Решение по делу № 2-537/2023 (2-3575/2022;) от 11.11.2022

Дело № 2-537/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2023 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Рязяповой Д.И.,

при секретаре Листопадовой Е.В.,

с участием истца Яцюк В.М., представителя истца Елаевой О.Ю.,

представителя ответчика

администрации МО Оренбургский район Жулмурзиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцюк Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконной выписки из протокола жилищной комиссии, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л :

Яцюк В.М. обратился в суд с указанным иском, обосновывая требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, по результатам которого составлен протокол . Согласно протоколу комиссия установила, что Яцук В.М. зарегистрирован и фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>), общей площадью <данные изъяты> кв.м., что выше установленной величины учетной нормы на территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, но без документа, подтверждающего право собственности (земельный участок на котором расположен вышеуказанный жилой дом, принадлежит ему на праве собственности). Другого жилья, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности, Яцюк В.М. не имеет.

Комиссия отказала в признании Яцюк В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

О том, что снят с учета как нуждающийся, он узнал в 2022 году, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении сведений об очереди.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ , в котором указано, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Яцюк В.М. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С заключением комиссии не согласен, полагает, что незаконно снят с очереди, поскольку земельный участок находится в его собственности на основании распоряжения , о чем представлена выписка из ЕГРН. Право собственности на жилой дом не зарегистрировано, поскольку данная постройка не является капитальной, не имеет кадастрового номера и иных характеристик, то есть является временным жилым помещением. Кадастровый паспорт на данную постройку представлен в учетное дело.

С момента прибытия на территорию Оренбургской области в его собственности не имелось и не имеется жилых помещений, помимо вышеуказанного земельного участка.

Просит признать выписку из протокола (протокол) заседания жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Яцюк В.М. незаконным, обязать администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области восстановить Яцюк В.М. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области как гражданин, проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 10 лет.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, дополнив их требованием об обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из Крайнего Севера.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, изложенными в протоколах судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, Яцюк Т.В., Яцюк В.В. соответственно.

Истец Яцюк В.М. и его представитель Елаева О.Ю., действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Жулмурзина Г.Р., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, приведенным в письменном отзыве.

Ответчик - администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в суд своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, в ранее приобщенных отзывах просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Третьи лица - Министерство социального развития Оренбургской области, Правительство Оренбургской области в суд своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, от Министерства поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указано, что вопросы постановки, снятия с учета нуждающихся в жилом помещении в их компетенцию не входят.

Третьи лица - Яцюк Т.В., Яцюк В.В., будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, ФИО1 в период с 1979 года по 1998 год работал и проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Выехал из районов Крайнего Севера в 1998 году, переехав с семьей на проживание в <адрес>.

Из пояснений истца следует, что он вместе с женой и детьми проживал по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании заявления был зарегистрирован по месту жительства в новом построенном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

По настоящее время истец зарегистрирован и фактически проживает по данному адресу.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, здание, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка . Собственник указан Яцюк В.М., записано без документов подтверждающих право собственности. Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Яцюк В.М. указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области.

Вместе тем, согласно ответу управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ в общерайонных списках отдельных категорий граждан Яцюк В.М. не значится.

В ходе рассмотрения дела из сведений, предоставленных администрацией МО Оренбургский район, установлено, что в архиве управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству имеется пакет документов, поданных Яцюк В.М. на имя главы администрации МО Оренбургский район ФИО2 на основании заявления о постановке его на учет на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья. При этом заявитель указывает на то, что является погорельцем, проживает в частично сгоревшем доме, состав семьи 4 человека, имеет северный стаж работы 20 лет.

Заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ, пакет документов содержит следующие документы: справка <данные изъяты> , справка от администрации Первомайского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о рождении Яцюк Т.В., копия свидетельства о рождении Яцюк В.В., копия трудовой книжки Яцюк В.М., копия свидетельства госрегистрации предпринимателя без образования юридического лица, выданного администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; копия свидетельства госрегистрации предпринимателя без образования юридического лица, выданного администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о расторжении брака, копия паспорта, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о результатах рассмотрения данного заявления и постановки истца на учет не имеется.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО Первомайский поссовет поступил запрос от администрации МО Оренбургский район о предоставлении учетного дела на Яцюк В.М. В последующем жилищной комиссией было сформировано учетное дело на Яцюк В.М., который с заявлением о постановке на учет в администрацию не обращался.

Жилищной комиссией при администрации МО Первомайский поссовет на заседании от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Яцюк В.М. зарегистрирован и фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес> что выше установленной величины учетной нормы на территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, но без документа, подтверждающих право собственности, земельный участок на котором расположен вышеуказанный жилой дом, принадлежит ему на праве собственности. Другого жилья, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности, Яцюк В.М., не имеет.

Жилищная комиссия указала, что кроме приложенных документов к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.

На основании вышеизложенного, жилищная комиссия решила в признании Яцюк В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказать (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Обращаясь в суд с данным иском, истец настаивает на незаконности указанного решения жилищной комиссии, просит восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 54 ЖК РФ закреплено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Оренбургской области, учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма регламентирован законом Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно статьи 5 данного закона для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане подают по месту своего жительства заявление о принятии на учет со всеми необходимыми документами.

Согласно пунктов 2, 4 статьи 5 данного закона для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают заявление в письменном виде или в форме электронного документа уполномоченному органу по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

К заявлению прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие);

согласие на обработку персональных данных;

копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

копии удостоверений и документов, подтверждающих право гражданина на получение мер социальной поддержки;

иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законом Оренбургской области.

В силу статьи 6 законом Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не представление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, является основанием для отказа в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Так, с 1 января 2003 года отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Ранее указанные отношения регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в период его действия регламентировались условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В статье 1 данного закона установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.

Таким образом, для получения жилищной субсидии данной категорией лиц необходимо, чтоб гражданин состоял в установленном законом порядке на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полномочия по предоставлению жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были возложены на органы исполнительной власти субъектов.

В 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно статьи 1 которого право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 1 Федерального закона №125-ФЗ от 25 октября 2002 года

для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи:

не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;

являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") или по договору социального найма;

бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона 125-ФЗ от 25 октября 2002 года граждане, указанные в части первой статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (статья 3).

Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879.

В соответствии с пунктом 9 постановления № 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы, в том числе:

е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из содержания пункта 19 указанного Положения № 879 органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В содержании пункта 21 Положения приведен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 24).

Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Из системного толкования приведенного правового регулирования применительно к рассматриваемому спору следует, что для получения гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера, жилищной субсидии, заинтересованное лицо должно быть принято в установленном законом порядке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий для получения жилищной субсидии.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с ответом управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ в общерайонных списках отдельных категорий граждан Яцюк В.М. не значится.

Согласно письму архивного отдела администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ постановлений (распоряжений) о постановке на учет (снятии с учета) в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Яцюк В.М. отсутствуют.

Согласно представляемым в Министерство социального развития Оренбургской области сведениям списки граждан, подтвердивших свое участие по категории «граждане, выехавшие из районо Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», отсутствуют.

Таким образом, судом не установлено и истцом не доказано, что в 1999 году Яцюк М.В. в установленном законом порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, что является необходимым условием для получения права на жилищную субсидию гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера.

Представленная истцом в обоснование своих требований справка администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в которой указано, что Яцюк В.М. состоит в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ под , таковым доказательством не является, поскольку достоверно не установлено наличие документов, на основании которых он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Справка лишь констатирует очередность, а иных документов, послуживших основанием для включения в данную очередь, список лиц, состоявшихся в ней, не представлены.

Из полученных ответов следует, что у уполномоченного на тот период времени органа власти – районной администрации отсутствует постановление либо распоряжение о постановке Яцюк В.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Разрешая заявленный спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Яцюк В.М., поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с учетом того, что истец, будучи зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении, не представил документы, позволяющие установить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения и, соответственно, его прав на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал, что им не были предоставлены копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. С учетом вышеприведенных норм на заявителя законом возложена обязанность по представлению данных документов, не представление которых является основанием для отказа в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, решение жилищной комиссии администрации МО Первомайский поссовет об отказе в признании Яцюк В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, в виду непредставления документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Принимая во внимание вышеизложенное, у суда не имеется оснований для возложения на администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района обязанности восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в виде предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья как гражданина проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и соответственно произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из Крайнего Севера, поскольку не нашел подтверждения факт того, Яцюк В.М. на законных основаниях принят на учет как нуждающийся в жилом помещении.

Процедура постановки истца на учет не была соблюдена, в списках отдельных категорий граждан, поставленных на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не значится.

Следует отметить, что истец не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с соблюдением установленных законом требований.

А потому оснований для удовлетворения исковых требований Яцюк В.М. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Яцюк Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконной выписки из протокола жилищной комиссии, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2023 года

Судья Рязяпова Д.И.

Дело № 2-537/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2023 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Рязяповой Д.И.,

при секретаре Листопадовой Е.В.,

с участием истца Яцюк В.М., представителя истца Елаевой О.Ю.,

представителя ответчика

администрации МО Оренбургский район Жулмурзиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцюк Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконной выписки из протокола жилищной комиссии, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л :

Яцюк В.М. обратился в суд с указанным иском, обосновывая требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, по результатам которого составлен протокол . Согласно протоколу комиссия установила, что Яцук В.М. зарегистрирован и фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>), общей площадью <данные изъяты> кв.м., что выше установленной величины учетной нормы на территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, но без документа, подтверждающего право собственности (земельный участок на котором расположен вышеуказанный жилой дом, принадлежит ему на праве собственности). Другого жилья, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности, Яцюк В.М. не имеет.

Комиссия отказала в признании Яцюк В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

О том, что снят с учета как нуждающийся, он узнал в 2022 году, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении сведений об очереди.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ , в котором указано, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Яцюк В.М. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С заключением комиссии не согласен, полагает, что незаконно снят с очереди, поскольку земельный участок находится в его собственности на основании распоряжения , о чем представлена выписка из ЕГРН. Право собственности на жилой дом не зарегистрировано, поскольку данная постройка не является капитальной, не имеет кадастрового номера и иных характеристик, то есть является временным жилым помещением. Кадастровый паспорт на данную постройку представлен в учетное дело.

С момента прибытия на территорию Оренбургской области в его собственности не имелось и не имеется жилых помещений, помимо вышеуказанного земельного участка.

Просит признать выписку из протокола (протокол) заседания жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Яцюк В.М. незаконным, обязать администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области восстановить Яцюк В.М. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области как гражданин, проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 10 лет.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, дополнив их требованием об обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из Крайнего Севера.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, изложенными в протоколах судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, Яцюк Т.В., Яцюк В.В. соответственно.

Истец Яцюк В.М. и его представитель Елаева О.Ю., действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Жулмурзина Г.Р., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, приведенным в письменном отзыве.

Ответчик - администрация МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в суд своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, в ранее приобщенных отзывах просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Третьи лица - Министерство социального развития Оренбургской области, Правительство Оренбургской области в суд своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, от Министерства поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором указано, что вопросы постановки, снятия с учета нуждающихся в жилом помещении в их компетенцию не входят.

Третьи лица - Яцюк Т.В., Яцюк В.В., будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, ФИО1 в период с 1979 года по 1998 год работал и проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Выехал из районов Крайнего Севера в 1998 году, переехав с семьей на проживание в <адрес>.

Из пояснений истца следует, что он вместе с женой и детьми проживал по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании заявления был зарегистрирован по месту жительства в новом построенном доме по адресу: <адрес>, <адрес>.

По настоящее время истец зарегистрирован и фактически проживает по данному адресу.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, здание, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка . Собственник указан Яцюк В.М., записано без документов подтверждающих право собственности. Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Яцюк В.М. указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации Оренбургского района Оренбургской области.

Вместе тем, согласно ответу управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ в общерайонных списках отдельных категорий граждан Яцюк В.М. не значится.

В ходе рассмотрения дела из сведений, предоставленных администрацией МО Оренбургский район, установлено, что в архиве управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству имеется пакет документов, поданных Яцюк В.М. на имя главы администрации МО Оренбургский район ФИО2 на основании заявления о постановке его на учет на получение безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья. При этом заявитель указывает на то, что является погорельцем, проживает в частично сгоревшем доме, состав семьи 4 человека, имеет северный стаж работы 20 лет.

Заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ, пакет документов содержит следующие документы: справка <данные изъяты> , справка от администрации Первомайского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о рождении Яцюк Т.В., копия свидетельства о рождении Яцюк В.В., копия трудовой книжки Яцюк В.М., копия свидетельства госрегистрации предпринимателя без образования юридического лица, выданного администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; копия свидетельства госрегистрации предпринимателя без образования юридического лица, выданного администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о расторжении брака, копия паспорта, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о результатах рассмотрения данного заявления и постановки истца на учет не имеется.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО Первомайский поссовет поступил запрос от администрации МО Оренбургский район о предоставлении учетного дела на Яцюк В.М. В последующем жилищной комиссией было сформировано учетное дело на Яцюк В.М., который с заявлением о постановке на учет в администрацию не обращался.

Жилищной комиссией при администрации МО Первомайский поссовет на заседании от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что Яцюк В.М. зарегистрирован и фактически проживает в жилом доме по адресу: <адрес> что выше установленной величины учетной нормы на территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, но без документа, подтверждающих право собственности, земельный участок на котором расположен вышеуказанный жилой дом, принадлежит ему на праве собственности. Другого жилья, предоставленного по договору социального найма или на праве собственности, Яцюк В.М., не имеет.

Жилищная комиссия указала, что кроме приложенных документов к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.

На основании вышеизложенного, жилищная комиссия решила в признании Яцюк В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказать (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Обращаясь в суд с данным иском, истец настаивает на незаконности указанного решения жилищной комиссии, просит восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 54 ЖК РФ закреплено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Оренбургской области, учета граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма регламентирован законом Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно статьи 5 данного закона для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане подают по месту своего жительства заявление о принятии на учет со всеми необходимыми документами.

Согласно пунктов 2, 4 статьи 5 данного закона для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают заявление в письменном виде или в форме электронного документа уполномоченному органу по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

К заявлению прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие);

согласие на обработку персональных данных;

копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

копии удостоверений и документов, подтверждающих право гражданина на получение мер социальной поддержки;

иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законом Оренбургской области.

В силу статьи 6 законом Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не представление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, является основанием для отказа в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Так, с 1 января 2003 года отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируются положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Ранее указанные отношения регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в период его действия регламентировались условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В статье 1 данного закона установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных.

Таким образом, для получения жилищной субсидии данной категорией лиц необходимо, чтоб гражданин состоял в установленном законом порядке на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полномочия по предоставлению жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей были возложены на органы исполнительной власти субъектов.

В 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно статьи 1 которого право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 1 Федерального закона №125-ФЗ от 25 октября 2002 года

для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:

гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи:

не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;

являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") или по договору социального найма;

бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона 125-ФЗ от 25 октября 2002 года граждане, указанные в части первой статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (статья 3).

Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879.

В соответствии с пунктом 9 постановления № 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы, в том числе:

е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Как следует из содержания пункта 19 указанного Положения № 879 органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В содержании пункта 21 Положения приведен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 24).

Утвержденные в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Из системного толкования приведенного правового регулирования применительно к рассматриваемому спору следует, что для получения гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера, жилищной субсидии, заинтересованное лицо должно быть принято в установленном законом порядке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий для получения жилищной субсидии.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с ответом управления по строительству, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ в общерайонных списках отдельных категорий граждан Яцюк В.М. не значится.

Согласно письму архивного отдела администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ постановлений (распоряжений) о постановке на учет (снятии с учета) в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Яцюк В.М. отсутствуют.

Согласно представляемым в Министерство социального развития Оренбургской области сведениям списки граждан, подтвердивших свое участие по категории «граждане, выехавшие из районо Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», отсутствуют.

Таким образом, судом не установлено и истцом не доказано, что в 1999 году Яцюк М.В. в установленном законом порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, что является необходимым условием для получения права на жилищную субсидию гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера.

Представленная истцом в обоснование своих требований справка администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в которой указано, что Яцюк В.М. состоит в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ под , таковым доказательством не является, поскольку достоверно не установлено наличие документов, на основании которых он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Справка лишь констатирует очередность, а иных документов, послуживших основанием для включения в данную очередь, список лиц, состоявшихся в ней, не представлены.

Из полученных ответов следует, что у уполномоченного на тот период времени органа власти – районной администрации отсутствует постановление либо распоряжение о постановке Яцюк В.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Разрешая заявленный спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Яцюк В.М., поскольку оспариваемое решение жилищной комиссии принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий с учетом того, что истец, будучи зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении, не представил документы, позволяющие установить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения и, соответственно, его прав на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал, что им не были предоставлены копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. С учетом вышеприведенных норм на заявителя законом возложена обязанность по представлению данных документов, не представление которых является основанием для отказа в принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, решение жилищной комиссии администрации МО Первомайский поссовет об отказе в признании Яцюк В.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, в виду непредставления документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Принимая во внимание вышеизложенное, у суда не имеется оснований для возложения на администрацию МО Первомайский поссовет Оренбургского района обязанности восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в виде предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья как гражданина проработавший в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и соответственно произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из Крайнего Севера, поскольку не нашел подтверждения факт того, Яцюк В.М. на законных основаниях принят на учет как нуждающийся в жилом помещении.

Процедура постановки истца на учет не была соблюдена, в списках отдельных категорий граждан, поставленных на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не значится.

Следует отметить, что истец не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с соблюдением установленных законом требований.

А потому оснований для удовлетворения исковых требований Яцюк В.М. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Яцюк Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании незаконной выписки из протокола жилищной комиссии, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании произвести выплату жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2023 года

Судья Рязяпова Д.И.

2-537/2023 (2-3575/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яцюк Виталий Михайлович
Ответчики
Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области
Администрация МО Первомайский поссовет
Другие
Министерство социального развития по Оренбургской области
Яцюк Тарас Витальевич
Правительство Оренбургской области
Яцюк Владимир Витальевич
Суд
Оренбургский районный суд Оренбургской области
Судья
Рязяпова Д.И.
Дело на сайте суда
orenburgsky.orb.sudrf.ru
11.11.2022Регистрация административного искового заявления
14.11.2022Передача материалов судье
16.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
22.02.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее