Полный текст решения изготовлен 02 мая 2024 года.
50RS0№-60
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Калюжной А.С., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Дмитровского городского округа <адрес> о признании решения незаконным, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Дмитровского городского округа <адрес> о признании незаконным решения администрации Дмитровского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена»; обязании предоставить государственную услугу путем заключения договора купли-продажи земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что обратился в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги в отношении земельного участка площадью 1664 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, Дмитровский г.о., д. Парамоново, К№, путем заключения договора купли-продажи земельного участка. Решением ответчикам от ДД.ММ.ГГГГ №Р№74919626, истцу отказано в предоставлении государственной услуги из-за несоответствия информации представленной заявителем, полученной в результате межведомственного взаимодействия, с чем категорически не согласен, полагает, что оспариваемое решение ответчика нарушает его права.
Истец, представитель истца в судебном заседании требования поддержали, пояснив, что основания отказа являются незаконными, имеются основания для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Ответчик – Администрация Дмитровского г.о. <адрес>, представитель в судебном заседании требования оспаривал, по основаниям отказа, а также возражая против возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка, так как это будет являться подменой распорядительных функций ответчика.
Третьи лица - КУМИ Администрации Дмитровского г.о. МО, Управление Росреестра по <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес>, Комитет Архитектуры и градостроительства МО, представитель в судебное заседание не явился, извещен, пояснения по иску не высказали.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Администрации Дмитровского городского округа <адрес> и истцом, заключен договор №-д аренды земельного участка площадью 1664 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Дмитровский городской округ, д. Матвеево, К№, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, включительно, с установлением арендной платы в год.
На спорном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Дмитровский городской округ, д. Прамоново, К№, расположен жилой дом, площадью 96,2 кв.м., собственником является истец, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ДД.ММ.ГГГГ адреса – МО, Дмитровский г.о., д. Парамоново, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ решением №Р№74919626 Администрации Дмитровского городского округа <адрес> отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», со ссылкой на п. п. 13.2.4, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №ВР-883, а именно: несоответствие информации в документах, представленных заявителем: объект вспомогательного назначения, недостижение цели для которой предоставлен земельный участок.
Согласно составленному ДД.ММ.ГГГГ акту осмотра установлено, что испрашиваемый земельный участок имеется дом, ограждение отсутствует, пустырь, фотофиксация.
Администрация Дмитровского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства направила в министерство имущественных отношений <адрес> на согласование проект решения об отказе в предоставлении ФИО2 государственной услуги.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>" <адрес> или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>" органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 указанной выше статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, предоставляемого в порядке, установленном <адрес> (часть 3 статьи 2).
В силу подпункта 2 пункта 3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № министерство имущественных отношений <адрес> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, в том числе по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Разрешая заявленное требование о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №Р№74919626 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов», суд руководствуется подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, их которого следует, что без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю; в решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом того, что предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а определение границ и площади земельного участка, предоставляемого без торгов собственникам зданий или сооружений должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование этих объектов. Тем самым соблюдается необходимый баланс частных и публичных интересов, ограничивается произвольное применение и злоупотребление данной процедурой в ущерб предоставлению земельных участков на торгах.
Изложенное позволяет сделать вывод, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает не только то, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, но и то, что собственник объекта недвижимости вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулированы, в том числе статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 данного Кодекса, а именно: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Приказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0321 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 60174), указаны такие документы.
В соответствии с положениями частей 2, 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных согласно данному Федеральному закону сведениям.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39 Земельного кодекса, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его проект для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с указанной нормой процедура рассмотрения заявления о выкупе должна быть завершена подготовкой проекта договора купли- продажи, предшествовать которой должны действия по определению стоимости земельного участка.
В данном случае, в заявлениях, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ, истец просил предоставить в собственность за плату земельный участок с видом разрешенного использования – ЛПХ (приусадебный земельный участок), т.е. в данном случае правовое значение площади объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, не имеет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Правовые основания к отказу в предоставлении истцу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, которые бы соответствовали статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и соответственно нашли своего подтверждения в оспариваемом отказе органа местного самоуправления, не установлено.
Иных обоснований, со стороны ответчика, послуживших основанием к отказу в предоставлении государственной услуги, не представлено.
Разрешая требование об обязании администрацию Дмитровского городского округа <адрес> осуществить заключение договора купли-продажи спорного участка, суд считает необходимым отказать, так как оспариваемое решение не содержит каких-либо суждений относительно невозможности заключения договора купли-продажи земельного участка и утвержденной схеме расположения земельного участка, предметом оценки компетентного органа государственной власти данные документы не являлись.
Правом самостоятельной проверки и оценки для целей утверждения схемы расположения земельного участка, с последующим заключением договора, суд не наделен; ответчик в этом вопросе обладает исключительной компетенцией; суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.
Кроме того, поскольку для целей устранения последствий незаконного решения, обязание совершить указанные действия, не соответствует целям и задачам гражданского судопроизводства, противоречит нормам материального и процессуального закона, поэтому требование в данной части судом отклоняются.
В качестве способа восстановления нарушенного права ФИО2 обязать администрацию Дмитровского городского округа <адрес> повторно рассмотреть заявление № Р№74919626.
Иные доводы, судом отклоняются в полном объеме, по указанным выше основаниям.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации Дмитровского г.о. <адрес> «Предоставление земельных участков, государственно собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ №Р№74919626.
Обязать администрацию Дмитровского городского округа <адрес> повторно рассмотреть заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №Р№74919626 в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования ФИО2 в остальной части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца с подачей жалобы через Дмитровский городской суд <адрес>.
Судья
Дмитровского городского суда А.С. Калюжная