Дело № 2а-2219/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белгород 20 июля 2020 г.
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе
председательствующего судьи Никулиной Я.В.,
при помощнике судьи Исаченко А.В.,
с участием представителя административного ответчика Администрации <адрес> – Смирновой А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григорьевой Т.В., Соколова Е.В., Рубан А.С., Полякова Ю.И. к администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Соколов Е.В., Рубан А.С., Григорьева Т.В. обратились в администрацию <адрес> с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета. Место проведения пикета в уведомлении указано: <адрес>, возле <...>, дата и время проведения - ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., предполагаемое количество участников до 20 человек, с целью – заявить требование к руководству региона о создании приютов для бездомных кошек и собак в ближайшие сроки; требование к руководству региона о массовом распространении социальной рекламы с призывами к стерилизации домашних питомцев, о выделении бюджетных средств на данную социальную рекламу; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в пункте передержки в поселке Комсомольский; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в Белгородском муниципальном пансионате для безнадзорных животных; информирование населения о необходимости стерилизации домашних питомцев, не имеющих племенной ценности.
Административным ответчиком на указанное уведомление ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за №-КЛ-2665-91, в котором сообщено о введении Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» режима повышенной готовности, приостановлении проведения на территории области публичных мероприятий. Одновременно указано, что уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в установленном порядке после стабилизации эпидемиологической обстановки и отмены ограничений.
Соколов Е.В., Рубан А.С., Поляков Ю.И., Григорьева Т.В. обратились в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета на ДД.ММ.ГГГГ В обоснование административные истцы указали, что административный ответчик решением №-КЛ-2665-91 от ДД.ММ.ГГГГ нарушил их права, гарантированные статьями 19, 29, 31 Конституции РФ и статьями 10, 11, 14, 18 Европейской Конвенции по защите прав и основных свобод человека.
В судебное заседание истцы не явились, просили о проведении судебного заседания в свое отсутствие, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не заявляли.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в отзыве на административный иск. Указала, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» введен режим повышенной готовности, приостановлено проведение на территории области публичных мероприятий. Данный режим до настоящего времени не отменен, меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в данной части сохраняют свое действие. Пояснила, что уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в установленном порядке после стабилизации эпидемиологической обстановки и отмены ограничений.
На основании положений статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истцов с учетом их ходатайства о проведении судебного заседания в свое отсутствие.
Исследовав в судебном заседании доводы административного искового заявления, выслушав в судебном заседании представителя административного ответчика Смирнову А.В., исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).
В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Одной из форм проведения публичного мероприятия в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона является пикет, под которым понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Уведомление о проведении публичного мероприятия представляет собой документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Как следует из материалов дела, в целях проведения публичного мероприятия в форме пикета административные истцы Соколов Е.В., Рубан А.С. и Григорьева Т.В. для получения согласования публичного мероприятия обратились ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> с соответствующим уведомлением.
В качестве места проведения публичного мероприятия в уведомлении указано: <адрес>, возле памятника-стелы «Город воинской славы» в 30-35 м от входа в администрацию <адрес>.
Количество участников, указанное в уведомлении – до 20 человек, дата и время проведения - ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., цель – заявить требование к руководству региона о создании приютов для бездомных кошек и собак в ближайшие сроки; требование к руководству региона о массовом распространении социальной рекламы с призывами к стерилизации домашних питомцев, о выделении бюджетных средств на данную социальную рекламу; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в пункте передержки в поселке Комсомольский; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в Белгородском муниципальном пансионате для безнадзорных животных; информирование населения о необходимости стерилизации домашних питомцев, не имеющих племенной ценности.
В ответ администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №-КЛ-2665-91 сообщено о введении Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» режима повышенной готовности, приостановлении проведения на территории области публичных мероприятий, с указанием, что уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в установленном порядке после стабилизации эпидемиологической обстановки и отмены ограничений.
Оценивая доводы административных истцов, суд принимает во внимание следующее.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, гарантированное статьей 31 Конституции РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 части 3 Конституции РФ).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции РФ).
Суд учитывает, что по решению Всемирной организации здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, ДД.ММ.ГГГГ ситуация признана пандемией.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Закон об основах охраны здоровья граждан является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.
Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (1); организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации (9); координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации (11); реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (12); информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий (13).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 приведенного Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) разработан дополнительный комплекс обязательных мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) перечень включает в себя в числе прочего, указание высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) на необходимость обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п. 1.1).
Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» принято в связи с угрозой распространения в <адрес> новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подп. «б» пункта 6 статьи 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно статье 19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
В силу подп. «а» пункта 10 статьи 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Как следует из положений статей 4.1, 10, 11 приведенного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Установлено и не оспаривается сторонами, что на момент рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято.
Администрацией <адрес> рассмотрено уведомление административных истцов и принято решение в установленные сроки, которое содержит убедительное обоснование невозможности проведения мероприятия в указанном организатором время и предложение по подаче уведомления о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.
Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-С-945-91 не следует, что содержащиеся в нем формулировки по своему содержанию являются отказом в согласовании проведения публичного мероприятия.
При таком положении административным ответчиком принято единственно возможное решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленное время и обоснованно предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.
Вопреки доводам административных истцов, данное решение не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, так как содержит предложение о проведении публичного мероприятия в иное время. Отсутствие указания на конкретное время проведения мероприятия обусловлено объективными причинами.
Оспариваемое решение административных ответчиков является мотивированным, содержит конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения мероприятия в заявленное время в связи с необходимостью защиты здоровья граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Доводы административных истцов об организации администрацией <адрес> иных мероприятий, не относятся к предмету рассматриваемого административного иска и не могут являться основанием для признания решения не законным. Согласно информации, размещенной на официальном интернет сайте органов местного самоуправления, администрация <адрес> организатором каких-либо мероприятий ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не являлась.
Учитывая изложенное, суд считает, что правовых и фактических оснований для признания незаконным решения административного ответчика не имеется, поскольку оно принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с учетом ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в целях защиты здоровья граждан, и само по себе права административных истцов не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.
Поскольку судом в удовлетворении административного иска отказано, судебные расходы административных истцов по оплате госпошлины взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 150, 175- 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Григорьевой Т.В., Соколова Е.В., Рубан А.С., Полякова Ю.И. к администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.