Решение по делу № 2а-239/2022 (2а-3413/2021;) от 08.11.2021

дело а-239/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2022 года

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,

с участием представителя заинтересованного лица - Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>ФИО6, на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, заинтересованные лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>, ГКУ <адрес> «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>», Правительство Севастополя, ФИО2, о признании незаконным и отмене решения, понуждении совершить определенные действия,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес> о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, расположенного по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 10А, площадью 1000 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемое решение противоречит пунктам 13, 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», а также принято на основании не действующего нормативного правого акта – Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Отказав в предоставлении государственной услуги по пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса ФИО1 Федерации, административный ответчик не указал, какие конкретно требования к образуемым земельным участкам нарушены.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> не возражал против удовлетворения иска, пояснив, что такие возражения были бы только в случае наложения испрашиваемого земельного участка на границы автомобильной дороги общего пользования.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Ранее, в судебных заседаниях представитель административного истца заявленные требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 через своего представителя обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 10А, площадью 1000 кв.м.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ГУ-исх-7743/21 административным ответчиком на основании пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ административному истцу оказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 10А, площадью 1000 кв.м.

В обоснование отказа административный ответчик сослался на пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», указав, что в соответствии с заключением Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемый земельный участок располагается вдоль автомобильной дороги общего пользования 67Н-1212 тупик Поворотный. При формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе тупика Поворотного, 10А, площадью 1000 кв.м., необходимо учесть технические характеристики автомобильной дороги общего пользования 67Н-1212 тупик Поворотный. Изменения технических характеристик указанной автомобильной дороги Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> не согласовывает.

Также при проведении анализа схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении испрашиваемого участка административным ответчиком выявлено, что через проектируемый земельный участок проходит грунтовая дорога. Кроме того, границы испрашиваемого земельного участка полностью пересекают земельный участок по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 8, который ранее решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в пользование третьему лицу.

Считая, что такой отказ нарушает ее право на получение земельного участка, административный истец обратилась с указанным иском в суд.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Как установлено подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктами 2, 4 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Реализуя указанное право на приобретение в собственность земельного участка, административный истец, действуя согласно указанным положениям Земельного кодекса РФ, обеспечила подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе образование земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.

Так, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно пункту 1 стать 2 Закона <адрес> от 07.12.22016 -ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана развития <адрес> до 2025 г.», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами <адрес>, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Ссылаясь на указанные положения ЗК РФ и Закона <адрес> -ЗС, ответчик принял оспариваемое решение.

Однако из оспариваемого отказа нее усматривается, в чем именно заключается нарушение требований статьи 11.9 ЗК РФ при формировании испрашиваемого земельного участка.

Также, в оспариваемом отказе не указано, какие конкретно требования к образуемым земельным участкам нарушены.

В силу положений статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

Также, в нарушение положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства административным ответчиком не представлено доказательств несоответствие схемы расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка Генеральному плану <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана развития <адрес> до 2025 г.», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами <адрес>, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Как следует из материалов дела, 13.07.20211 Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> в рамках межведомственного взаимодействия в адрес Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> направлено письмо о предоставлении заключения по заявлению ФИО3 о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе тупика Поворотного, 10А, площадью 1000 кв.м.

На указанное письмо ДД.ММ.ГГГГ Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> дал ответ за .2-19/03/21, из которого следует, что согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории образуемый земельный участок располагается вдоль автомобильной дорог общего пользования 67Н-1212 тупик Поворотный. Указанная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>». При формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе тупика Поворотного, 10А, площадью 1000 кв.м., необходимо учесть технические характеристики автомобильной дороги общего пользования 67Н-1212 тупик Поворотный. Изменение технических характеристик автомобильной дороги общего пользования 67Н-1212 тупик Поворотный Департамент не согласовывает.

При этом из указанного ответа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> не усматривается наличие препятствий для предварительного согласования земельного участка, испрашиваемого административным истцом. Указано лишь на необходимость соблюдения технических характеристик автомобильной дороги общего пользования при формировании испрашиваемого земельного участка, что также подтвердил в судебном заседании представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>.

Кроме того, согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> земельный участок в районе тупика Поворотного, 10А в г.<адрес>ю 1000 кв.м. согласно Генеральному плану <адрес>, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Света от ДД.ММ.ГГГГ находится в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, частично в охранной зоне отдельного объекта электросетевого хозяйства, в зонах санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка соответствует действующей градостроительной документации. Наложение/пересечение испрашиваемого земельного участка с красными линями согласно постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 228-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории <адрес>", Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> не установлено.

Также, одним из оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка стало пересечение границ испрашиваемого земельного участка с земельным участком, предоставленным в пользование третьему лицу.

Так, решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы выбора земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га, испрашиваемого ФИО2 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 8. ФИО2 дано согласие на разработку проект землеустройства по отводу земельного участка.

Вместе с тем, судом установлено, что право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 8, в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-4001681. Доказательств реализации решения Севастопольского городского Совета ФИО2 административным ответчиком суду не представлено. Решение о передаче ФИО2 земельного участка в собственность уполномоченным органом местного самоуправления не принималось. На кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 8 не поставлен, а соответственно не является объектом гражданских прав.

На момент принятия решения Севастопольским городским Советом и до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> действовали нормы украинского законодательства, в связи с чем, к спорным правоотношениям в данной части подлежат применению нормы материального права Украины.

Так, согласно пунктам "а", "б" статьи 12 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальных громад, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с указанным Кодексом входит в полномочия сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов.

В соответствии со статьей 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом.

Часть 10, 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно способствования строительству" была изложена в новой редакции, согласно которой после получения заключений органов, указанных в части седьмой настоящей статьи, о возможности отвода земельного участка для целей, указанных в заявлении (ходатайстве), и решения Верховной Рады Украины (в случае необходимости) соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, согласно своим полномочиями, в двухнедельный срок рассматривает материалы выбора земельного участка и принимает решение об утверждении указанных материалов и предоставляет разрешение и требования на разработку проекта отвода земельного участка или мотивированное решение об отказе.

Срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продлен однократно в такой же срок. В случае если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не представлены на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по ее отводу считаются аннулированными.

Указанные ограничения по сроку действия разрешения на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков в один год и возможность разового продления на такой же срок, действовали до вступления в силу Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3 раздела 2 "Заключительные положения" Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.

Принимая во внимание, что ФИО2 решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом не исполнено, срок действия указанного решения не продлевался, какие-либо действия по оформлению земельного участка до настоящего времени не совершались, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО3 с ссылкой на пресечение с земельным участком по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 8, у административного ответчика отсутствовали.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного истца выполнено требование Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о доказывании ею нарушения ее прав. Вместе с тем, доказательств законности оспариваемого решения, административный ответчик суду не представил.

Таким образом, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении ее требований с возложением обязанности на Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес>, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-7743/21, об отказе ФИО3 в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, расположенного по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 10А, площадью 1000 кв.м.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, расположенного по адресу: <адрес>, тупик Поворотный, 10А, площадью 1000 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-239/2022 (2а-3413/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мясищева Таисия Григорьевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфрастуктуры города Севастополя
Беличенко Марина Витальевна
Селянина Лариса Львовна
ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя»
Правительство Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
09.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
04.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее