Дело № 2-1103/2023
11RS0009-01-2023-001208-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 03 октября 2023 года гражданское дело по иску Радкевич Н.А. к администрации муниципального района «Княжпогостский» о взыскании выкупной цены за жилое помещение,
установил:
Радкевич Н.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Княжпогостский» о взыскании выкупной цены за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 1 109 000 руб.
В обоснование указано, что истец является собственником указанного жилого помещения, постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 10.02.2023 № <№> многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, распоряжением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 22.05.2023 № <№> установлен срок до 21.12.2026 для переселения жителей многоквартирного дома. Дом имеет степень износа 71%, конструктивные элементы дома находятся в аварийном состоянии. Заявление истца от 09.06.2023 о выкупе жилого помещения оставлено ответчиком без удовлетворения.
Истец Радкевич Н.А. в судебное заседание не явилась, её представитель Мосейко Д.А., участвую в судебном заседании по видеоконференц-связи на базе <данные изъяты>, иск поддержал.
Представитель администрации муниципального района «Княжпогостский» Синица Д.В. в судебном заседании иск не признала.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск, подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцу Радкевич Н.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение- квартира площадью 30.8 кв.м, находящаяся по адресу: <адрес>. Право собственности на жилое помещение за истцом зарегистрировано в ЕГРН 05.07.2013 за <№>.
В данном жилом помещении истец и иные лица не зарегистрированы.
Решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 15.09.2022 № 277 с 01.01.2023 на срок до 31.12.2025 приняты часть полномочии городского поселения «Емва» для исполнения органами местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский», в частности полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Распоряжением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 22.05.2023 № <№> на основании заключения межведомственной комиссии от 08.02.2023 № <№> многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения зарегистрированных жителей вне очереди по мере освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда-до 31.12.2026.
До 22.05.2023, многоквартирный дом признавался аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 10.02.2023 <№>, отмененным постановлением от 22.05.2023 <№>.
Как следует из пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник, жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищный кодекс РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Указанный многоквартирный дом в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены статьей 56.3 Земельного кодекса РФ. Согласно подпункту 4 пункта 2 указанной нормы принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Из пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ усматривается, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются, в том числе по их собственной инициативе.
Учитывая изложенное, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и неосуществления собственниками в установленный органом местного самоуправления срок работ по сносу либо реконструкции жилого дома, земельный участок и расположенные на нем жилые помещения в составе многоквартирного дома подлежат изъятию на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. При этом непринятие длительное время такого решения, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушении жилищных прав граждан.
С момента признания многоквартирного дома аварийным решение об установлении собственнику жилого помещения срока сноса спорного дома, изъятии земельного участка и расположенного на нем спорного многоквартирного дома ответчиком не принято.
Обращение Радкевич Н.А. о выкупе жилого помещения на основании статьи 32 Жилищного кодекса РФ за 1 109 000 руб. оставлено ответом администрации муниципального района «Княжпогостский» от 21.06.2023 без удовлетворения, в связи с тем, что решение об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд администрацией не принималось, распоряжением от 22.05.2023 № <№> установлен срок до 31.12.2026 по завершению работ по отселению зарегистрированных жителей многоквартирного дома в жилые помещения муниципального жилищного фонда вне очереди по мере освобождения жилых помещений.
14.12.2022 техническое состояние конструктивных элементов многоквартирного дома было обследовано <данные изъяты> согласно заключению фундамент и отмостка, стены, перекрытия, крыша, полы, оконные и дверные проемы, отделочные работы, внутренние санитарно-технические устройства, крыльцо, лестница многоквартирного дома находятся в аварийном состоянии в связи с длительным сроком эксплуатации, воздействия внешней среды, неравномерной осадки основания и фундамента, и учитывая аварийное состояние и угрозу обрушения несущих и ограждающих конструкций здания, проведение капитального ремонта, включая ремонт инженерных сетей, выполнения мероприятий по повышению тепловой эффективности и ограждающих конструкций фундамента, стен, перекрытий, крыши нецелесообразно, физический износ дома составляет 71%.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации муниципального района «Княжпогостский» по принятию решения об изъятии спорного имущества в соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и статьями 56.2 - 56.6 Земельного кодекса РФ в течение восьми месяцев. Такое длительное бездействие органа местного самоуправления не препятствует истцу требовать выплату возмещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, требование истца о взыскании возмещения за жилое помещение является обоснованным. Это право не оспаривается и ответчиком.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам пункта 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Истцом выкупная цена жилого помещения в размере 1 109 000 руб. определена на основании отчета об оценке <№>, произведенной 25.05.2023 оценщиком ФИО1 согласно которому рыночная стоимость квартиры истца на 25.05.2023 года составляет 250 000 руб., размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома с учетом доли жилого помещения- 733 000 руб., размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, - 126 000 руб.
