Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Софоновой Е.В.,
с участием истца Казаряна С.Н., представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) Трошиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3042/2019 по иску Казаряна С. Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о включении периодов работ в страховой и общий трудовой стаж, перерасчета назначенной пенсии,
У с т а н о в и л:
Истец Казарян С.Н. обратился с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее УПФР) об обязании включить в страховой и общий трудовой стаж периодов работы с <дата> по <дата> на заводе «Резистор» в <адрес> и исчислении размера страховой пенсии по старости с учетом сумм заработков за период с января 1985г. по декабрь 1989г. и назначении страховой пенсии с момента подачи заявления, т.е. с <дата>, в обосновании заявленных требований ссылаясь на то, что <дата> обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии Федеральным Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР № *** от <дата> ему отказано в зачете в общий трудовой (страховой стаж) периода с <дата> по <дата> на заводе «Резистор» в <адрес>, ввиду отсутвия требуемого страхового стажа. А такжеотказано в исчилсении пенсии с учетом сведений о заработной плате за период с января 1985 по декабрь 1989 на заводе «Резистор» в <адрес> (Эчмиадзин)Республики Армения. Считает, что ответчиком необоснованно не включены в страховой и общий трудовой стаж его работы вышеуказанные периоды, поскольку ринадлежность справки о периодах трудовой деятельности выданной работодателем от <дата> № *** и справки о заработке от <дата> № *** за период с января 1985 по декабрь 1989 не вызывает у Пенсионного фонда сомнения. Полагает, что отказ в зачете в общий трудовой (страховой стаж) периодов работы, и отказ в принятии к рассмотрению сумм заработков, указанных в справке о заработке, при назначении страховой пенсии по старости незаконным, так как работа происходила на территории единого государства - СССР и в данный период был строгий государственный учет всех документов о трудовой деятельности и размерах заработной платы. Полагая решение пенсионного органа незаконным, обратился в суд.
В судебном заседании истец Казарян С.Н. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске.
В судебном заседании представитель УПФР в лице Трошина О.А. исковые требования не признала, пояснила, что истцу обоснованно было отказано во включении вышеуказанных периодов работы в страховой и общий трудовой стаж, сославшись на доводы, изложенные в решении от <дата> № ***.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> Казарян С. Н. обратился в УПФР с письменным заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
Решением УПФР от <дата> № *** истцу отказано включении в страховой и общий трудовой стаж периода с <дата> по <дата> на заводе «Резистор» в <адрес> и исчислении размера страховой пенсии по старости с учетом сумм заработков за период с января 1985 по декабрь 1989, согласно справке от <дата>.
Между тем, вышеуказанные доводы ответчика нельзя признать законными и обоснованными. Названные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в зачете в страховой стаж истца спорных периодов, так как работа в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке истца.
Как установлено судом в период с <дата> по <дата> истец работал на заводе «Резистор» в <адрес> что подтверждается записями в трудовой книжке, а также справкой № *** от <дата>, выданной заводом «Резистор».Между тем, вышеуказанные доводы ответчика нельзя признать законными и обоснованными. Названные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в зачете в страховой стаж истца спорных периодов, так как работа в указанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке истца.
Также, вопросы в области пенсионного обеспечении граждан государств-участников Содружества Независимых государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 « о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства на территории которого они проживают.
В силу п.2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 г. №1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств- участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение пенсионного органа нельзя признать законным и обоснованным.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2015 года и вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости поставлен в зависимость от трудового стажа и заработка пенсионера, учтенных до 01 января 2002 года, и суммы страховых взносов за работу до 01 января 2002 года.
Для исчисления пенсии учитывается отношение среднемесячного заработка застрахованного лица, учтенного за 24 полных месяца работы в 2000-2001 гг., либо за любые 5 лет (60 мес.) работы подряд в течение всей трудовой деятельности, протекавшие до 01 января 2002 года, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. При этом, во внимание принимается соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период не свыше 1,2, что предусмотрено ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Истцом в подтверждения заработной платы представлена справка № *** от <дата> за период с января 1985 по декабрь 1989, что не опровергается Пенсионным фондом.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать ответчика засчитать спорные периоды и произвести перерасчет размера пенсии с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования Казаряна С. Н..
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) засчитать Казаряну С. Н. в страховой и общий трудовой стаж период работы с <дата> по <дата> на заводе «Резистор» в <адрес>, исчислять пенсию с учетом сведения о заработной плате с января 1985 по декабрь, согласно справке № *** от <дата>, с момента обращения с письменным заявлением, т.е. с <дата>.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья Сапего О.В.