УИД 39RS0011-01-2019-000338-97
Ад. дело № 2а-384\2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 июня 2019 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Волковской И.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административным исковым заявлениям Стецюк Николая Николаевича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконными отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и понуждении к утверждению схемы
установил:
Стецюк Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 07 марта 2019 года в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 1500 кв.м.
В обосновании своих требований указал, что администрацией МО «Зеленоградский городской округ» на его обращение от 07.02.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка с условным кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «ведение огородничества» был выдан 07 марта 2019 года за № 238\МФЦ, отказ. В данном отказе указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2-(зона застройки индивидуальными жилыми домами) в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Ковровское сельское поселение». Границы формируемого земельного участка пересекают границы земельных участков с КН № и с КН №. Истец с таким отказом не согласился, поскольку в территориальной зоне Ж2 возможно размещать сады и огороды, а земельные участки с КН № и с КН № являются декларативными, их границы в соответствии с действующим законодательством не определены, в связи с чем они пересекаться с его участком не могут. В целях защиты нарушенных прав истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании истец Стецюк Н.Н. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснил, что этим участком он пользуется долгое время под огород, решил оформить его на праве аренды. Участок с КН №, площадью 530 кв.м. является собственностью ФИО4, а участок с КН № принадлежит Троц Т.В., которая умерла, ее наследники в настоящее время оформляют права на участок, к нему претензий не имеют.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» Божинская А.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом испрашивается земельный участок завышенной площадью, максимальный размер участка 1200 кв.м.
Привлеченные судом к участию в деле заинтересованные лица Стецюк Л.А., Соколенко С.Н., Троц А.Е., Сергеев В.Д в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании не возражали против удовлетворения требований истца.
Привлеченные судом к участию в деле заинтересованные лица Елькина Н.В., Золотарев А.Г., Одинцов В.Ф., Троц Д.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Положениями ст. 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела следует, что Стецюк Н.Н. зарегистрирован и проживает в <адрес> в <адрес>.
Под данным жилым домом сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с КН 39:05:040105:137, площадью 1200 кв.м, границы которого установлены и внесены на кадастровый учет.
Указанный выше жилой дом находится в долевой собственности привлеченных судом к участию в деле заинтересованных лиц: Одинцов В.Ф. -13\150, Стецюк Л.А. -17\100, Елькина Н.В. -14\100, Сергеев В.Д.- 13\100, Золотарев А.Г. – 24\100, Соколенко С.Н. – 19\100 доли.
07.02.2019 Стецюк Н.Н. обратился в администрацию с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка с условным кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м для ведения огородничества в <адрес>, недалеко от жилого <адрес>.
Ответом от 07.03.2019 за № И-238\МФЦ администрация сообщила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Ковровское сельское поселение» формируемый земельный участок с условным кадастровым номером № находится в территориальной зоне Ж-2(Зона застройки индивидуальными жилыми домами). В предоставленной схеме границы формируемого земельного участка пересекают границы земельных участков с КН № и с КН № что противоречит действующему законодательству, в связи с чем, в согласовании схемы отказано.
Не согласившись с таким отказом администрации, истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец Стецюк Н.Н. наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
Федеральным законодателем в п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Как следует из Правил землепользования и застройки МО «Ковровское сельское поселение» формируемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 ( Зона застройки индивидуальными жилыми домами), в которой основным видом разрешенного использования так же являются сады, огороды, личное подсобное хозяйство (л.д. 123).
В соответствии с Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, проектная документация лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, ими являются:1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Ни одно из перечисленных в вышеуказанной норме права оснований в выданном истцу отказе администрацией не указано.
При этом, из материалов дела следует, что земельные участки с КН № и с КН № поставлены на кадастровый учет как ранее учтенные, без установленных в установленном законом порядке, и данное основание орган местного самоуправления мог проверить без судебного вмешательства, при этом Стецюком Н.Н. с участием кадастрового инженера были проведены работы по извещению заинтересованных лиц о месторасположении формируемого им земельного участка, никаких возражений по этому месторасположению в адрес кадастрового инженера не поступило.
Не поступило таких возражений и при рассмотрении настоящего дела от привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц, которые пояснили, что у них у всех имеются в пользовании земельные участки под огороды.
На основании пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, на администрацию МО «Зеленоградский городской округ» возложена обязанность по распоряжению земельными участками на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, в интересах всего общества и конкретно истца, в целях их использования по целевому назначению, и в целях получения дохода в бюджет, в связи с чем, выдача отказа, не основанного на нормах земельного законодательства, приводит к нарушению прав отдельного гражданина и населения городского округа в целом.
И поскольку, выданный истцу отказ не содержит оснований, указанных в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, он не может являться законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные требования истца в этой части подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что истцом завышена площадь испрашиваемого земельного участка, судом во внимание не принимается, поскольку этот довод ничем не подтвержден, и на него в обосновании своего отказа администрация не ссылалась.
Определяя способ защиты нарушенного права истца, суд принимает во внимание, что на день рассмотрения иска в городском округе принят Генеральный план МО «Зеленоградский городской округ», в связи с чем имеются основания для проверки отнесения формируемого земельного участка к той же территориальной зоне, в которой он был расположен ранее, а так же обоснованности заявленной истцом площади испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку выданный ответчиком отказ является незаконным, при этом органом местного самоуправления не проверены все основания, по которым земельный участок может быть предоставлен в аренду для огородничества, в связи с чем, способом защиты нарушенного права истца суд считает необходимым выбрать направление заявления истца на повторное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Стецюка Николая Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» в утверждении схемы расположения земельного участка в <адрес> от 07 марта 2019 за № И-238\МФЦ.
Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» повторно рассмотреть заявление Стецюка Николая Николаевича по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в <адрес> с разрешенным использованием- под огородничество, в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 03.07.2019.
Судья Сайбель В.В.