Решение по делу № 12-207/2022 от 29.06.2022

38RS0032-01-2021-005834-13

Р Е Ш Е Н И Е

08 августа 2022 года г.Иркутск

Судья Ленинского районного суда г.Иркутска Заблоцкая М.Н., с участием Кондратьева С.С., рассмотрев жалобу Кондратьева С.С. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, Республики Бурятия в границах Центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО5 от ****год по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении Кондратьева С.С.,

УСТАНОВИЛ:

03 сентября 2021 ведущим специалистом-экспертом ФИО5 вынесено постановление № АТ-663 (Исорг/20001057)/4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Кондратьева С.С. и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Кондратьев С.С. обратился в суд с жалобой, указав в ее обоснование, что постановление в отношении него вынесено незаконно, подлежит отмене, поскольку актами Министерства обороны РФ на заместителя начальника арсенала – главного инженера арсенала ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части 58611-БМ не возложена обязанность по невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, такая плата вносится юридическим лицом и ИП. Просил суд постановление должностного лица отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В судебном заседании Кондратьев С.С. доводы жалобы поддержал, просил постановление должностного лица отменить. Суду пояснил, что вину в совершении правонарушения не признает. Также указал, что ФИО3 является начальником отделения охраны труда и экологического надзора. Он является её начальников и обязан её контролировать, однако, в его обязанности не входит контроль экологического направления. С ****год он был назначен заместителем начальника арсенала. Обязанность контролировать экологическую безопасность у него отсутствует.

Также указал, что не является субъектом данного правонарушения, так как был назначен на должность временно исполняющего обязанности главного инженера воинской части приказом начальника арсенала ****год. На момент его назначения данная должность являлась вакантной, и на её назначение должно было быть его согласие, но согласия он не давал. На должность он был назначен временно исполняющим обязанности. В соответствии с ч.3 ст.12 вышеуказанного Положения возложение временного исполнения обязанностей должно производиться лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность, т.е. командующим войсками Центрального военного округа, а не начальником арсенала. Полагает, что приказ начальника арсенала о временном возложении на него обязанностей главного инженера является незаконным. Указанную должность он не принимал, времени на изучение вопросов экологии в воинской части не предоставлялось, а потому вопросы экологии и охраны окружающей среды не знал. В плане хозяйственной деятельности на 2021 не были запланированы мероприятия, связанные с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также связанные с внесением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому ответственность за указанные действия он не должен нести.

Кокорев Д.М., помощник военного прокурора Иркутского гарнизона Центрального военного округа суду пояснил, что проверка воинской части -БМ проводилась согласно графика проверки. В проверке принимали участие сотрудники Росприроднадзора. После поступления заключения специалиста ФИО5, было вынесено постановление в отношении Кондратьева С.С. о привлечении к административной ответственности, так как он был заместителем начальника арсенала, т.е. непосредственным начальником ФИО3 В Положении об арсенале в п.29 указана обязанность главного инженера контролировать организацию подчиненных подразделений, осуществлять контроль за выполнением ими работ. На основании заключения специалиста было вынесено постановление, поскольку в действиях Кондратьева С.С. были признаки состава правонарушения.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5, должностное лицо, вынесшее постановление, суду пояснил, что в результате проведенной проверки хозяйственной деятельности было установлено, что воинская часть на государственном учете не состоит по вредоносным отходам, однако, должна состоять на госучете, как объект Министерства обороны. Воинская часть должна была сама определить, какие отходы образуются в процессе её деятельности. На каждый вид отходов должен быть составлен паспорт на отходы и утвержден командиром воинской части.

При визуальном осмотре им были выявлены объекты негативного воздействия на окружающую среду: гараж для автомобильного транспорта, где осуществляется работа и обслуживание автотранспорта, цех по обслуживанию и ремонту стрелкового оружия, цех по деревообработке, проезд автомобильного транспорта на территории. Паспорта на указанные виды отходов в воинской части отсутствовали. Кондратьев С.С. был и.о. заместителя начальника войсковой части, заместитель начальника арсенала – главный инженер Войсковой части 58661-БМ, т.е. он был ответственным лицом за составление паспортов отходов 1-1У классов опасности на образуемые виды отходов. В его подчинении находилась ФИО3, которая являлась начальником отделения охраны труда и экологической безопасности и подчинялась Кондратьеву С.С., который должен был осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях арсенала экологического законодательства и охраны окружающей среды, в том числе и следить за платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Свидетель ФИО3 суду пояснила, что работает начальником отделения охраны труда и экологического надзора воинской части -БМ с октября 2014 года. Паспорта на отходы в воинской части были составлены - ****год, поскольку вредные отходы от деятельности воинской части имеются. Все отходы относятся к 4 классу опасности, за которые оплата не вносилась, поскольку за данный вид класса оплата не предусмотрена.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу ч. 2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Кондратьев С.С., как должностное лицо привлекается к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, согласно которой невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Судом установлено, что ****год заместителем военного прокурора Иркутского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что в результате проведенной проверки было установлено, что войсковой частью 58661-БМ не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные факты нарушения законодательства подтверждаются заключением ведущего специалиста-эксперта «Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории». Также указано, что выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) заместителя начальника арсенала – главного инженера войсковой части 58661-БМ капитана Кондратьева С.С. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений. Однако ст.8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что войсковая часть 58661-БМ при осуществлении хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно образовывает отходы производства и потребления. Установлено, что войсковая часть является лицом, обязанным составлять паспорта отходов I - IV классов опасности на образуемые виды отходов, однако, на момент проверки паспорта на образуемые виды отходов отсутствовали.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от ****год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от ****год № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Согласно заключения специалиста от ****год, составленного ФИО5, следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства РФ, выразившиеся в нарушении п.3,4 ст.16.4 Федерального закона от ****год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Выявленные нарушения явились основанием для вынесения заместителем военного прокурора Иркутского гарнизона Савиновым Д.И. постановления от 21.05.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношения Кондратьева С.С. по ст.8.41 КоАП РФ.

