Решение по делу № 2а-2219/2020 от 20.07.2020

Дело № 2а-2219/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белгород                                 20 июля 2020 г.

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи Никулиной Я.В.,

при помощнике судьи Исаченко А.В.,

с участием представителя административного ответчика Администрации <адрес> – Смирновой А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Григорьевой Т.В., Соколова Е.В., Рубан А.С., Полякова Ю.И. к администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Соколов Е.В., Рубан А.С., Григорьева Т.В. обратились в администрацию <адрес> с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета. Место проведения пикета в уведомлении указано: <адрес>, возле <...>, дата и время проведения - ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., предполагаемое количество участников до 20 человек, с целью – заявить требование к руководству региона о создании приютов для бездомных кошек и собак в ближайшие сроки; требование к руководству региона о массовом распространении социальной рекламы с призывами к стерилизации домашних питомцев, о выделении бюджетных средств на данную социальную рекламу; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в пункте передержки в поселке Комсомольский; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в Белгородском муниципальном пансионате для безнадзорных животных; информирование населения о необходимости стерилизации домашних питомцев, не имеющих племенной ценности.

Административным ответчиком на указанное уведомление ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за -КЛ-2665-91, в котором сообщено о введении Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» режима повышенной готовности, приостановлении проведения на территории области публичных мероприятий. Одновременно указано, что уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в установленном порядке после стабилизации эпидемиологической обстановки и отмены ограничений.

Соколов Е.В., Рубан А.С., Поляков Ю.И., Григорьева Т.В. обратились в суд с административным иском к администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета на ДД.ММ.ГГГГ В обоснование административные истцы указали, что административный ответчик решением -КЛ-2665-91 от ДД.ММ.ГГГГ нарушил их права, гарантированные статьями 19, 29, 31 Конституции РФ и статьями 10, 11, 14, 18 Европейской Конвенции по защите прав и основных свобод человека.

В судебное заседание истцы не явились, просили о проведении судебного заседания в свое отсутствие, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела слушанием не заявляли.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в отзыве на административный иск. Указала, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» введен режим повышенной готовности, приостановлено проведение на территории области публичных мероприятий. Данный режим до настоящего времени не отменен, меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в данной части сохраняют свое действие. Пояснила, что уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в установленном порядке после стабилизации эпидемиологической обстановки и отмены ограничений.

На основании положений статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истцов с учетом их ходатайства о проведении судебного заседания в свое отсутствие.

Исследовав в судебном заседании доводы административного искового заявления, выслушав в судебном заседании представителя административного ответчика Смирнову А.В., исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).

В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Одной из форм проведения публичного мероприятия в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона является пикет, под которым понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Уведомление о проведении публичного мероприятия представляет собой документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления – в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Как следует из материалов дела, в целях проведения публичного мероприятия в форме пикета административные истцы Соколов Е.В., Рубан А.С. и Григорьева Т.В. для получения согласования публичного мероприятия обратились ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> с соответствующим уведомлением.

В качестве места проведения публичного мероприятия в уведомлении указано: <адрес>, возле памятника-стелы «Город воинской славы» в 30-35 м от входа в администрацию <адрес>.

Количество участников, указанное в уведомлении – до 20 человек, дата и время проведения - ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., цель – заявить требование к руководству региона о создании приютов для бездомных кошек и собак в ближайшие сроки; требование к руководству региона о массовом распространении социальной рекламы с призывами к стерилизации домашних питомцев, о выделении бюджетных средств на данную социальную рекламу; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в пункте передержки в поселке Комсомольский; требование к правоохранительным органам о привлечении к уголовной ответственности виновных в жестоком обращении с животными в Белгородском муниципальном пансионате для безнадзорных животных; информирование населения о необходимости стерилизации домашних питомцев, не имеющих племенной ценности.

В ответ администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ за -КЛ-2665-91 сообщено о введении Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» режима повышенной готовности, приостановлении проведения на территории области публичных мероприятий, с указанием, что уведомление о проведении публичного мероприятия может быть подано в установленном порядке после стабилизации эпидемиологической обстановки и отмены ограничений.

Оценивая доводы административных истцов, суд принимает во внимание следующее.

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, гарантированное статьей 31 Конституции РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 части 3 Конституции РФ).

Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции РФ).

Суд учитывает, что по решению Всемирной организации здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, ДД.ММ.ГГГГ ситуация признана пандемией.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Закон об основах охраны здоровья граждан является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона № 323-ФЗ).

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (1); организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации (9); координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации (11); реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (12); информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий (13).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 приведенного Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) разработан дополнительный комплекс обязательных мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) перечень включает в себя в числе прочего, указание высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) на необходимость обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п. 1.1).

Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» принято в связи с угрозой распространения в <адрес> новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подп. «б» пункта 6 статьи 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно статье 19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

В силу подп. «а» пункта 10 статьи 4.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Как следует из положений статей 4.1, 10, 11 приведенного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Установлено и не оспаривается сторонами, что на момент рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято.

Администрацией <адрес> рассмотрено уведомление административных истцов и принято решение в установленные сроки, которое содержит убедительное обоснование невозможности проведения мероприятия в указанном организатором время и предложение по подаче уведомления о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -С-945-91 не следует, что содержащиеся в нем формулировки по своему содержанию являются отказом в согласовании проведения публичного мероприятия.

При таком положении административным ответчиком принято единственно возможное решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленное время и обоснованно предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.

Вопреки доводам административных истцов, данное решение не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, так как содержит предложение о проведении публичного мероприятия в иное время. Отсутствие указания на конкретное время проведения мероприятия обусловлено объективными причинами.

Оспариваемое решение административных ответчиков является мотивированным, содержит конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения мероприятия в заявленное время в связи с необходимостью защиты здоровья граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Доводы административных истцов об организации администрацией <адрес> иных мероприятий, не относятся к предмету рассматриваемого административного иска и не могут являться основанием для признания решения не законным. Согласно информации, размещенной на официальном интернет сайте органов местного самоуправления, администрация <адрес> организатором каких-либо мероприятий ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не являлась.

Учитывая изложенное, суд считает, что правовых и фактических оснований для признания незаконным решения административного ответчика не имеется, поскольку оно принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с учетом ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в целях защиты здоровья граждан, и само по себе права административных истцов не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.

Поскольку судом в удовлетворении административного иска отказано, судебные расходы административных истцов по оплате госпошлины взысканию с административного ответчика не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 150, 175- 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Григорьевой Т.В., Соколова Е.В., Рубан А.С., Полякова Ю.И. к администрации <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2219/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Григорьева Татьяна Викторовна
Рубан Андрей Сергеевич
Соколов Евгений Владиславович
Поляков Юрий Иванович
Ответчики
Администрация г. Белгорода
Суд
Свердловский районный суд г. Белгород
Судья
Никулина Яна Витальевна
Дело на странице суда
sverdlovsky.blg.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
20.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее