
Судья: Александров А.А. | 33-9437/2014 А-63 |
РљР РђРЎРќРћРЇР РЎРљРР™ КРАЕВОЙ РЎРЈР”
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
29 сентября 2014 года | г.Красноярск |
Судебная коллегия РїРѕ административным делам Красноярского краевого СЃСѓРґР° РІ составе: председательствующего: Пашковского Р”.Р., судей: Данцевой Рў.Рќ., Малякина Рђ.Р’., РїСЂРё секретаре РљРёР№РєРѕРІРѕР№ Р.Р“., рассмотрев РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Пашковского Р”.Р., |
материалы гражданского дела по заявлению Григоряна Манвела Григорьевича об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Григоряна М.Г. по доверенности Тихомировой Т.А.,
на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 17 июля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Григорян М.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю) от 22.04.2014г. о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, обязать устранить допущенное нарушение.
Требования мотивированы тем, что Григорян Рњ.Р“. является гражданином Республики Армения. Для оформления РІРёРґР° РЅР° жительство заявитель обратился РІ РћРћРћ "Р РЈРЎРђР› Медицинский Центр" для подтверждения состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. Первоначально ему сообщили, что Сѓ <данные изъяты>, после чего РѕРЅ обратился РІ РћРћРћ "Рнвитро" РіРґРµ <данные изъяты> РЅРµ подтвердилось.
Р’ дальнейшем Григорян Рњ.Р“. повторно сдал анализ РєСЂРѕРІРё, РїРѕ результатам исследования Сѓ него было выявлено заболевание – <данные изъяты>, после чего заявитель обратился РІ КГУЗ "Красноярский краевой Центр профилактики Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃРѕ РЎРџРР”", сдал РєСЂРѕРІСЊ РЅР° анализ. Результат РІРЅРѕРІСЊ был отрицательный. Григорян Рњ.Р“. обратился РІ КГБУЗ "Красноярский краевой РєРѕР¶РЅРѕ-венерологический диспансер в„– 1", сдал РєСЂРѕРІСЊ РЅР° анализ, никаких заболеваний, РІ том числе <данные изъяты> Сѓ него РЅРµ выявлено. Однако РћРћРћ "Р РЈРЎРђР› Медицинский Центр" направило сообщение РІ Управление Роспотребнадзора Рѕ наличии Сѓ него заболеваний, которых Сѓ него РЅРµ имеется, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Уведомлением Роспотребнадзора РїРѕ Красноярскому краю РѕС‚ 12.05.2014Рі. заявителю было сообщено Рѕ нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства РІ Р Р¤, Р° также возложена обязанность покинуть территорию Р Р¤ без РІСЃСЏРєРёС… разъяснений РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 14.06.2014Рі.
Считает решение Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 22.04.2014г. незаконным, нарушающим его права, так как, согласно медицинским документам, его состояние здоровья не несет угрозы для окружающих, следовательно, нет причин для его выезда за пределы РФ, кроме того, 12.12.2013г. между ним и гражданкой России Силантьевой Т.Б. заключен брак.
Просил указанное решение признать незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С указанным решением не согласилась представитель Григоряна М.Г. по доверенности Тихомирова Т.А., обжаловав его. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Григоряна М.Г. по доверенности Тихомирову Т.А., представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по доверенности Толкачеву О.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Рностранный гражданин или лицо без гражданства, РІ отношении которых принято решение Рѕ нежелательности пребывания (проживания) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, обязаны выехать РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном федеральным законом (С‡. 4 СЃС‚. 25.10 ФЗ N 114-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 07.04.2003г. N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Названное Положение определяет в соответствии со ст. 25.10 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем, утвержденным Постановление Правительства РФ от 07.04.2003г. N 199, в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в п. 3 Положения.
РР· Рї. 3 Положения следует, что РІ случае выявления предусмотренных ФЗ "Рћ РїРѕСЂСЏРґРєРµ выезда РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё въезда РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения Рѕ нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют РІ соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Будучи включенным РІ Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение Рѕ нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 07.04.2003Рі. N 199, Роспотребнадзор Приказом РѕС‚ 14.09.2010Рі. N 336 утвердил Рнструкцию Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки, представления Рё рассмотрения РІ системе Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека материалов РїРѕ принятию решения Рѕ нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно абз. 2 Рї. 3.3 данной Рнструкции Рє указанным РІ СЃС‚. 25.10 ФЗ "Рћ РїРѕСЂСЏРґРєРµ выезда РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё въезда РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию" основаниям для принятия решения Рѕ нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина либо лица без гражданства РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации относится выявление Сѓ иностранного гражданина либо лица без гражданства инфекционного заболевания, указанного РІ Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 02.04.2003Рі. N 188 "Рћ перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих Рё являющихся основанием для отказа РІ выдаче либо аннулирования разрешения РЅР° временное проживание иностранным гражданам Рё лицам без гражданства, или РІРёРґР° РЅР° жительство, или разрешения РЅР° работу РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации". Решение Рѕ нежелательности пребывания данного иностранного гражданина РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации принимает руководитель Роспотребнадзора.
<данные изъяты> входит в Перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003г. N 188.
Как следует из материалов дела, 13.01.2014г., гражданин республики Армения Григорян М.Г. консультирован в ООО "РУСАЛ Медицинский Центр". В результате обследования выявлено инфекционное заболевание представляющее опасность для окружающих - "<данные изъяты>" код по №, и назначено лечение <данные изъяты> + <данные изъяты>
РР· информированного согласия РЅР° медицинское вмешательство следует, что 13.01.2014Рі. Григорян Рњ.Р“. согласился РЅР° утвержденное планом обследование Рё лечение.
На основании данного согласия, межведомственной комиссией по подготовке и представлению в Роспотребнадзор материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в отношении Григоряна М.Г. было принято решение о целесообразности лечения, с условием лечения и прохождения контрольных мероприятий в срок до 17.02.2014г. с предоставлением в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" выписки из истории болезни амбулаторного (стационарного) больного из ООО "РУСАЛ Медицинский Центр", что было оформлено Протоколом от 16.01.2014г. № 1.
Согласно выписки из истории больного Григорян М.Г. в ООО "РУСАЛ Медицинский Центр" в установленный срок лечение не получил, на прием не являлся (не наблюдался).
На основании данной информации, 24.04.2014г. ио руководителя Управления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю было принято решение N 10027 о нежелательности пребывания (проживания) Григоряна М.Г. на территории Российской Федерации. Принятое решение обосновано тем, что пребывание (проживание) Григоряна М.Г. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу здоровью окружающего его населения по причине выявленного заболевания: № ("<данные изъяты>"), основано на выписке из медицинской карты больного от 13.01.2014г. и медицинском заключении от 13.01.2014г. N 45, выданном ООО "РУСАЛ Медицинский Центр".
Уведомлением от 12.05.2014г. Управление Роспотребнадзора Красноярскому краю сообщило Григоряну М.Г. о принятии указанного решения. Данным уведомлением ему предписано покинуть территорию Российской Федерации в срок до 14.06.2014г.
Отказывая в удовлетворении заявления Григоряна М.Г., суд исходил из того, что на момент принятия, решение Роспотребнадзора о нежелательности пребывания заявителя в РФ принято в полном соответствии с действующим законодательством и с учетом фактических обстоятельств дела.
С таким выводом Судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения данного спора.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такого рода ограничения должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, служить общественным интересам и не являться чрезмерными. В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он, имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями меры
Европейский Суд по правам человека отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции (Постановление от 18.02.1991г. по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того, что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого п. 1 ст. 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление ЕСПЧ от 06.02.2003г. по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
РР· этого следует, что РїСЂРё наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы Рё СЃСѓРґС‹ РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ временном проживании лица, имеющего заболевание, наличие которого может повлечь принятие решение уполномоченным органом Рѕ нежелательности пребывания РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· гуманитарных соображений вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, семейное положение, состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, клиническую стадию заболевания, иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ том, является ли необходимой депортация данного лица РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также РїСЂРё решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ его временном проживании РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РџСЂРё этом РІ любом случае данное лицо РЅРµ освобождается РѕС‚ обязанности соблюдать предписанные РІ соответствии СЃ законом профилактические меры относительно недопущения распространения инфекции.
Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 N 155-О.
При рассмотрении спора, Судебная коллегия исходит из фактических установленных обстоятельств и учитывает, что заявителем в суд первой инстанции представлены доказательства (результат исследования от 02.06.2014г., справка от 28.05.2014г., сертификат об отсутствии <данные изъяты> от 02.06.2014г.), свидетельствующие о том, что он прошел курс лечения, инфекционных заболеваний не выявлено.
Документов, подтверждающих опасность для окружающих в материалах дела не имеется.
Кроме того, 12.12.2013г. Григорян М.Г. заключил брак с гражданской России Силантьевой Т.Б., что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным 12.12.2013г., Территориальным отделом 2 агентства ЗАГС Красноярского края по торжественной регистрации браков в г.Красноярске (л.д. 16).
С учетом вышеуказанных обстоятельств, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции, исходя из положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г.Риме 04.11.1950г. и принципов гуманности, Судебная коллегия полагает, что решение Роспотребнадзора о нежелательности пребывания (проживания) Григоряна М.Г. от 24.04.2014г., хотя и принято уполномоченным органом государственной власти, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, нельзя в настоящее время признать законным, поскольку оно не учитывает приведенные выше положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не отвечает принципу соразмерности и вытекающим из него требованиям адекватности и пропорциональности используемых правовых средств.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· вышеизложенного, решение СЃСѓРґР° первой инстанции надлежит отменить, постановив РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении заявления Григоряна Рњ.Р“.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 17 июля 2014 года – отменить, принять новое решение, которым требования Григоряна М.Г. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации от 24 апреля 2014 года удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации от 24 апреля 2014 года и уведомление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 12 мая 2014 года о необходимости выезда Григоряна Манвела Григорьевича за пределы Российской Федерации в срок до 14 июня 2014 года.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё