УИД: 04RS0002-01-2024-000131-16
№ 2-100/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-2901/2024
Судья Прокопенко М.Ю.
поступило 5 августа 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 28 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Рабдановой Г.Г.,
судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н.,
при секретаре Шойбоновой Д.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, на объекте размещения твердых коммунальных отходов, по апелляционной жалобе представителя ответчика МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» Зайцевой А.С. на решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 25.06.2024 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Баунтовского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, на объекте размещения твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу на объекте размещения твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке в <...> с кадастровым номером ... обустроить поверхность площадки твердым покрытием; восстановить поврежденные участки ограждения объекта по всему периметру; создать защиту хранящихся отходов на объекте от воздействия ветров и атмосферных осадков по всему его периметру (обустроить по всему его периметру ограждения и навес, исключающие воздействие ветров и атмосферных осадков на хранящиеся на объекте отходы); ограничить свободный доступ посторонних лиц на объект; организовать систему наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., выслушав прокурора Денисову Н.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баунтовского района РБ обращаясь в суд с указанным иском, просил обязать МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на объекте размещения твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ... путем: обустройства поверхности площадки твердым покрытием; восстановления поврежденных участков ограждения объекта по всему его периметру; создания защиты хранящихся отходов на объекте от воздействия ветров и атмосферных осадков по всему его периметру (обустройства по всему его периметру ограждения и навеса, исключающих воздействие ветров и атмосферных осадков на хранящиеся на объекте отходы); ограничения свободного доступа посторонних лиц на объект; организации системы наблюдения (мониторинга) за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Баунтовского района РБ с участием специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в деятельности ответчика выявлены нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657 «О единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов»; СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.01.2021 №3. В нарушение вышеперечисленных нормативно-правовых актов на объекте размещения твердых коммунальных отходов, расположенном на земельном участке в <...> с кадастровым номером ..., администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» меры по решению вопросов местного значения на территории района принимаются ненадлежащим образом.
В судебном заседание представитель истца - помощник прокурора Баунтовского района РБ Очиров Ц.Е. заявил об отказе от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности оборудовать объект размещения твердых коммунальных отходов системой фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы. В остальной части, уточнив, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» Зайцева А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что, поскольку объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., был введен в эксплуатацию до 01.01.2019 г., то на него распространяются требования, изложенные в п. 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, утвержденного Приказом Минприроды от 19.10.2021 г. № 765. В связи с чем, Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657, к указанному объекту размещения не могут быть применены.
Районный суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район» Зайцева А.С. просит отменить решение суда. Принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Исполнение требований СанПин, предъявленных истцом, ответчик считает необоснованным и нецелесообразным и они будут применены к строительству нового полигона в <...> после ....
Прокурором, участвующим в деле, Очировым Ц.Е. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых он не соглашается с ее доводами.
В суде апелляционной инстанции прокурор Денисова Н.В. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Представитель ответчика МКУ «Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район Зайцева А.С. письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав мнение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены, изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в <...> находится земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., используемый как объект размещения твердых коммунальных отходов.
По результатам прокурорской проверки, проведенной с участием Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, установлено, что на вышеуказанном земельном участке отходы размещены навалом, насыпью непосредственно на почве, поверхность площадки не имеет твердого покрытия. При этом, не обеспечена организация среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов. Кроме того, границы свалки обозначены ограждением в виде металлического забора с сеткой рабицей, при этом, отсутствует навес, вследствие чего поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; также данное ограждение не обеспечивает удержание твердых коммунальных отходов, вследствие чего отходы разносятся ветром в лесной массив и захламляют прилегающую территорию земельного участка, что, в свою очередь приводит к образованию несанкционированных мест размещения отходов (несанкционированных свалок). Указанное ограждение имеет повреждения по всему периметру, отсутствуют пролеты металлического забора, что не обеспечивает ограничение прохода и проезда посторонних лиц на территорию свалки, а также открывает свободный доступ для животных. Также на свалку имеется свободный доступ посторонних лиц, отсутствует контроль доступа на территорию, имеется неогороженный проезд для автомобильного транспорта с юго-восточной стороны. Кроме того, на момент проверки было зафиксировано горение мусора, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду (атмосферный воздух).
Обсудив доводы представителя ответчика о том, что объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., был введен в эксплуатацию до 01.01.2019 г., в связи с чем, на него распространяются требования, изложенные в п. 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ, утвержденного Приказом Минприроды от 19.10.2021 г. № 765, а не Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657, суд обоснованно нашел их несостоятельными.
Так, Приказом Минприроды РФ от 19.10.2021 г. № 765 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством РФ, для размещения твердых коммунальных отходов».
Согласно п. 5 названного Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень. При этом, в заявлении, согласно п. 7 Порядка, должен быть указан панорамный снимок Объекта, а также фотоматериалы с привязкой к местности: легкого ограждения по периметру всей территории Объекта; производственно-бытового здания на территории Объекта; шлагбаума у производственно-бытового здания на территории Объекта; контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России; переносного сетчатого ограждения, установленного как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Таким образом, указанный нормативный акт предусматривает порядок действий для обращения правообладателя земельного участка, на котором расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте, в уполномоченный орган исполнительной власти, в целях включения Объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, но, непосредственно, не устанавливает требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данные требования, как указано выше, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657.
Согласно п. 8 ст. 29.1 названого Федерального закона до 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН ... вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером ... определен для размещения свалки.
Постановлением Администрации МО «Баунтовский эвенкийский район» ... от ... утвержден реестр мест накопления твердых коммунальных отходов (объектов размещения отходов), расположенных не территории района, куда входит и указанный земельный участок.
Приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от ... ... утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия, в качестве санкционированного объекта размещения отходов также заявлен указанный земельный участок.
Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., используется как санкционированный объект размещения твердых коммунальных отходов, имеющий соответствующую документацию, к нему применяются требования действующего природоохранного законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления, в том числе, вышеназванные Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов. При этом, факт несоблюдения ответчиком требований указанного законодательства достоверно подтвержден представленными доказательствами, и влечет причинение вреда окружающей среде, а также нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Вопреки доводам ответчика эксплуатация спорного объекта размещения твердых коммунальных отходов должна осуществляться с соблюдением установленных действующим законодательством требований, и обустройство такого объекта отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции исковые требования прокурора обоснованно удовлетворены.
Согласно п. 216 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Согласно п. 218 СанПиН 2.1.3684-21 условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Также п. 220 СанПиН указано то, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с 222 пунктом СанПиН размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предъявляемые истцом требования подлежат применению к строительству нового полигона в <...> после ... подлежат отклонению, поскольку рассматриваемый по настоящему гражданскому делу, действующий объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 03:02:320102:265,подлежит обустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе требованиям СанПин 2.1.3684-21.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 25 июня 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи коллегии