УИД 36RS0020-02-2019-000467-34
Дело № 2- К 414/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Каменка 21 ноября 2019 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Шпак В.А., единолично,
при секретаре Свешниковой Т.А.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску казенного учреждения Ханты–Мансийского автономного округа –Югры «Центр социальных выплат» филиала в городе Мегионе к Васильевой М.А. о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение Ханты –Мансийского автономного округа –Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Мегионе обратилось в суд с иском к Васильевой М.А. о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат, обосновывая свои требования следующим.
Ответчик на основании закона Ханты – Мансийского автономного округа Югры от 07.07.2004 года №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты – Мансийском автономном округе – Югра» (далее – Закон) состояла на учете в Казенном учреждении Ханты –Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиале в городе Мегионе как получатель мер социальной поддержки - пособий многодетным семьям, выплачиваемых за счет средств бюджета автономного округа.
17.03.2011 года на основании заявления ответчика ей были назначены ежемесячные пособия многодетным семьям на детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 01.04.2011 года по 31.01.2021 года.
Кроме того, решением от 23.03.2011 года ответчику была предоставлена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг на период с 01.04.2011 года по 31.01.2021 года.
На основании заявления ответчика от 19.04.2014 года на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было принято решение о назначении субсидии с 01.03.2014 года.
Ежемесячное пособие на каждого ребенка определено в размере 770,00 рублей на период с 01.02.2014 года по 31.01.2015 года.
На основании заявления ответчика от 19.02.2014 года о назначении ежемесячных пособий по уходу за ребенком от трех до четырех лет (ФИО8) было принято решение назначить пособие в размере 3 774,00 рублей в месяц на период с 01.03.2014 года по 03.02.2015 года.
Приказом от 02.02.2015 года №31-п принято решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком от трех до четырех лет ввиду отказа ответчика от места в детском образовательном учреждении, выплата прекращена с 01.02.2015 года.
28.07.2016 года от ответчика поступило заявление о прекращении предоставления мер социальной поддержки в связи с переменой места жительства, выплаты прекращены с 01.08.2016 года.
К заявлению о прекращении предоставления мер социальной поддержки ответчиком был предоставлен паспорт, в котором в разделе «место жительство» были указаны следующие данные о регистрации по месту жительства: <адрес>, дата регистрации 12.03.2014 года.
Истцом также была получена информация из ООО «ЖЭК», что дети Васильевой М.А. выбыли по указанному адресу 27.07.2016 года.
О данных обстоятельствах, влекущих прекращение права на получение пособия и выплаты, ответчик не позднее чем в пятидневный срок с момента их наступления не сообщила в письменном виде органу, назначившему пособие или выплату - КУ «Центр социальных выплат Югры» филиалу в г. Мегионе.
Таким образом, ответчик получила необоснованное обогащение в виде излишне выплаченных сумм ежемесячных пособий многодетным семьям, которые за период с 01.04.2014 года по 31.07.2016 года составили 186 507,57 рублей.
В адрес ответчика было направлено письмо с предложением в добровольном порядке возместить излишне выплаченные суммы.
По заявлению ответчика от 27.12.2016 года срок возврата излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки продлен до 31.12.2017 года.
Ответчиком частично возмещены истцу излишне выплаченные суммы в размере 49 678,80 рублей.
18.04.2019 года по заявлению ответчик срок возврата излишне выплаченных сумм был продлен до 31.05.2019 года.
По наступлении указанного срока оставшаяся часть задолженности в размере 136 828,77 рублей ответчиком погашена не была.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с Васильевой М.А. излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки в размере 136 828,77 рублей, в том числе
ежемесячного пособия на ребенка (детей) в размере 7 000,00 рублей;
ежемесячного пособия многодетным семьям в размере 29 331,00 рублей;
компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 62 757,77 рублей;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком от трех до четырех лет в размере 37 740,00 рублей.
В судебное заседание представитель истца – Игошева Н.А., действующая на основании доверенности, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, не явилась, заявив при подаче искового заявления о согласии на рассмотрение дела в отсутствие представителя истца.
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя истца.
Судебное извещение о месте и времени судебного заседания, направлявшееся ответчику Васильевой М.А. заказной почтовой корреспонденцией по адресу ее регистрации по месту жительства: <адрес>, возвратилось в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско – правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.
Поскольку ответчик Васильева М.А. в течение срока хранения заказной корреспонденции не явилась за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, суд расценивает ее поведение как отказ от получения судебного извещения с целью уклонения от явки в суд, и, как следствие - злоупотребление правом, которое нарушает конституционное право другой стороны на судебную защиту своих прав и интересов, и на основании статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает ее надлежащим образом извещенной о необходимости явки в судебное заседание.
Ввиду неявки в судебное заседание ответчика Васильевой М.А., извещенной о времени и месте судебного заседания, не сообщившей о причинах неявки и не просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, на основании ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с согласия представителя истца - в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "ж" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Такие законы и подзаконные акты согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В силу части третьей статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направление расходования денежных средств своего бюджета.
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят Закон от 07 июля 2004 года N 45-03 "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым предоставлено право на меры социальной поддержки категории граждан Российской Федерации из числа лиц, имеющих удостоверение «Многодетная семья Ханты – Мансийского автономного округа – Югры».
В силу п. 1 ст. 3 указанного Закона многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ( далее -ХМАО – Югры) признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в ХМАО - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.
Подпунктами 3, 4, 9 пункта 1 статьи 2, подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 Закона №45-оз предусмотрены следующие виды мер социальной поддержки семей с детьми:
ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет;
ежемесячное пособие на ребенка (детей);
ежемесячное пособие многодетным семьям;
компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива в жилых помещениях с печным отоплением).
Указанные пособия устанавливаются одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носят заявительный характер. Исчисление десятилетнего срока осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-03 определено, что порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" утвержден Порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком назначение и выплата пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, осуществляется казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" (далее - Центр социальных выплат) (пункт 1).
Согласно п. 3 Порядка назначение пособий носит заявительный характер.
Выплата пособий и выплаты осуществляется с месяца их назначения (пункт 17).
На основании п. 34, 35 Постановления Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 13.10.2011 года №371-п выплата ежемесячных пособий прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства:
- выезд граждан, имеющих детей, на постоянное место жительства за пределы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры;
- не подтверждение территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграций, факта проживания граждан, в том числе совместного проживания с ребенком (детьми), по месту жительства (пребывания) в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия и выплаты, гражданин обязан не позднее, чем в пятидневный срок сообщить об этом в письменном виде органу, назначившему пособие или выплату.
Как установлено судом, ответчик Васильева М.А. является матерью детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основания заявления Васильевой М.А. от 17.03.2011 года решением Управления социальной защиты населения по г. Мегиону от 22.03.2011 года № 2374/06 ее семья была признана многодетной семьей Ханты – Мансийского автономного округа –Югры, поставлена на учет многодетных семей по месту жительства: <адрес>, ей выдано удостоверение многодетной семьи и предоставлены следующие меры социальной поддержки:
ежемесячное пособие многодетным семьям на детей: ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 01.04.2011 года по 31.01.2021 года, в размере 383 рубля на каждого ( л.д. №);
компенсация расходов на оплату коммунальных услуг на период с 01.04.2011 года по 31.01.2021 года в размере 2 225,38 рублей (л.д. №).
Решением КУ «Центр социальных выплат Югры» филиала в г. Мегионе от 20.02.2014 года №2250 Васильевой М.А. предоставлена субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 4 118 рублей с 01.03.2014 года (л.д. №).
Приказом Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 20.02.2014 года №69-п ежемесячное пособие на каждого из детей определено в размере 770,00 рублей на период с 01.02.2014 года по 31.01.2015 года, а также назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от 3-х до 4-х лет (ФИО8) в размере 3 774,00 рублей в месяц на период с 01.03.2014 года по 03.02.2015 года (л.д. №).
На основании приказа Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 02.02.2015 года №31-п с 01.02.2015 года прекращена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 3-х до 4-х лет на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с отказом матери от места в детском образовательном учреждении (л.д. №
28.07.2016 года Васильева М.А. на имя руководителя казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" филиала в г.Мегионе подала заявление о прекращении предоставления мер социальной поддержки в связи с переменой места жительства, выплаты прекращены с 01.08.2016 года (л.д. №).
В соответствии с п. 3 Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п задекларированные заявителем сведения о месте жительства (пребывания) проверяет Центр социальных выплат посредством направления запроса в территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно данным паспорта ответчика, с 12 марта 2014 года она значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. №).
Как следует из справки, выданной ООО «Жилищно–Эксплуатационная Компания» от 27.07.2016 года № б/н, Васильева М.А. по адресу: <адрес> не зарегистрирована, дети ФИО2, ФИО3 и ФИО4 выбыли 27.07.2016 года по адресу: <адрес> (л.д. №).
О данных обстоятельствах ответчик не сообщила в казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" филиала в г.Мегионе.
Исходя из того, что для получения перечисленных пособий обязательным условием является постоянное проживание граждан – получателей пособий на территории Ханты – Мансийского автономного округа, выезд ответчика Васильевой М.А. с детьми на постоянное место жительства за пределы Ханты – Мансийского автономного округа влечет утрату такого права.
Таким образом, в нарушение действующего регионального правового регулирования ответчик незаконно получила от истца социальные выплаты, размер которых согласно предоставленному истцом расчету за период с 01.04.2014 года по 31.07.2016 года составил 186 507,57 рублей.
В адрес ответчика истцом было направлено письмо о необходимости возмещения излишне выплаченных сумм в срок до 31.12.2016 года (л.д. №).
По заявлению ответчика от 27.12.2016 года срок возврата излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки продлен до 31.12.2017 года (л.д. №).
В период с 04.10.2016 года по 13.12.2018 года ответчиком в счет возмещения излишне выплаченных ей сумм на расчетный счет истца было внесено 49 678,80 рублей.
18.04.2019 года ответчиком было направлено заявление с просьбой продлить срок возврата излишне выплаченных сумм до 31.12.2020 года, однако истцом был ограничен срок возврата до 31.05.2019 года.
Таким образом, ответчик Васильева М.А. фактически признала наличие у нее задолженности перед истцом, образовавшейся в связи с получением социальных выплат, право на которое у нее было утрачено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчик доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности, свидетельствующих о необоснованности заявленных к ней требований не представила, предоставленный истцом расчет не оспорила.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик Васильева М.А. получила необоснованное обогащение в виде излишне выплаченных ей сумм социальных выплат как многодетной семье за период с 01.04.2014 года по 31.07.2016 года, размер которых с учетом частичного погашения составляет 136 828, 77 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования Казенного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиала в городе Мегионе подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования казенного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиала в городе Мегионе к Васильевой М.А. о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат - удовлетворить.
Взыскать с Васильевой М.А. в бюджет казенного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиала в городе Мегионе излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка (детей) в размере 7 000 (семь тысяч) рублей 00 копеек; ежемесячного пособия многодетным семьям в размере 29 331 (двадцать девять тысяч триста тридцать один) рубль 00 копеек; компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 62 757 (шестьдесят две тысячи семьсот пятьдесят семь) рублей 77 копеек; ежемесячное пособие по уходу за ребенком от трех до четырех лет в размере 37 740 (тридцать семь тысяч семьсот сорок) рублей 00 копеек, а всего 136 828 (сто тридцать шесть тысяч восемьсот двадцать восемь рублей) 77 копеек.
Ответчик Васильева М.А. вправе подать в Лискинский районный суд Воронежской области, принявший данное заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком Васильевой М.А. заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Судья В.А. Шпак
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2019 года.