дело № 2а-430/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Карымское
Карымского р-на
Забайкальского края 30 июля 2018 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,
с участием представителя исправительного учреждения: Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю, - Андреева Р.С. (далее – Андреев Р.С.), подтвердившего наличие у него высшего юридического образования и наделение его полномочиями на участие в судебном заседании,
лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, - Тимофеева А.В.,
прокурора – помощника прокурора Карымского района Забайкальского края Сухарева А.А. (далее – Сухарев А.А.),
при ведении протокола судебного заседания секретарём Изюмовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи и аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю) об установлении административного надзора в отношении Тимофеева А.В. (далее – Тимофеев А.В.),
установил:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обратилось в Карымский районный суд Забайкальского края с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Приговором Шилкинского районного суда Читинской области от 17.08.2009 Тимофеев А.В. осуждён по пункту «в» части 3 статьи 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), с применением статьи 70 УК РФ, к 10 (десяти) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок наказания постановлено исчислять с 14.10.2008. Назначенное приговором суда наказание Тимофеев А.В. отбывает в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. Конец срока наказания 13.10.2018. После освобождения Тимофеев А.В. намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: <адрес>. Вместе с тем, преступление, за совершение которого Тимофеев А.В. осуждён приговором Шилкинского районного суда Читинской области от 17.08.2009, относится к категории особо тяжких. Кроме того, указанным приговором в действиях Тимофеева А.В. установлено наличие особо опасного рецидива преступлений. При этом на протяжении всего срока отбывания наказания Тимофеев А.В. в воспитательных мероприятиях участвует пассивно, должные выводы для себя не делает, относится к осуждённым отрицательной направленности, имеет пятнадцать дисциплинарных взысканий, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем на основании статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» в отношении Тимофеева А.В. подлежит установлению административный надзор на срок 8 (восемь) лет с установлением следующих ограничений: запрет пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях), запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время, запрет выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, обязательная явка 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица для регистрации.
В судебном заседании представитель исправительного учреждения: ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, - Андреев Р.С. заявленные административные исковые требования поддержал.
Лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, - Тимофеев А.В. выразил своё несогласие с заявленными административными исковыми требованиями в части числа явок на регистрацию, ссылаясь на неизвестность ему места и условий проживания.
Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, представителя, заключение прокурора Сухарева А.А., полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) административный надзор это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, административное ограничение это временное ограничение прав и свобод лица, освобождённого из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «з» части 2 статьи 117, частью 4 статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 – 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 – 279, 282 – 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Как следует из ксерокопии паспорта Тимофеева А.В., последний на момент рассмотрения административного искового заявления достиг совершеннолетнего возраста, является гражданином Российской Федерации.
Приговором Шилкинского районного суда Читинской области от 17.08.2009 Тимофеев А.В. осуждён по пункту «в» части 3 статьи 132 УК РФ, с применением статьи 70 УК РФ, к 10 (десяти) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок наказания постановлено исчислять с 14.10.2008.
В соответствии с положениями УК РФ и приговора Шилкинского районного суда Читинской области от 17.08.2009 преступление, предусмотренное пунктом «в» части 3 статьи 132 УК РФ, относится к категории преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершено в отношении несовершеннолетнего.
При рассмотрении заявленных административных исковых требований об административном надзоре судом не установлено внесение в УК РФ изменений, улучшающих положение Тимофеева А.В. и влияющих на квалификацию совершённых им преступлений, погашение судимости или иным образом препятствующее рассмотрению административного дела по существу.
Назначенное приговором суда наказание Тимофеев А.В. отбывает в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. Конец срока наказания, принимая во внимание положения части 2 статьи 173 УИК РФ, - 12.10.2018.
И погашение, и снятие судимости, как следует из положений статьи 86 УК РФ, возможно только после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, суд полагает установленным, что Тимофеев А.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с положениями статьи 15 УК РФ преступление, предусмотренное пунктом «в» части 3 статьи 132 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 № 63-ФЗ, действовавшего на момент совершения Тимофеевым А.В. преступления), относится к категории особо тяжких.
Согласно пункту «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 № 63-ФЗ, действовавшего на момент совершении Тимофеевым А.В. преступления) в отношении лиц, осуждённых за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определённых местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершённого Тимофеевым А.В. преступления, обстоятельства его совершения, в том числе его совершение в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания по предыдущему приговору, которым Тимофеев А.В. признан виновным в совершении аналогичного преступления, что повлекло за собой необходимость назначения наказания по совокупности приговоров, данные о личности Тимофеева А.В., который в период отбывания наказания на меры воспитательного характера реагирует удовлетворительно, относится к осуждённым отрицательной направленности, состоит на профилактическом учёте как осуждённый, склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, имеет пятнадцать дисциплинарных взысканий, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а в целом администрацией исправительного учреждения характеризуется как осуждённый, поведение которого не явилось устойчивым и правопослушным, несмотря на получение Тимофеевым А.В. в период отбывания наказания двух поощрений, суд полагает заявленные административные исковые требования в части перечня административных ограничений и количества ежемесячных явок в орган внутренних дел на регистрацию законными, обоснованными и не чрезмерными, полагая возможным только таким перечнем административных ограничений и таким количеством явок достичь индивидуального профилактического воздействия.
При этом суд принимает во внимание составление характеристики Тимофеева А.В. уполномоченными на то должностными лицами, её надлежащее утверждение и заверение, а также отсутствие объективных данных, свидетельствующих о заинтересованности должностных лиц, составивших, согласовавших или утвердивших представленную суду характеристику, в неправомерном установлении в отношении Тимофеева А.В. административного надзора. Оснований сомневаться в достоверности указанных в представленной характеристике сведений у суда не имеется. Изложенные в характеристике сведения согласуются со справкой о поощрениях и взысканиях, а также с судебными постановлениями. Объективно не опровергнуты сведения, содержащиеся в характеристике, и самим Тимофеевым А.В., каких-либо доказательств в опровержение сведений, содержащихся в характеристике, Тимофеевым А.В. суду не представлено.
Наряду с изложенным, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 24.09.2012 № 1739-О, согласно которой административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом об административном надзоре временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
При этом установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Законом об административном надзоре оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю удовлетворить.
Установить в отношении Тимофеева А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, после освобождения следующего к месту своего жительства по адресу: <адрес>, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с ограничением срока административного надзора датой погашения судимости, выпадающей на 12.10.2026.
Установить в отношении Тимофеева А.В. следующие административные ограничения: запрет пребывания в увеселительных, игровых и развлекательных учреждениях (ресторанах, барах, клубах, казино, дискотеках, ночных заведениях), запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, демонстраций, шествий, пикетов, празднований знаменательных дат) и участия в них, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Тимофеева А.В., в период с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время, запрет выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органа, осуществляющего административный надзор, обязательная явка 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Тимофеева А.В. для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение десяти дней со дня принятия судом решения путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Огурцова
Мотивированное решение суда изготовлено 30.07.2018.