Решение по делу № 2-611/2016 (2-7785/2015;) от 27.11.2015

Дело

Решение

именем Российской Федерации

27.01.2016 года     г.    Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой-Сидоркиной О.В.

при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е.В.

с участием представителя истца Фроловой Е.В., представителя ответчика Уманцовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, к Министерству финансов Саратовской области, третье лицо Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),

установил:

истец обратилась в суд с иском к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство). Свои требования обосновывает тем, что его родители были лишены родительских прав и над ним был назначен опекун ФИО5 Так же на основании Постановления Администрации Фрунзенского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ была назначена выплата денежных средств на его содержание, которая производилась без учета фактических цен, сложившихся в Саратовской области. Задолженность по выплате опекунских пособий, по мнению истца, составила 40 299 руб. 86 коп. Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем истец просил, с учетом уточненных исковых требований, взыскать в свою пользу также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год в размере 526 295 руб. 19 коп., а всего 566 595 руб. 05 коп.

Представитель истца уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства финансов Саратовской области просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Истец, представитель третьего лица администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», несмотря на надлежащее и своевременное извещение о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Суд счел возможным рассмотреть возникший между сторонами спор в отсутствие лиц, не пожелавших явиться в суд.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав обстоятельства дела и собранные но делу доказательства, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.?

Согласно статье 5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 03 декабря 1986 года № 41/85, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности, его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIY) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьями 148,150 Семейного Кодекса Российской Федерации (действовавшими до 01 сентября 2008 года), статьей 148-1 (действующей с 01 сентября 2008 года), частью 3 статьи 40 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу статьи 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могу устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 20 ноября 2005 года, с 01 июня 1992 года устанавливались нормы питания, обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

На основании пункта 1 указанного Постановления обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования Российской Федерации от 19 августа 1999 года № 199. действовавшим до 25 марта 2008 года, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статья 72 Конституции Российской Федерации, статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта Российской Федерации в форме субвенций.

Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплата опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 1997-2001 год в бюджет Саратовской области из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Саратовской области на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании из бюджета Саратовской области в 1997-2001 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект Российской Федерации - Саратовскую область и его финансовый орган - Министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию    несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409, действовавшим до 20 ноября 2005 года, на основании данных комитета статистики Саратовской области, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом за 1993-1999 года, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.

Согласно расчету истца, подтвержденному сведениями службы государственной статистики Саратовской области, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) в сумме 40 299 руб. 86 коп. Указанный расчет был судом проверен, в связи с чем сомнений не вызывает.

Согласно пункту 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком доказательств тому, что в отношении истца была снята опека и соответственно прекращены выплаты в более ранние сроки, а также доказательств тому, что на содержание истца были произведены выплаты в каком-либо ином размере, суду представлено не было.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409. сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр. игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами. суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующий период времени.?

Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами о федеральном бюджете за рассматриваемый период по 2015 год включительно составляет 526 295 руб. 19 коп.

Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика в указанной части не поступило.

Указанные суммы в силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно статье 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате нотариальной доверенности в размере 1 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

взыскать с Министерства финансов Саратовской области за счет казны субъекта Российской Федерации Саратовской области в пользу ФИО1 задолженность в сумме 40 299 руб. 86 коп., индексацию задолженности в сумме 526 295 руб. 19 коп., расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 200 рублей, а всего 567 795 (пятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот девяносто пять) рублей 05 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись        О.В. Терехова-Сидоркина

2-611/2016 (2-7785/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Караченков А.С.
Ответчики
Министерство финансов Саратовской области
Другие
Администрация Фрунзенского района г. Саратова
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
27.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2015Передача материалов судье
02.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2015Судебное заседание
27.01.2016Судебное заседание
01.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее