дело № 7156/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.
при секретаре Ситдиковой А.А.
с участием истцов Родионова В.Г., Морозовой Е.В., Родионова О.Н., Емелева С.Г., представителя истца Родионова В.Г.- Комлевой О.Ю. (доверенность № 2д- 898 от 10 апреля 2013 года),
представителя истца Родионова О.Н.- Комлевой О.Ю. (доверенность № 2д- 966 от 19 апреля 2013 года),
представителя истца Емелева С.Г.- Комлевой О.Ю. (доверенность № 2д- 899 от 10 апреля 2013 года),
представителя истца Морозовой Е.В.- Комлевой О.Ю. (доверенность № 10- 4828 от 19 июня 2014 года),
представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ- Шангуровой В.А. (доверенность № 01- 05- 3603/13 от 14 ноября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионова В.Г., Морозовой Е.В., Родионова О.Н., Емелева С.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Родионов В.Г., Морозова Е.В., Родионов О.Н., Емелев С.Г. предъявили иск к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация ГО г.Уфа РБ) и просили признать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1064 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в следующих долях: за Родионовым В.Г. 1/8 доли, за Морозовой Е.В. 1/8 доли, Родионовым О.Н. 1/4 доли, Емелевым С.Г. 1/2 доли.
В обоснование исковых требований истцами указано, что им на праве долевой собственности принадлежит жилой дом по указанному адресу. Они обратились в Администрацию ГО г.Уфа РБ с просьбой о передачи земельного участка в собственность, в ответ получили письмо из Управления по земельным ресурсам о том, что это невозможно, т.к. участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов и данный участок находится в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность. С данным отказом они не согласны.
В судебном заседании истцы, представитель истцов поддержали исковые требования по указанным выше основаниям, пояснив, что оснований для отказа в передаче в собственность земельного участка не имеется.
Представитель ответчика- Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования не признала, пояснила, что данная категория участков в собственность гражданам не предоставляется, поскольку они имеют стратегическое и культурное значение для республики.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36 часть 1), условия и порядок пользования которой определяется на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
Таким федеральным законом является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации, регламентирующий отношения по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.01 г. до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного федерального закона до 01 июля 2012 г. лица, не указанные в пункте 1 статьи 2 названного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такие земельные участки приобретают по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
Судом установлено, что Родионов В.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/8 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Родионов О.Н. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/4 доли указанного жилого дома.
Емелев С.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/2 доли жилого дома.
Морозова Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/8 доли жилого дома.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.
Первоначальному собственнику- Родионову Г.М. право собственности на жилой дом принадлежало на основании справки, выданной на руки, согласно решения исполкома Черниковского горсовета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец Родионов И.Н. заключил договор аренды спорного земельного участка на срок по 16 марта 2014 года для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Истцы обратились с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, однако Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа ДД.ММ.ГГГГ истцам сообщено, что данный земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. В связи с чем, предоставление в собственность указанного земельного участка не представляется возможным.
В соответствии с п.5 ст.27 Земельного Кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в первом и втором поясах зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона РБ от 17.03.1998 № 147-3 «О питьевой воде», охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием ЗСО источников и систем питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Испрашиваемый в собственность земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, что подтверждается Распоряжением Кабинета Министров РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Проект «Санитарно- топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект». Согласно указанному проекту определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения города Уфы. Расположение испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы усматривается из фрагмента сведений электронной карты, а описание границ приведено в указанном Проекте.
Санитарная охрана водопроводных сооружений и источников водоснабжения предусмотрена санитарными нормами и правилами «Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» СанПиН 2640- 82, и предусмотрена требованиями СанПиН 2.1.4.1110- 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 № 10.
Из содержания положений Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02», Водного кодекса РФ и Федерального закона от 03 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее Распоряжением Кабинета Министров РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ, отменены.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан является правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, в настоящее время распоряжение не отменено, не признано утратившим силу, является действующим правовым актом, применяется в части, не противоречащей более поздним актам, регулирующим однородные отношения. Назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Согласно указанных норм и правил, в пределах II пояса запрещено ведение всех видов строительств, ведущих к разрушению перекрывающих водоносный горизонт горных пород и пластов. Кроме того, строго запрещается загрязнять территорию II пояса ЗСО нечистотами, применять ядохимикаты и удобрения. Во втором поясе также запрещено размещение кладбищ, хранилищ, складов ГСМ, выпас скота, распашка земли и т.п. Частью 3 статьи 39 ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 07.12.11 г.) предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно данных кадастрового паспорта следует, что земельный участок площадью 1064 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № сформирован как объект недвижимости и как указано в кадастровом паспорте разрешенное его использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В графе описание зоны указано что: земельный участок входит в территориальную зону «РБ, г.Уфа, жилая зона, реестровый номер №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № решение Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О правилах землепользования и застройки Городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ №
Земельный участок полностью входит в Зону: «Республики Башкортостан, г.Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: «Республики Башкортостан, г.Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом достоверно установлено, что спорный земельный участок расположен в границах зоны второго пояса санитарной охраны источников водных объектов г. Уфы, используемых для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Поскольку установлено, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы, то есть относится к землям, ограниченным в обороте, предоставление его в собственность не допускается.
К тому же, истцами заключен договор аренды спорного земельного участка, что обеспечивает их потребности по обслуживанию жилого дома и надворных построек и не влечет нарушение их прав.
Согласно Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил: если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды участка, он утрачивает право на его выкуп в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Родионова В.Г., Морозовой Е.В., Родионова О.Н., Емелева С.Г. о признании права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1064 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Родионова В.Г., Морозовой Е.В., Родионова О.Н., Емелева С.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.Р.Нурисламова