УИД 11RS0003-01-2022-000835-69
г. Сыктывкар Дело № 2-829/2022 (33-8444/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Щелканова М.В., Пунегова П.Ф.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 01 декабря 2022 года дело по иску Истомина Романа Кирилловича к ООО «Акваград» о перерасчете платы за холодное водоснабжение, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности не начислять плату за холодное водоснабжение
по апелляционной жалобе ООО «Акваград» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2022 года, которым постановлено:
взыскать с ООО «Акваград» (<Номер обезличен>) в пользу Истомина Романа Кирилловича (...) денежные средства, уплаченные за холодное водоснабжение, за период с 01.10.2019 по 30.04.2022, в размере 7 941,78 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., штраф в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в размере 8 970,89 руб.,
возложить на ООО «Акваград» (<Номер обезличен>) обязанность аннулировать в полном объеме начисления платы за холодное водоснабжение по адресу: <Адрес обезличен>, за период с 01.05.2022 до момента вынесения настоящего решения; не начислять плату за холодное водоснабжение по адресу: <Адрес обезличен>, вне зависимости от объемов фактического потребления, с момента вынесения настоящего решения до момента приведения качества холодной воды на узле ввода в дом <Адрес обезличен> в соответствие с требованиями санитарного законодательства,
взыскать с ООО «Акваград» в доход местного бюджета МОГО "Инта" государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения представителя ответчика ООО «Акваград» Киселева В.А. посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истомин Р.К. обратился в суд с иском к ООО «Акваград» о перерасчете платы за холодное водоснабжение по адресу: <Адрес обезличен>, кв. 11, за период с октября 2019 г. по апрель 2022 г. путем аннулирования начислений по строке «холодное водоснабжение» в полном объеме, взыскании денежных средств, уплаченных по строке «холодное водоснабжение» за период с период с октября 2019 г. по апрель 2022 г. в размере 7 941,78 руб., компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., штрафа, возложении обязанности не начислять плату за холодное водоснабжение за период с 01.05.2022 до момента приведения качества холодной воды на узле ввода в <Адрес обезличен> в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что истец является нанимателем квартиры по адресу: <Адрес обезличен>. Ресурсоснабжающей организацией по предоставлению холодного водоснабжения является ООО «Акваград». Ответчиком предоставляется холодная вода ненадлежащего качества, не соответствующая требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.3684-21 по мутности, цветности и содержанию железа. Ненадлежащее качество холодного водоснабжения подтверждается решениями Интинского городского суда по делам № 2-62/2021, 2-391/2021, постановлением Интинского городского суда Республики Коми от 21.12.2020 по делу № 5-706/2020. Истец ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, положения Федеральных законов от 07.12.2011 № 416-ФЗ, от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Закона РФ «О защите прав потребителей».
Определением от 15.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО ГО «Инта».
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик исковые требования не признал, указал, что для обеспечения соответствия гигиеническим нормативам качества питьевой воды обязательным нормам и правилам был разработан и утвержден План мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории МОГО «Инта» в соответствие с установленными требованиями на период с 2016 года по 2029 год организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение. ООО «Акваград» в пределах своих финансовых средств и возможностей предпринимаются все необходимые меры, направленные на улучшение качества питьевой воды, поставляемой потребителям для исполнения вышеуказанного решения суда и Плана мероприятий. ООО «Акваград» осуществляет производственную деятельность с 01 октября 2019 года. В соответствии с Планом мероприятий ежегодно в рамках подготовки объектов к ОЗП, проводятся мероприятия по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопровода. По Плану мероприятий ООО «Акваград» выполнены следующие мероприятия: В 2019 году выполнены работы по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопроводы на сумму 17282,50 руб. По пункту 1.3 Плана: в 2020 г. выполнены работы по частичной замене стальных трубопроводов на пластиковые, замене ветхих сетей водопроводы протяженностью 2655,2 м. на сумму 8856931,09 руб.; В рамках подготовки к ОЗП 2021-2022 годы производится промывка и дезинфекция систем водоснабжения. По пункту 2.2 Плана: В настоящее время на насосной станции 2 подъёма пгт. Верхняя Инта введена в эксплуатацию станция водоподготовки (Акт ввода в эксплуатацию прилагается). Продолжаются пуско-наладочные работы для доведения воды до питьевого качества, вода очищается. По пункту 2.3 Плана: В мкр. Южный, на территории насосной станции 2-го подъема, смонтирована станция водоподготовки, приобретённая Администрацией МОГО «Инта». Ведутся пуско-наладочные работы. По остальным (скважинам) подземным водозаборам (<Адрес обезличен>), Администрацией МОГО «Инта», совместно с ООО «Акваград», в настоящее время, решается вопрос по приобретению станций водоподготовки. Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов утверждена инвестиционная программа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2021 по 31.12.2023, которая предусматривает график и перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и модернизации объектов центральных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Между ООО «Акваград» и Администрацией МОГО «Инта» заключено концессионное соглашение, которое предусматривает реконструкцию сетей водоснабжения протяженностью 2 405,6 м. на сумму 21 897 000,90 рублей в период с 2022 года по 2024 год. По пункту 1.3 Плана: В целях приведения качества холодного водоснабжения, ООО «Акваград», в 2021 году были выполнены работы по закупке и замене хлораторных установок на сумму 758 188 руб. Выполнены работы по замене запорной арматуры и стальных трубопроводов на пластиковые протяженностью 1395 м. Интинский городской суд предоставил ООО «Акваград» отсрочку исполнения решения от 12.01.2021 года по делу № 2-62/2021 на срок до 31.12.2022. Производственный контроль за качеством питьевой воды осуществляется на основании «Рабочей программы исследования воды водоисточника, обработанной питьевой воды и воды в сети на период 2019-2024 г.г.» и «Перечня точек отбора проб воды водоисточников и воды, подаваемой в сеть», согласованных с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Воркуте (по г. Инта). Исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов проводятся в испытательной лаборатории. Поставляемая холодная вода безопасна в эпидемиологическом отношении. Вода, подаваемая из подземного водоисточника, проходит обеззараживание, путем хлорирования. Отклонения качества питьевой воды от гигиенических нормативов по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства воды, обусловлены сезонными явлениями природного характера, таких как наличие паводковых вод и подъема уровня подземных грунтовых вод в осенне-весенний период (сентябрь-ноябрь, апрель-май). В остальное время (зима, лето) вода приближается к показателям СанПиН. По результатам оценки качества воды, подаваемой в централизованную систему питьевого водоснабжения, установлено, что по санитарно-микробиологическим показателям данные пробы соответствуют нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Часть 9 статьи 23 Закона о водоснабжении допускает организацией осуществляющей холодное водоснабжение несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требования на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями. За период с октября 2019 года и по настоящее время потребитель использовал полученную воду и не отказывался от ее потребления ввиду ненадлежащего качества вплоть до обращения истца в суд с иском о взыскании задолженности. Заявление истца не содержит доказательств, подтверждающих предоставление холодного водоснабжения ненадлежащего качества. Процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребителем не была соблюдена, что является основанием для отказа в заявленных требованиях по перерасчету платы по коммунальным услугам. Таким образом, учитывая отсутствие альтернативных источников снабжения питьевой водой и осуществления ООО «Акваград» Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды от года, а также предусмотренных пунктом 9 статьи 23 Закона о водоснабжении допущений ухудшений качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на срок реализации плана мероприятий, на ООО «Акваград» не может быть возложена обязанность произвести перерасчет платы за оказанные коммунальные услуги по водоснабжению. Удовлетворении исковых требований приведет к негативным экономическим последствиям для ресурсоснабжающей организации, что ставит под угрозу выполнение инвестиционных мероприятий концессионного соглашения, заключенного сроком на 10 лет, а также выполнение мероприятий по улучшения качества подаваемой воды. Ответчик ходатайствует о приостановлении производства по делу до вступления в силу решения Интинского городского суда Республики Коми по делу № 2-285/2022.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Акваград» просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Акваград» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению, водоотведению на территории г.Инты с 01.01.2019 на основании постановления администрации МО ГО «Инта» от 26.08.2019 № 8/1156.
В период с 01.12.2015 по 01.10.2019 ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по водоснабжению и водоотведению на территории г. Инты, являлся ООО «Водоканал» на основании постановления администрации МО ГО «Инта» 03.11.2015 № 11/3046 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городского округа «Инта».
Истомин Р.К. является нанимателем квартиры по адресу: <Адрес обезличен> зарегистрирован по указанному адресу по месту пребывания с <Дата обезличена>
Согласно выписке по финансово-лицевому счету на оплату услуг ООО «Акваград» по указанной выше квартире за период с 01.10.2019 по 30.06.2022 истец своевременно и в полном объеме оплачивал услуги холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляемые ответчиком.
Вступившим в законную силу 02.08.2016 решением Интинского городского суда Республики Коми от 30.06.2016 по делу № 2-1953/2016 исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Воркуте, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства, удовлетворены, ООО «Водоканал» обязано прекратить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации: обеспечить доведение качества холодной питьевой воды городского водопровода до нормативных значений СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям: мутность, цветность, железо; обеспечить доведение качества холодной питьевой воды водопровода пгт. Верхняя Инта до нормативных значений СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям: мутность, цветность - в срок до 01.10.2017.
Указанным решением установлено, что исследованная проба холодной воды перед поступлением в распределительную сеть (объект отбора пробы - г. Инта, ООО «Водоканал», головные сооружения) по показателям цветность и мутность не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
По сведениям ОСП по г.Инте УФССП России по Республике Коми, на основании исполнительного листа, выданного по делу № 2-1953/2016, 06.06.2017 возбуждено исполнительное производство в отношении ООО «Водоканал».
27.11.2020 исполнительное производство окончено в связи с признанием должника несостоятельным (банкротом) (л.д. 110).
Давая оценку обстоятельствам, установленным приведенным решением, суд правильно указал, что его вынесении суд оценивал документы о ненадлежащем качестве воды, относящиеся исключительно к водозаборам № 2, 3, 4, 6, посредством которых осуществляется водоснабжение микрорайонов <Адрес обезличен>. Доказательств ненадлежащего качества воды на водозаборе, обеспечивающем центральную часть г. Инты, указанное гражданское дело не содержало. Квартира истца находится в центральной части города Инты. В связи с чем решение по делу № 2-62/2021 не имеет преюдициального значения для данного дела.
С 01.01.2019 гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО ГО «Инта» является ООО «Акваград», который продолжает работать на тех же сетях и оборудовании, что и ООО «Водоканал».
Вступившим в законную силу решением Интинского городского суда Республики Коми от 09.08.2021 по делу № 2-391/2021 ООО «Акваград» обязано в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение санитарного законодательства РФ, а именно: привести качество холодной воды в соответствие с требованиями санитарного законодательства (СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») в централизованной системе хозяйственно-питьевого водоснабжения на водозаборных сооружениях ООО «Акваград» г. Инта (подача в городские сети, в том числе в жилые дома г. Инта) по показателям цветность и общее железо.
В качестве доказательств по делу № 2-391/2021 оценивались материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Акваград» № 5-706/2020. В решении указано, что согласно экспертному заключению № <Номер обезличен> исследованный образец холодной питьевой воды централизованной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, отобранный на водозаборных сооружениях ООО «Акваград» г. Инты (подача в городские сети, в том числе в жилые дома г. Инты) по органолептическому показателю цветность (результат более 700 при нормативном показателе не более 200), по санитарно-химическому показателю железо (результат с учетом погрешности 0,79 мг/дм3, при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3) не соответствует требованиям таблицы 2, таблицы 4, п.3.4.1, п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями), п. 555 раздела II ГН 2.1.51315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» (с изменениями) (л.д. 31). Постановлением Интинского городского суда от 21.12.2020 № 5-706/2020, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда РК от 17.02.2021 № 12-68/2021, ООО «Акваград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Одним из доказательств по делу об административном правонарушении явилось экспертное заключение № <Номер обезличен> (л.д. 22 - 23, 35, 37 - 40).Также в материалах дела имеются направленные Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми в адрес Администрации МО ГО "Инта" и ООО «Акваград» в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ уведомления о том, что средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки (перед поступлением в распределительную сеть), отобранные в 2019, 2020, 2021 гг., не соответствуют нормативам качества питьевой воды, в том числе в городском водопроводе (распределительная сеть, головные водозаборные сооружения) по показателям цветности и содержанию железа (л.д. 32 – 34).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу, что предоставляемая ответчиком холодная (питьевая) вода не соответствует обязательным требованиям на территории всего г. Инты при выходе в распределительную сеть после водоподготовки, в связи с чем требования истца о перерасчете платы за ХВС с 01.10.2019 путем аннулирования начислений, возложении на ответчика обязанности не начислять плату за холодное водоснабжение до приведения качества воды в соответствие с требованиями законодательства подлежат удовлетворению.
Суд исходил из того, что вступившими в законную силу судебными постановлениями, материалами по делу об административном правонарушении, уведомлениями Роспотребнадзора по Республике Коми подтверждается, что холодная вода при поступлении в распределительную сеть всего города не соответствует обязательным требованиям, соответственно, отсутствует необходимость отдельно подтверждать, что холодная вода, поставляемая в квартиру истца, также не соответствует предъявляемым требованиям.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании уплаченной истцом за холодное водоснабжение суммы в размере 7 941,78 руб. за период с 01.10.2019 по 30.04.2022, суд правильно исходил из того, что в связи с предоставлением некачественной услуги ответчик не вправе был начислять плату за ХВС, а уплаченные суммы являются неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу.
При этом суд указал, что начисленная плата за холодное водоснабжение с 01.05.2022 до момента вынесения настоящего решения подлежит аннулированию, а до момента приведения качества холодной воды в соответствие требованиям законодательства ответчик не должен начислять плату за холодное водоснабжение.
Установив факт нарушения прав истца как потребителя, суд, основываясь на положениях статей 13, 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу Истомина Р.К. компенсации морального вреда, определив размер компенсации в 10 000 рублей, а также штрафа в размере 8 970,89 руб.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом в соответствии с требованиями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств, соответствуют нормам материального права и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.
Отношения по оплате гражданами коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении, регулируются положениями Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, другими федеральными законами, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Статьей 4 Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
В силу статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту - Правила), коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 98 Правил, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В силу пункта 101 Правил, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам.
Пункт 2 приложения № 1 к Правилам предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), а также устанавливает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается; при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В соответствии с пунктом 150 Правил, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Материалами дела достоверно подтверждено, что предоставляемый ответчиком истцу коммунальный ресурс – холодная (питьевая) вода не соответствует нормативам качества питьевой воды, в связи с чем в силу приведенных выше нормативных положений, суд пришел к правильному выводу об освобождении истца от оплаты за услугу по холодному водоснабжению до приведения качества воды в соответствии с требованиями законодательства на узле ввода в дом.
Вопреки доводам жалобы суд правильно указал, что предусмотренный Правилами порядок установлен для перерасчета платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества, который обязан производить исполнитель во внесудебном порядке. При рассмотрении спора в судебном порядке потребитель вправе представлять любые доказательства в подтверждение факта и периода предоставления ему услуг ненадлежащего качества.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что за весь период оказания услуг холодного водоснабжения истец с жалобами на качество воды, с заявлением о перерасчете не обращался, судебной коллегией отклоняются.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт оказания ООО «Акваград» услуг по водоснабжению истцу в спорный период ненадлежащего качества не опровергнут ответчиком и подтверждается вступившими в законную силу судебными актами, а также иными доказательствами, исследованными судом.
Ссылка в апелляционной жалобе на неразрешение судом ходатайств о привлечении к участию в деле администрации МО ГО «Инта», Управления Роспотребнадзора по Республике Коми несостоятельна.
Как следует из материалов дела, определением Интинского городского суда Республики Коми от 15.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО ГО «Инта» (л.д. 99). То обстоятельство, что Управление Роспотребнадзора по Республике Коми не привлечено к участию в деле, не является основанием для отмены решения, поскольку настоящее решение не разрешает вопросы о правах и об обязанностях данного лица.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что именно к компетенции органа местного самоуправления относится обязанность по проведению комплекса мероприятий по приведению воды к установленным стандартам, включая установку систем водоподготовки, поскольку возлагая на органы местного самоуправления обязанность обеспечить решения в границах городского округа задач электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодатель тем самым не устанавливает конкретные способы их осуществления, допуская возможность их решения любыми предусмотренными законом способами.
В то же время положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, предусмотрено возложение на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, безусловной обязанности подачи абонентам питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, в связи с чем ответчик ООО «Акваград» обязано осуществлять холодное водоснабжение населения надлежащего качества.
Кроме того вопреки доводам жалобы о том, что обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, отнесена к органам местного самоуправления, вопрос о возложении на ООО «Акваград» такой обязанности предметом настоящего спора не являлся.
Судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о проведении ряда мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, поскольку хозяйствующие субъекты РФ, в том числе и ответчик, обязаны предусматривать мероприятия и принимать меры для поддержания соответствия качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям, при этом проводимые ответчиком меры не могут послужить основанием для освобождения от обязанности подавать потребителям питьевую воду в соответствии с санитарными нормами.
Ссылка в жалобе на недостаточное финансирование не влияет на законность обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергает выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не свидетельствует о нарушении норм материального или процессуального права.
Указание ответчика о том, что освобождение потребителей на 100% от оплаты холодной воды приведет к негативным экономическим последствиям для ООО «Акваград» и поставит под угрозу выполнение обществом мероприятий по улучшению качества подаваемой воды, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности подавать потребителям питьевую воду надлежащего качества.
Судебная коллегия также не принимает во внимание доводы жалобы о том, что в некоторые периоды - январь 2021 года, февраль, июнь, август 2022 года, питьевая вода соответствовала нормативным требованиям по всем показателям; в 2020 году, кроме мая и ноября, вода не соответствовала только по одному показателю; в феврале, марте 2021 года, марте, апреле 2022 года - питьевая вода полностью соответствовала установленным требованиям, поэтому обязанность по перерасчету платы за холодное водоснабжение за эти периоды не может быть возложена на ответчика. Доказательств соответствия воды нормативным требованиям не представлено в суд первой инстанции.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными.
К таким причинам относятся, в частности, необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании, о приобщении к делу, об исследовании дополнительных (новых) письменных доказательств либо ходатайств о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, о направлении поручения; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) по причине пропуска срока исковой давности или пропуска установленного федеральным законом срока обращения в суд без исследования иных фактических обстоятельств дела.
Обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции возлагается на это лицо (статья 12, часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Оснований для оценки в качестве доказательства дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе, не усматривается, поскольку ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих их представлению в суд первой инстанции.
Выводы суда о доказанности факта предоставляемой ответчиком холодной (питьевой) воды, не соответствующей обязательным требованиям, основаны на всесторонней оценке представленных доказательств, в том числе вступивших в законную силу решениях суда, уведомлениях Управления Роспотребнадзора по Республике Коми о несоответствии нормативам качества поставляемой потребителям г. Инты питьевой воды.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с размером компенсации морального вреда со ссылкой на отсутствие доказательств испытанных истцом физических и нравственных страданий не могут являться основанием для уменьшения размера компенсации, поскольку определенный судом размер компенсации, исходя из допущенных ответчиком нарушений, является разумным, выводы суда о характере и степени страданий истца не противоречат обстоятельствам дела и представленным доказательствам (ст. 150, 1099, 1100, 1101 ГК РФ). Оснований для уменьшения компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил значимые по делу обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые имели бы существенное значение, или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела по смыслу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Акваград» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.12.2022.
Председательствующий
Судьи