алиментам в указанном размере была доведена до сведения должника административным ответчиком 16 августа 2018 года посредством телефонограммы.
В тот же день задолженность по алиментам была уплачена Клименко М.А. добровольно, в подтверждение чего в материалах дела представлена выписка по банковскому счёту, согласно которой 16 августа 2018 года Клименко М.А. перечислил на карточный счёт <номер>, принадлежащий Клименко Ольге Николаевне, <данные изъяты> рублей.
Однако 08 октября 2018 года Клименко М.А. обратился в адрес службы судебных приставов с заявлением, в котором указал, что сумма задолженности по алиментам была удержана с него повторно, поскольку в октябре 2018 года размер алиментов на содержание несовершеннолетней составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что на <данные изъяты> рубля больше, чем обычный размер удерживаемых с него ежемесячно алиментов.
Из материалов дела, в том числе из расшифровки начисленных и удержанных сумм <данные изъяты>, а также копии постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 15 января 2019 года, следует, что в августе 2018 года на счёт административного истца были перечислены алименты на содержание <ФИО>16 в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что на <данные изъяты> рублей больше размера обычно удерживаемых ежемесячно алиментов, который составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
При этом в октябре 2018 года размер удержанных с Клименко М.А. на содержание <ФИО>17 алиментов составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что также на <данные изъяты> рубля больше, чем размер обычно удерживаемых ежемесячно алиментов.
В связи с установлением факта самостоятельного погашения должником суммы задолженности по алиментам, а затем повторного её удержания из пенсии Клименко М.А. административным ответчиком в адрес ЦСКО <данные изъяты> 01 ноября 2018 года было направлено указание при произведении удержания денежных средств из пенсии Клименко М.А. сумму в размере <данные изъяты> рубля не взыскивать, в связи с чем 03 декабря 2018 года размер перечисленных на счёт административного истца денежных средств в счёт алиментов составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (<данные изъяты>).
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании исполнительным производством №<номер>.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 года N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229 "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам регламентированы положениями статьи 102 названного Федерального закона "Об исполнительном производстве", и статьей 113 Семейного кодекса РФ.
На основании ст. 37 ГПК РФ, ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об исполнительном производстве», права свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от14 до 18 лет, защищают в процессе их законные представители.
Взыскиваемые по исполнительному документу алименты, являются собственностью ребенка, а не его законного представителя, представитель является лишь распорядителем таких денежных средств, расходование которых определено законом на цели содержания воспитания и образования ребенка.
Согласно пункту 3 статьи 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (ч. 4 ст. 102).
В соответствии с п.п.1, 2 ст.102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об исполнительном производстве», при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, которым направлен в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, исполнительный документ (копия исполнительного документа), производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В соответствии со ст.64 названного Закона, с целью создания условий, направленных на применение мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Нормы Семейного кодекса РФ, гражданско-процессуального законодательства и Федерального закона "Об исполнительном производстве" не позволяют судебному приставу-исполнителю самостоятельно изменять размер алиментов, взыскиваемых по исполнительному документу, однако при этом наделяют его правом приводить размер взыскиваемых алиментов в соответствие с законом, а именно производить индексацию алиментов, определять размер задолженности, а также устанавливать доли к заработной плате при взыскании алиментов в долевом порядке в случае фактического исполнения алиментных обязательств в отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, и наличия других несовершеннолетних детей, на содержание которых взысканы алименты.
В то же время судебный пристав-исполнитель обязан соблюдать положения ФЗ «Об исполнительном производстве» и исполнять требования, содержащиеся в судебном акте, на основании исполнительных документов в порядке, установленном федеральными законами.
На основании изложенных норм права и фактически установленных обстоятельствах дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку материалами исполнительного производства подтверждено производство судебным приставом-исполнителем исполнительских действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа. Оспариваемые действия должностного лица были приняты в соответствии с положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве», поскольку, как установлено в судебном заседании, уменьшение размера алиментов, перечисленных должником на содержание <ФИО>18 03 декабря 2018 года было произведёно правомерно, за вычетом ранее повторно удержанной с должника суммы задолженности.
Доказательств того, что сумма в размере <данные изъяты> рублей 16 августа 2018 года была перечислена должником Клименко М.А. на счет административного истца не в счёт погашения задолженности, а по иным основаниям, административным истцом суду, в нарушение положений ст.226 КАС РФ, не представлено.
Доводы административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель фактически своими действиями изменила размер алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, основан на ошибочном толковании норм права. При этом судом установлено, что в январе 2019 года взыскателем на содержание <ФИО>19 получены алименты в размере, установленном решением мирового судьи 10-го судебного участка Куйбышевского района г.Иркутска <дата> года, с учетом проведенной индексации.
Таким образом, оспариваемые меры административным ответчиком были приняты к восстановлению нарушенных интересов одной из сторон исполнительного производства. Доказательств нарушения в результате действий административного ответчика прав и законных интересов административного истца, несовершеннолетнего ребёнка, административным истцом не представлено и судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска Клименко О.Н. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Сороковиковой В.Н., выразившихся в уменьшении размера алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, надлежит отказать. В связи с этим у суда отсутствуют и основания для удовлетворения требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175 –180, 226 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Клименко Ольги Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка <ФИО>20, к судебному приставу-исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Иркутску и Иркутскому району УФССП России по Иркутской области Сороковиковой Валентине Николаевне о признании действий, выразившихся в уменьшении размера алиментов, незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Т.Н. Глухова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>