М №5-217/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 августа 2019 года г. Каспийск
Судья Каспийского городского суда Джабраилова А.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании с участием лица, привлекаемого к административной ответственности материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по ч. 1.1 ст. 18.8 Ко АП РФ в отношении гражданина Азербайджанской Республики Зохрабова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Республики Азербайджан Зохрабова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания».
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе ОПМ «Нелегальный эмигрант» по адресу <адрес> Зохрабов <данные изъяты>, который совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 18.8 ч.1.1 КоАП РФ - отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ.
Опрошенный в зале судебного заседания гражданин Республики Азербайджана Зохрабов А.Н. пояснил, что приехал в Российскую Федерацию вместе с матерью и проживал в <адрес> в <адрес> с бабушкой, учился в средней школе этого села. После окончания школы поступил университет народного хозяйства в <адрес>, но не окончил обучение в связи с отсутствием средств на обучение. В 2018 году получил патент на работу и работал в Махачкале. Просит суд оставить его на территории Российской Федерации, так как на территории Азербайджана у него нет ни родственников, ни жилья, ни средств к существованию.
Допрошенная в качестве свидетеля Кондратенко <данные изъяты>, мать Зохрабова А.Н. суду пояснила, что сына привезла на территорию РФ в 2012 году к своей матери, так как в Азербайджане они квартиру продали. Отец А. ушел из семьи двадцать лет назад. Сама она повторно вышла замуж и проживает в Белоруссии. В Азербайджане у них нет ни родственников, ни друзей. В случае выдворения сына, он останется там без определенного места жительства и без средств к существованию.
Заслушав гражданина Азербайджана Зохрабова А.Н., допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Исходя из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Зохрабова А.Н., копии его документа удостоверяющего личность, установлено, что совершенное Зохрабовым А.Н. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории Российской Федерации Зохрабов А.Н. проживает с 2012 года, в 2013 году учился в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бильбильская средняя общеобразовательная школа имени М.Абдуллаева» <адрес> РД. В 2017 году учился в ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства».
Обучение не закончил в связи с тяжелым материальным положением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Зохрабова А.Н. на достойную личную жизнь. В случае выдворения он остается на территории Азербайджана без определенного места жительства и без средств к существованию. Его родственники, в том числе и бабушка, которая занималась его воспитанием, проживает на территории РФ и является гражданкой Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность Зохрабова А.Н. судом не установлено.
С учетом личности Зохрабова А.Н., а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на необходимость уважения личной жизни и безопасности Зохрабова А.Н., суд назначает наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, без выдворения за пределы РФ.
Руководствуясь ст.ст. 18.8 ч. 1.1, 29.10 Ко АП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать гражданина Азербайджанской Республики Зохрабова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 2 (двух) тысяч рублей.
Штраф подлежит уплате на счет: получатель - УФК по РД (МВД по <адрес>, л/с 04031420570) ИНН 0541018037 КПП 057201001 ОКТМО территориального подразделения р/с 40№. КБК 18№. Банк получателя: Отделение -НБ Республики Дагестан, <адрес>, БИК - 048209001. ОКТМО 82720000.
Разъяснить гражданину Азербайджанской Республики Зохрабову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что в силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее следующего дня со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии со ст. 20.25 Ко АП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Квитанцию об оплате административного штрафа необходимо представить в Каспийский городской суд, как документ, подтверждающий исполнение судебного постановления.
На постановление может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд РД, путём подачи жалобы через Каспийский городской суд.
Судья А.Д. Джабраилова