Согласно выписки из приказа от ****год на майора Кондратьева С.С., начальника производственно–технического отдела арсенала (ракетного и артиллерийского вооружения) (войсковая часть 5861-БМ) временно возложено исполнение обязанностей заместителя начальника арсенала (ракетного и артиллерийского вооружения) (войсковая часть 58661-БМ) – главного инженера.

Согласно Положения об арсенале (ракетного и артиллерийского вооружений) войсковая часть 58661-БМ г.Иркутск 1062 ЦМТО, заместитель начальника арсенала - главный инженер является прямым начальником всего подчиненного личного состава арсенала. Главный инженер должен контролировать организацию в подчиненных подразделениях.

С ****год ФИО3 является начальником отделения (охраны труда и экологического надзора) арсенала (ракетного и артиллерийского вооружения) войсковой части 58611, что подтверждается приказом от ****год. ФИО3, являющаяся начальником отделения (охраны труда и экологической безопасности), ответственна за соблюдение природоохранного законодательства в войсковой части, что подтверждаются выпиской из приказа начальника арсенала, а также трудовым договором. При этом, в должностных обязанностях начальника отделения (охраны труда и экологического надзора) войсковой части указано, что начальник отделения (охраны труда и экологического надзора) в том числе обязан: осуществлять контроль за соблюдением в подразделениях арсенала действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников, а также осуществлять контроль за соблюдением (технологических режимов природоохранных объектов, анализировать их работу, следить за соблюдением экологических стандартов, за состоянием окружающей среды районе расположения арсенала.

Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении указано, что в соответствии с должностными обязанностями начальника отделения (охраны труда и экологической безопасности), ФИО3 подчиняется непосредственно заместителю начальника арсенала главному инженеру, на тот момент - Кондратьеву С.С., что подтверждается выпиской из приказа начальника арсенала, а также должностными обязанностями заместителя начальника арсенала - главного инженера, в чьи обязанности входит в том числе, руководить разработкой мероприятий по охране труда, включаемых в перспективный и годовой планы, коллективного договора и осуществлять контроль за их своевременным выполнением, а также принимать участие в планировании и разработке документов производственно-операционной деятельности подразделений арсенала (войсковой части 58661-БМ). Также, в пункте ответственности, прав и обязанностей заместителей начальника арсенала (войсковой части 58661-БМ) указано, что заместитель начальника арсенала - главный инженер подчиняется начальнику арсенала и является прямым начальником всего подчиненного личного состава арсенала.

Таким образом, ФИО3 на которую возложена обязанность по соблюдению природоохранного законодательства в войсковой части 58661-БМ, подчиняется напрямую Кондратьеву С.С., в связи с чем, последний и был привлечен к ответственности за невнесение латы за негативное воздействие на окружающую среду, как должностное лицо.

Согласно п.1, п.3 ст.14 Федерального закона от ****год № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. В зависимости от класса отходов должна производиться оплата за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на требования указанных правовых норм, при проведении проверки было установлено отсутствие разработанных и утвержденных паспортов на образуемые виды отходов у войсковой части 58611-БМ, а также отсутствие оплаты.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ****год N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от ****год N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Статьей 16.4 Федерального закона от ****год N 7-ФЗ установлено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (ч. 3).

Согласно ст. 28 Федерального закона от ****год N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих веществ" в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от ****год N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В судебном заседании исследовались паспорта на образуемые в войсковой части отходов, которые были составлены ****год Согласно данных паспортов, все отходы, образуемые в процессе производства войсковой части, относятся к 4 классу опасности.

С учетом требований ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от ****год N 7-ФЗ, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах 1-Ш категории. Объекты 1V категории освобождены от платы за негативное воздействие, так как имеют минимальное воздействие на окружающую среду. Поскольку отнесение объектов к 4 категории опасности не оспаривалось должностным лицом, суд с учетом положений данных правовых норм, а также учитывая, что Кондратьев С.С. не является лицом, которое должно производить какую-либо оплату за юридическое лицо, приходит к выводу, что у должностного лица отсутствовали правовые основания для привлечения Кондратьева С.С. к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, а потому в действиях Кондратьева С.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.41 КоАП РФ.

Доводы Кондратьева С.С. о несогласии с приказом начальника арсенала о временном возложении на него обязанностей главного инженера не является предметом рассмотрения в рамках данного административного дела. Кроме того, данный приказ не обжалован Кондратьевым С.С., иными сведениями суд не располагает.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, жалоба Кондратьева С.С. подлежит удовлетворению, постановление должностного лица - отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Кондратьева С.С. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Кондратьева С.С. удовлетворить.

Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО5 от ****год о привлечении Кондратьева С.С. к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12 – 30.14 КоАП РФ в течение 10 дней с момента его получения.

Судья М.Н. Заблоцкая

12-207/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Военный прокурор Иркутского гарнизона
Ответчики
Кондратьев Сергей Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Иркутск
Судья
Заблоцкая Марина Николаевна
Статьи

8.41

Дело на странице суда
leninsky.irk.sudrf.ru
29.06.2022Материалы переданы в производство судье
22.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее