Дело № 2-1092/2022
№ 33-549/2022
9 августа 2022 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой З.М. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» о взыскании недополученной заработной платы
по апелляционной жалобе Степановой Зои Михайловны на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., пояснения Степановой З.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчика Раковца А.А., Бурмистровой Т.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
Степанова З.М. обратилась в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (далее - МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи») о взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование исковых требований указала о том, что с 2006 года работает должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной выездной бригады МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи».
В связи с возникновением и распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительством Российской Федерации установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция и лицам из группы заражения COVID-19. Данные выплаты регламентированы приказом Минздрава России от 19 марта 2002 № 198н, приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 № 894н, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 № 1762.
Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 № 1762 специальные социальные выплаты за нормативную смену выплачиваются, в том числе и среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи.
Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 № 894н определено, что право на установление социальных выплат имеют в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 № 1762 медицинские работники общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонией и к пациентам с установленным диагнозом COVID-19, а также выездных бригад скорой медицинской помощи, осуществляющих медицинскую эвакуацию пациентов с COVID-19.
Подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 № 1762 право на специальные социальные выплаты имеют медицинские работники не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом COVID-19.
Специальные социальные выплаты в МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» были установлены персоналу выездных бригад инфекционного профиля и сотрудникам оперативного отдела (фельдшерам по приему вызовов).
Указывает, что в условиях продолжающейся пандемии COVID-19 все бригады скорой медицинской помощи, без исключения, контактируют с пациентами с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонии, позволяющих предполагать наличие новой коронавирусной инфекции, поскольку при приеме вызова на этапе оперативного отдела не всегда возможна четкая дифференциация вызова.
Администрацией МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в декабре 2021 года произведены специальные социальные выплаты сотрудникам, которые выезжали на вызовы к пациентам с уже установленным диагнозом COVID-19, случаи, когда данный диагноз выставлен после обслуживания первичного вызова и лабораторного подтверждения методом ПЦР-теста, не считались оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
За период с 1 февраля по 31 декабря 2021 года истцом в составе бригады скорой медицинской помощи обслужено 63 пациента с диагнозами «ОРВИ» и «внебольничная пневмония», в течение 44 смен, размер недополученной выплаты составил 113650 рублей. В связи с чем, считает, что участвовала в оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, и имеет право на получение специальной социальной выплаты в размере, установленном законодательством.
Увеличив размер исковых требований, окончательно просила суд взыскать с МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» недополученные специальные социальные выплаты за период с 1 февраля по 31 декабря 2021 года в размере 222750 рублей.
Определением суда, зафиксированном в протоколе судебного заседания от 29 марта 2022 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Российская Федерация в лице Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Определением судьи от 30 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено государственное учреждение – Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 5 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований Степановой З.М. отказано.
В апелляционной жалобе Степанова З.М. просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований.
В основание доводов жалобы ссылаясь на Временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные министерством здравоохранения Российской Федерации от 22 февраля 2022 года, постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 № 1762, приказ Минтруда России от 15 декабря 2020 № 894н указывает, что заключительный диагноз COVID-19 выставляется после лабораторного исследования, поэтому медицинский персонал, оказывающий медицинскую помощь (участвующий в оказании медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в том числе в составе общепрофильных выездных бригад СМП, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ, внебольничной пневманией, с установленным диагнозом COVID-19, и осуществляющие эвакуацию таких пациентов имеют право на установление специальных социальных выплат за нормативную смену.
Считает, что периодическое привлечение работников к оказанию медицинской помощи пациентам вышеуказанных категорий, должно производится с обеспечением им оплаты за фактическое отработанное время после обслуживания первичного вызова пациентов с диагнозами «ОРВИ» и «внебольничная пневмония» независимо от лабораторного подтверждения у них диагноза методом ПЦР-теста.
Настаивает, что фактически выполняемая ею работа в спорный период была практически аналогична работе «специализированных» бригад СМП по оказанию медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, поэтому она имеет право на получение специальной социальной выплаты за фактически отработанное время.
В возражении на апелляционную жалобу МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, обсудив их, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в деле доказательствами, Степанова З.М. работает в МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» фельдшером скорой медицинской помощи с 16 августа 2006 года.
Обязанности истца в должности фельдшера скорой медицинской помощи установлены должностной инструкцией, утвержденной 15 июня 2009 года. К их числу относится оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационар, обеспечение инфекционной безопасности (соблюдение санитарно-эпидемиологического режима), при выявлении у больного карантинной инфекции, оказание ему необходимой помощи с соблюдением мер предосторожности (пункты 2, 10).
7 апреля 2020 года в МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» издан приказ № 47 «О создании специализированных подразделений для выполнения выездов к пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, а также велика вероятность данного заболевания (наличие симптомов ОРВИ, пневмонии, лица из групп риска и контакта с заболевшими COVID-19) и введении режима повышенной готовности» (с последующими изменениями и дополнениями).
Указанным приказом определены специализированные подразделения для оказания медицинской помощи и медицинской эвакуации пациентов, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, а также велика вероятность данного заболевания.
В спорный период с 1 февраля по 31 декабря 2021 года Степанова З.М. осуществляла трудовые функции в должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной выездной бригады.
Сведений о включении истца в спорный период в специализированную бригаду скорой медицинской помощи не имеется.
Согласно выборке вызовов за период с 1 февраля по 31 декабря 2021 года, осуществленных Степановой З.М. в составе общепрофильной бригады скорой медицинской помощи, случаев оказания скорой медицинской помощи пациентам с установленным на день вызова бригады диагнозом COVID-19, не выявлено.
В иной период, не заявленный в качестве спорного, ответчиком представлены сведения о производстве Степановой З.М. выплаты за всю смену, в течение которой имелся вызов к пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Степанова З.М. в период с 1 февраля по 31 декабря 2021 года осуществляла трудовые функции в должности фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной выездной бригады, которой не оказывалась скорая медицинская помощь пациентам, у которых уже была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 – 2021 годах были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Категории медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, а также размеры этой выплаты определены пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
Из содержания пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 года № 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, в том числе, врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи (подпункт «а»).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 19 марта 2020 года № 198н утвердило Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее по тексту - Временный порядок), в соответствии с которым руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуют оказание медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, лицам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в амбулаторных условиях и в стационарных условиях, а также бригадами скорой медицинской помощи, в том числе специализированными.
При этом руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, локальным актом медицинской организации должен быть утвержден перечень структурных подразделений медицинской организации и перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинской организации, которые участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, подозрением на COVID-19, пациентам с установленным диагнозом COVID-19.
Как следует из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 июня 2020 года № 16-3/И/2-8198 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера» выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 с 30 января 2020 года и выплачиваются за месяцы, в которые производилась работа с пациентами с новой коронавирусной инфекцией, с даты зарегистрированного подтвержденного случая COVID-19 на территории субъекта Российской Федерации.
Для медицинских работников амбулаторно-поликлинического звена, стационарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи, определенных, согласно приказу Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19, симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, выплаты стимулирующего характера устанавливаются независимо от количества пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19.
Медицинским и иным работникам учреждений (подразделений), не профилированных для оказания медицинской помощи больным COVID-19, имевшим контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей, выплаты стимулирующего характера начисляются за полные смены, в которых был осуществлен контакт, независимо от продолжительности контакта.
Как следует из приведенных норм, регулирующих порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, медицинские или иные работники имеют право на получение стимулирующих выплат на основании постановления от 12 апреля 2020 года № 484 при условии, если они оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также если они непосредственно участвовали в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Перечень подразделений, должностей медицинских и иных работников, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера утверждается ежемесячно локальными нормативными актами работодателя.
Таким образом, право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, имеют, в том числе медицинские работники среднего медицинского персонала, осуществляющие свою профессиональную деятельность и имевшие контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно руководствовался положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» (в редакции на период спорных отношений), Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, утвержденных приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 года № 894н, пункта 1.3 Временного порядка организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, и пришел к обоснованному выводу, что истец спорный период являясь фельдшером скорой медицинской помощи общепрофильной выездной бригады, имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 при наличии контакта с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, поскольку в спорный период не имеется сведений о наличии у пациентов, которым непосредственно при оказании Степановой З.М. скорой медицинской помощи с составе общепрофильной выездной бригады был установлен диагноз новой коронавирусной инфекции COVID-19, то оснований для начисления и специальной социальной выплаты истцу в спорный период не имелось.
Доводы жалобы истца о необходимости оплаты специальной социальной выплаты за нормативные смены, в которых у пациентов не была диагностирована новая коронавирусная инфекция (COVID-19), основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующих порядок специальной социальной выплаты и не могут явиться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ссылки на Временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные министерством здравоохранения Российской Федерации от 22 февраля 2022 года отмену обжалуемого решения суд не влекут, поскольку не регулируют порядок специальной социальной выплаты.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения исковых требований Степановой З.М., как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения не влияют и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда Магаданской области
от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
Степановой З.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
11 августа 2022 года.