Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Водяниковой М.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> Косторной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Межевитиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации Муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению регистрационного учета водопроводных сетей как бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к административному ответчику администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению регистрационного учета водопроводных сетей как бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму», действующих норм Гражданского кодекса РФ, Закона <адрес> № от 23.08.2016 г. «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения», поскольку на территории муниципального образования и в его границах расположено 13,8 километров водопроводных сетей, которые являются бесхозяйным недвижимым имуществом, в собственность муниципального образования, иных лиц не оформлены, на регистрационный учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, не поставлены. Непринятие администрацией муниципального образования мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с целью последующего оформления их в муниципальную собственность, свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством, по управлению муниципальным имуществом, организации в границах поселения водоснабжения населения, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и влечет невозможность надлежащего содержания и ремонта указанного имущества, возложения установленной законом ответственности за допущенные при его использовании нарушения. Указанным бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь, охрану здоровья, получение в необходимом количестве надлежащего качества коммунальных услуг, а также создается угроза причинения вреда их здоровью, возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес> сельсовет», выразившееся в непринятии мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, и возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Косторная Л.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> глава ФИО3 заявленный административный иск признал, не возражал против его удовлетворения, указывая, что действительно владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, относятся согласно Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения. На территории муниципального образования и в его границах расположено 13,8 километров водопроводных сетей, которые являются бесхозяйным недвижимым имуществом, в собственность муниципального образования, иных лиц не оформлены, однако используются ими для обеспечения водой населения, так как водопроводные башни и скважины, к которым сети подключены, находятся в муниципальной собственности. Администрацией МО «<адрес> сельсовет» <адрес> водопроводные сети на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не поставлены ввиду отсутствия технической документации на них. Вместе с тем считает, что установленный прокурором срок для устранения недостатков является не достаточным для исполнения возложенной законодательством обязанности, в связи с чем просил его увеличить.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ - органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 2, 6 ст. 1 Закона <адрес> №-№ от 23 августа 2016 года «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения», ст. 6 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Данный вопрос разрешается в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что МО «<адрес> сельсовет» <адрес> согласно ст. 1 Устава, имеет статус сельского поселения.
В силу п/п 4 п. 1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения МО «<адрес> сельсовет» <адрес> относится организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведении (л.д. 18-26, 46-50).
В силу п. <данные изъяты> 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Частью 5 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с вышеуказанными нормами Закона орган местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяет гарантирующую организацию и устанавливает зоны ее деятельности.
При этом в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, орган местного самоуправления обязан определить гарантирующую организацию либо организацию, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей.
В случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» во взаимосвязи его с п. 1.1 ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 1 данного Закона - принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в пределах сельского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.
При этом согласно ст. 50 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ - бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ - бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, по смыслу закона, при обнаружении бесхозяйного объекта сети водоснабжения на территории муниципального образования право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ, только за муниципальным образованием.
Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей муниципального образования.
Согласно ст. 9 Конституции РФ - земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Реализация данных прав обеспечивается, в том числе, выполнением требований вышеприведенного законодательства.
Вместе с тем, по делу установлено, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности.
На территории муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> расположена централизованная система холодного водоснабжения, представляющая собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам, в состав которой входит в том числе 13,8 километров водопроводных сетей (л.д. 28-35).
Данная централизованная система холодного водоснабжения является бесхозяйной, поскольку на праве собственности ни за кем не зарегистрирована (л.д. 11).
Гарантирующая организация для данной централизованной системы холодного водоснабжения административным ответчиком определена не была, в связи с чем водопроводные сети эксплуатируются в целях обеспечения водоснабжением населения МО «<адрес> сельсовет» администрацией муниципального образования.
При этом административный ответчик, как орган местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные водопроводные сети, возложенных на него Гражданским законодательством обязательств по постановке данных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи с целью оформления в дальнейшем права собственности муниципального образования на них, не выполняет, поскольку с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, не обращался, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведений о данном объекте в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 11).
Указанные обстоятельства не оспаривались и административным ответчиком.
При указанных обстоятельствах суд считает, что административным ответчиком допущено бездействие, так как им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ и уставом обязанности по управлению муниципальным имуществом, принятию мер к надлежащей организации водоснабжения населения муниципального образования, поскольку, являясь единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке указанного имущества на учет в качестве бесхозяйного, этого не сделал.
Данное бездействие административного ответчика, учитывая социальную значимость данных водопроводных сетей, как источника водоснабжения для граждан, проживающих в границах муниципального образования, является нарушением действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, так как отсутствие собственника указанных сетей влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению социально незащищенных граждан сельского поселения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, влечет невозможность надлежащего содержания и ремонта указанного имущества, возложения установленной законом ответственности за допущенные при его использовании нарушения.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, водопроводные сети на учет в качестве бесхозяйных не поставлены, что не оспаривается последним, суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, и обязать ее принять меры к постановке водопроводных сетей на учет.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий по устранению выявленных нарушений, принимая во внимание отсутствие какой-либо документации на водопроводные сети, суд находит заявленный прокурором срок для исполнения решения недостаточным, в связи считает установить его равным 1 году со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░░» <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░