Представитель ответчика –администрации муниципального района «Княжпогостский» Синица Д.В. не согласилась с заявленной выкупной ценой жилого помещения, при этом, ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления размера выкупной цены жилого помещения, о чем было разъяснено в судебном заседании, не заявила, указала, что истец и иные лица в жилом помещении не проживают, истец проживает в ином жилом помещении, поэтому расходы по переезду и поиску иного жилого помещения, временным пользованием иным жилым помещением включены в размер убытков не обоснованно.
Проверив заключение оценщика, суд соглашается с определением рыночной стоимости жилого помещения, включая долю в общем имуществе в многоквартирном доме и в праве на земельный участок, в размере 250 000 руб., поскольку оценщиком при определении рыночной стоимости жилого помещения учитывались: год постройки дома-1960 год, технические характеристики дома, последний капитальный ремонт- 1987 год, общая площадь дома и жилого помещения, земельного участка, анализ рынка продаж аналогичного жилья в г. Емве. При определении размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 733 000 руб. оценщик обосновано принял во внимание положения статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», статьи 166 Жилищного кодекса РФ, Методических рекомендаций по определению оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, утвержденные приказом Минстроя России от 25.09.2018 № 618/пр, которыми стоимость каждой услуги и (или) работы по капитальному ремонту многоквартирного дома рекомендуется определять исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, утвержденной нормативным правовым актом субъектом Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса РФ, а также постановление Правительства Республики Коми от 26.12.2020 № 664 «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, за счет средств фонда капитального ремонта в многоквартирном доме, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт» с учетом изменений от 20.04.2022 № 200. При расчете многоквартирного дома оценщиком учтены расходы по ремонту фасада, крыши, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, и установленные размеры взноса на капитальный ремонт.
В размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в размере 126 000 руб., оценщик включил: расходы, связанные с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, в сумме 55 500 руб.; расходы для осуществления переезда и оплатой стоимости транспортной компании грузчиков в сумме 18 400 руб. (700 руб./час- транспорт + (4 грузчика* 400 руб./час)*8 час.); расходы по поиску и покупке квартиры- 50 000 руб.; расходы по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для физических лиц- 2 000 руб.
Судом установлено, что истец Радкевич Н.А. зарегистрирована и проживает в принадлежащей на праве собственности квартире, находящейся по адресу: <адрес>. В спорном жилом помещении никто не проживает. В связи с этим, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о завышенном размере убытков, считает необходимым исключить из расчета убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, расходы по найму жилого помещения в размере 55 500 руб., а также связанные с поиском нового жилого помещения в размере 50 000 руб.
Несогласие ответчика с расчетами оценщика выкупной цены жилого помещения само по себе не может быть отнесено к таким недостаткам данного вида доказательства.
На основании изложенного, иск о взыскании выкупной цены жилого помещения подлежит частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца следует взыскать выкупную цену за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 1 003 400 руб. (250 000+733 000+20 400), расходы по уплате государственной пошлины пропорциональной удовлетворённой части требований в размере 12 485, 95 руб., а всего в размере 1 015 885, 95 руб.
После выплаты администрацией муниципального района «Княжпогостский» выкупной цены за жилое помещение прекратить право собственности Радкевич Н.А. на жилое помещение в связи изъятием этого жилого помещения и признать право собственности на жилое помещение за муниципальным районом «Княжпогостский».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Радкевич Н.А. удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального района «Княжпогостский» за счет казны муниципального района «Княжпогостский» в пользу Радкевич Н.А., <данные изъяты>, выкупную цену за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 1 003 400 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 485, 95 руб.., а всего в размере 1 015 885, 95 руб.
После выплаты администрацией муниципального района «Княжпогостский» выкупной цены за жилое помещение прекратить право собственности Радкевич Н.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, и признать право собственности на это жилое помещение за муниципальным районом «Княжпогостский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Черникова
Мотивированное решение составлено 10 октября 2023 года.