33-4785/2024
УИД 69RS0038-03-2024-003301-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2024 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Кубаревой Т.В., Солдатовой Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиявудиновой А.А.,
по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Торопецкого района Тверской областина решение Московского районного суда г. Твери от 07 августа 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту законных прав и интересов Цыганковой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области об обязании включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.10.1990 по 17.09.1991 в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере и произвести перерасчет размера пенсии с 01.01.2023, оставить без удовлетворения».
Судебная коллегия
установила:
прокурор Торопецкого района Тверской области обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов Цыганковой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области об обязании включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере и произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Торопецкого района по обращению Цыганковой Г.В. о нарушении ее пенсионных прав проведена проверка, в ходе которой установлено, что Цыганкова Г.В. с 01 января 2011 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В связи с наличием не менее 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости заявителю был установлен в повышенном размере.
Письмом ОПФР по Тверской области от 22 декабря 2022 года заявитель уведомлена о выявлении ошибки при повторной проверке ее выплатного (пенсионного) дела. При назначении досрочной страховой пенсии по старости ошибочно установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, так как при расчете стажа не был выделен период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ
Размер пенсии истца приведен в соответствие с действующим законодательством с 01 января 2023 года (то есть уменьшен).
Заявитель, не согласившись с данным решением, обжаловала его своим заявлением от 07 декабря 2023 года.
25 декабря 2023 года ОСФР по Тверской области отказало в удовлетворении доводов заявителя, разъяснив, что продолжительность ее стажа в районах Крайнего Севера для права на досрочную страховую пенсию по старости составляет 17 лет 10 месяцев 3 дня (с учетом периода отпуска по уходу за ребенком и периода работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2)), а для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии указанный стаж составляет 14 лет 2 месяца 17 дней, при требуемых 15 календарных лет. Ответчик полагает, что отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в северный стаж только при решении вопроса о назначении досрочной пенсии, а при решении вопроса о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии период отпуска по уходу за ребенком в северный стаж не включается.
Продолжительность стажа заявителя для права на досрочную страховую пенсию по старости составляет 17 лет 10 месяцев 3 дня.
До 01 января 2023 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости заявителю был установлен в повышенном размере.
Истец просит обязать фонд включить Цыганковой Г.В. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 октября 1990 года по 17 сентября 1991 года в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере и произвести перерасчет размера пенсии с 01 января 2023 года.
В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Павлова А.С. просила удовлетворить исковые требования.
Истец Цыганкова Г.В. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика и третьего лица Куприянов М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал письменные возражения на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Московского района г. Твери просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование представления указано, что решение суда является незаконным и подлежит отмене, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Представители процессуального истца прокурор Тойлов И.С. (до перерыва) и прокурор Дементьева Н.А. (после перерыва) поддержали доводы апелляционного представления.
Представитель ответчика ОСФР по Тверской области Бесогонова Е.П. возражала против доводов апелляционного представления, не оспаривала факт установления истцу Цыганковой Г.В. повышенной фиксированной выплаты к пенсии с момента её назначения в январе 2011 года. Ошибка была выявлена и исправлена в декабре 2022 года.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 01 января 2002 года пенсии гражданам назначались на основании Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривавшего, в частности, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имевшим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Трудовая пенсия по старости состояла из базовой части трудовой пенсии по старости, страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости. Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был предусмотрен единый размер базовой части трудовой пенсии по старости, однако для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивался на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства повышенный с учетом районного коэффициента размер базовой части трудовой пенсии за ними не сохранялся.
С 01 января 2008 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был дополнен, в том числе нормой, предусматривавшей повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.
Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с 01 января 2015 года, введено понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, аналогичное существовавшему до 01 января 2015 года понятию базового размера страховой части трудовой пенсии.
Право граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму - статью 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно части 4 которой лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Такое повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица. Установленное правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренной вышеназванной нормой, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
При этом порядок подсчета страхового стажа по части 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ для определения права на досрочное назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчета страхового стажа по части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, которой закреплено исчисление страхового стажа только в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), только в целях определения права на страховую пенсию.
Вместе с тем частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определение количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера производится в соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Цыганкова Г.В. с 01 января 2011 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Продолжительность стажа в районах Крайнего Севера для определения права на досрочную страховую пенсию по старости истца составляет 17 лет 10 месяцев 3 дня (с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 октября 1992 года по 17 сентября 1991 года и периода работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2) с 01 января 2002 года по 10 сентября 2004 года).
При назначении Цыганковой Г.В. пенсии установлен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи.
22 декабря 2022 года ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области вынесено решение № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат. Указанным решением выявлена ошибка, допущенная при вынесении решения о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Цыганковой Г.В., а именно при подсчете стажа работы в районах Крайнего Севера при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии включен период отпуска по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ решением указанная ошибка устранена с 01 января 2023 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что стаж работы Цыганковой Г.В., дающей право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, составляет 14 лет 2 месяца 17 дней при требуемых 15 календарных лет. Ранее за период до 01 января 2023 года Цыганковой Г.В. ошибочно установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, в том числе в декабре 2022 года в размере 10831 рубль 11 копеек вместо 7220 рублей 74 копейки. Данная ошибка была выявлена и устранена ответчиком в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 октября 1990 года по 17 сентября 1991 года в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в рамках нового правового регулирования не подлежит включению, а ответчик правомерно, обнаружив ошибку, произвел перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Ранее действовавшее законодательство предусматривало включение периодов отпуска по уходу за детьми во все виды стажа с целью реализации прав граждан на трудовые пенсии, при этом размер пенсии, исчисленной в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", повышался только определенным в статье 110 категориям граждан (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, участникам Великой Отечественной войны, чемпионам Олимпийских игр и др.), то есть вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При этом норма о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет для женщин впервые была законодательно установлена лишь 01 января 2008 года со вступлением в силу Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" на основании статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР подлежал включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в законную силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, на момент введения в действие льготы для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, предоставляющей право на сохранение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии независимо от места жительства пенсионера, уже был отменен порядок, при котором периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включались в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Вместе с тем, при вынесении решения об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не учел правовую позицию, изложенную в пункте 21 Обзора практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2024 года, согласно которой при разрешении спора о признании незаконными действий пенсионного органа по снижению гражданину размера страховой пенсии в целях устранения ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, следует учитывать интересы гражданина, особенности его жизненной ситуации, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом, и другие значимые обстоятельства, а также отсутствие со стороны гражданина каких-либо нарушений, приведших к неправомерному назначению и перерасчету пенсии.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан").
Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.
Как следует из материалов пенсионного дела Цыганкова Г.В. является получателем пенсии с 01 января 2011 года. При переходе на новое пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ ей была назначена повышенная фиксированная выплата к пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера. Расчет пенсии производился с учетом повышения фиксированной выплаты к пенсии до 01 января 2023 года.
Таким образом, Цыганкова Г.В. длительное время получала пенсию по старости в ошибочном, как полагает ответчик, размере.
Одностороннее изменение пенсионным органом размера страховой пенсии по старости в сторону уменьшения существенно нарушило пенсионные права Цыганковой Г.В. и повлияло на ее материальное положение.
Каких-либо неправомерных действий, направленных на получение спорной выплаты, истец не совершала, а потому ее право на пенсионное обеспечение должно было быть реализовано в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет размера пенсии Цыганковой Г.В. подлежит отмене с принятием нового решения о возложении обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области произвести перерасчет страховой пенсии Цыганковой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ, с 01 января 2023 года, исходя из размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанной с учетом включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по делу и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Доводы апелляционного представления прокурора в указанной части не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Твери от 07 августа 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту законных прав и интересов Цыганковой Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 01 января 2023 года.
Постановить в указанной части новое решение, которым обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области произвести перерасчет страховой пенсии Цыганковой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ, с 01 января 2023 года, исходя из размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанной с учетом включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Московского районного суда г. Твери от 07 августа 2024 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 02 декабря 2024 года
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи Т.В. Кубарева
Ю.Ю. Солдатова