Решение по делу № 33а-9376/2016 от 01.07.2016

Судья: Бакунова В.В.                адм.дело N 33А-9376/2016

        

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2016 года                        г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Вачковой И.Г.,

при секретаре Устяк Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Миханькова Ф.И. и администрации муниципального района Клявлинский Самарской области на решение Клявлинского районного суда Самарской области от 6 мая 2016 года, которым признано незаконным и подлежащим отмене постановление администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 23 сентября 2015 года N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении земельного участка площадью 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в части исключения сведений о границе участка.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя администрации муниципального района Клявлинский Самарской области Демендеева О.А., Миханькова Ф.И. и его представителя Макарова С.Л., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Управление Федерального казначейства по Самарской области обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным и подлежащим отмене постановление администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 23 сентября 2015 года N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане».

В обоснование заявленных требований указало, что 24 декабря 2003 года поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 687 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с присвоением кадастрового номера , свидетельство о праве собственности РФ на него выдано 10 января 2002 года. В связи с уточнением границ 10 декабря 2009 года составлен межевой план земельного участка, сведения о его уточненных границах внесены в ГКН, затем земельный участок передан Управлению Федерального казначейства по Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 декабря 2011 года, согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка составляет 687 кв.м и соответствует материалам межевания.

23 сентября 2015 года администрацией муниципального района Клявлинский Самарской области издано оспариваемое постановление которым утверждены границы земельного участка площадью 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, затем земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера и по договору купли-продажи от 17 ноября 2015 года передан Миханькову Ф.И., которому впоследствии было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 3 декабря 2015 года.

Административный истец считает, что земельный участок с кадастровым номером частично сформирован за счет переданного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером , при этом исходит из того, что фактические границы земельного участка кадастровым номером не соответствуют границам, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, которые были установлены и согласованы со смежными землепользователями в 2009 году при межевании с учетом естественных границ, границы на момент межевания соответствовали фактическим границам, что отражено в межевом плане от 10 декабря 2009 года.

Проведению работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером препятствует утвержденная администрации муниципального района Клявлинский Самарской области схема расположения земельного участка площадью 110 кв.м и его постановка на государственный кадастровый учет. Названные обстоятельства также не позволяют исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером и препятствует его нормальному использованию. Кроме того, часть земельного участка с кадастровым номером занята охранной зоной электросетевого хозяйства, что также является доказательством незаконности оспариваемого постановления.

В ходе рассмотрения дела Управление Федерального казначейства по Самарской области требования уточнило (том 2 л.д. 5-10). В дополнение заявленных требований просило установить, что решение о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 23 сентября 2015 года N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка площадью 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером в части исключения сведений о границе участка.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соистца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, административный иск которого, содержащий требования аналогичные требованиям, заявленным Управлением Федерального казначейства по Самарской области принят к производству суда (том л.д. 4-10, 28-31).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Самарской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.

Судом постановлено приведенное выше решение (том 2 л.д. 59-70), которое в апелляционных жалобах Миханьков Ф.И. и администрация муниципального района Клявлинский Самарской области просят отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Управления Федерального казначейства по Самарской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (том 2, л.д. 88-93, 97-100).

Проверив дело, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Управлением Федерального казначейства по Самарской области заявлено требование о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 23 сентября 2015 года N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане».

Суд, удовлетворяя требования Управления Федерального казначейства по Самарской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, исходил из того, что при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером площадью 687 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> у администрации муниципального района Клявлинский Самарской области не имелось законных оснований для вынесения 23 сентября 2015 года постановления N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», повлекшего за собой постановку земельного участка площадью 110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , заключение 17 ноября 2015 года между администрацией муниципального района Клявлинский Самарской области и Миханьковым Ф.И. договора купли-продажи земельного участка и выдачу 3 декабря 2015 года Миханькову Ф.И. свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок (л.д. 113).

Между тем, разрешая в порядке административного судопроизводства требования о признании незаконным постановления администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 23 сентября 2015 года N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане», суд первой инстанции не принял во внимание, что в силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В нарушение вышеприведенных положений КАС РФ, требования об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком рассмотрены в порядке производства по делам, возникающим из административных правоотношений, тогда как данные требования рассматривается по правилам искового производства в ином судебном порядке.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Клявлинского районного суда Самарской области от 6 мая 2016 года отменить, постановить новый судебный акт, которым производство по административному делу по административному иску Управления Федерального казначейства по Самарской области к администрации муниципального района Клявлинский Самарской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 23 сентября 2015 года N 375 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и о восстановлении нарушенного права прекратить.

Председательствующий:

        Судьи:

33а-9376/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с прекращением производства
Истцы
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Ответчики
Администрация муниципального района Клявлински й Самарской области
Другие
Клявлинский отдел ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра по Самарской области
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Кондратьев Дмитрий Александрович
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самрской области
Миханьков Фёдор Ильич
администрации м.р. Клавлинский
ФГБУ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
22.07.2016[Адм.] Судебное заседание
28.07.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее