Дело № 2-990/2024
УИД: 22RS0068-01-2023-008152-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«31» января 2024 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Неустроевой С.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к комитету по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула о возложении обязанности организовать наружное освещение.
В обоснование исковых требований указано на то, что истец с семей проживает в частном доме по .... в г. Барнауле. На улицах .... в г. Барнауле отсутствует наружное освещение. Указанные улицы используются истцом и членами его семьи.
Отсутствие уличного освещения нарушает права истца и членов его семьи на личную безопасность, а также на безопасность дорожного движения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 5,11 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 29 Правил благоустройства города Барнаула, истец просит возложить на комитет по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула обязанность организовать наружное освещение участков дорог по .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до ....) в ....; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика комитета по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула возражал против удовлетворения искового заявления. Дополнительно пояснил, что ответчиком обязанности по освещению выполняются в соответствие с утвержденной программой, в данную программу спорные улицы не включены. Возложение обязанности в настоящее время по освещению заявленных в исковом заявлении улиц является обременительным для ответчика ввиду отсутствия финансирования и проектной документации.
Истец в судебном заседании не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом по .... на праве собственности принадлежит ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельства о заключении брака, ФИО3 и ФИО4 состоят в зарегистрирован браке с ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется копия паспорта истца ФИО1, согласно которой истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по .....
Разрешая заявленные исковые требования, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.ч. 1,2 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Пунктом 5 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») определено, что к элементам обустройства автомобильной дороги относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018г. № 71, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 67 Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края, комитет по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления и координации деятельности предприятий городского автомобильного, электрического, дорожного хозяйства, городского освещения, организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.
Правилами благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными Решением Барнаульской городской Думы от 19.03.2021г. № 645, установлены требования к организации освещения территории города.
Исходя из положений ч. 1 ст. 29 Правил, улицы, дороги, площади, тротуары, набережные, мосты, бульвары, пешеходные аллеи, общественные территории, указатели и элементы городской информации должны освещаться в вечернее и ночное время суток в соответствии с вечерним будничным, ночным дежурным и праздничным режимами по расписанию, утвержденному комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Статьей 30 Правил определено, что строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями в соответствии с заключенными с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула договорами и муниципальными контрактами в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Барнаула на эти цели (часть 1).
В соответствии с п. 2.1 Положения о комитете по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы № 266 от 01.12.2023, основными целями и задачами комитета являются обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Барнаула полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно п. 3.1.3 Положения о комитете по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы № 266 от 01.12.2023, во исполнение основных целей и задач комитет организует строительство, ремонт и содержание линий наружного освещения на территориях общего пользования города Барнаула.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом ГОСТ Р50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 09.2017 № 1245-ст.
Требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 6.9 указанного Государственного стандарта, средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947. Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.
Кроме того, требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методами их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».
Согласно п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в соответствии с требованиями п. 5.3.2.1 и п. 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по п. 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по п. 4.5.3.9 ГОСТ Р 52766-2007.
В соответствии с п.п. 116, 298, 600, 679, 1171 Постановления Администрации города Барнаула от 25.04.2018г. № 765 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края» .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до ....) отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В судебном заседании из представленных по делу доказательств судом установлено отсутствие стационарного электрического освещения на .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до ....).
В соответствии с ответом комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула на запрос суда, линии наружного освещения дорог, расположены по .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до ....) в реестре муниципальной собственности не значатся. В реестре значатся затраты на строительство наружного освещения по .... от .... до .... в микрорайоне .... г. Барнаул. Данные затраты числятся на балансе комитета по дорожному хозяйству и транспорту .....
Из ответа на запрос суда ПАО «Россети Сибирь» следует, что объекты освещения на участках дороги, расположенных по .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до .... ( от .... до ....) отсутствуют.
Во владении (на балансе) ООО «Барнаульская сетевая компания» не находятся объекты уличного освещения по указанным улицам.
В судебном заседании представитель комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула пояснил о том, что на спорных участках дорог линии наружного освещения отсутствуют, кроме того проект, а также схема наружного освещения в отношении спорных участков дорог не разработана.
Вместе с тем, отсутствие стационарного уличного освещения противоречит требованиям нормативно-правового регулирования, приведенного выше, нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, безопасность дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, наличии оснований для возложения на комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула обязанности по организации стационарного электрического освещения участков дорог по .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до .... (от .... до ....).
При этом судом при разрешении дела не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о недостаточности финансирования, а также организации устройства наружного освещения в рамках планирования (с учетом и в пределах муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации г. Барнаула от 19.08.2014г. № 1802, которой строительство линий наружного освещения на спорных участках улиц на данный период не запланировано), поскольку указанные обстоятельства при указанном выше нормативном регулировании правового значения не имеют. Планирование деятельности органом местного самоуправления, в том числе посредством формирования муниципальной программы, а также отсутствие финансирования обязанность муниципалитета по благоустройству не исключает.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда (ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 204, ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом характера правоотношений, исходя из объема мероприятий, необходимых для реализации решения суда, необходимости выполнения комплекса подготовительных работ (разработка проектно-сметной документации, заключение муниципального контракта на выполнение работ), проведения непосредственно работ по строительству стационарного наружного электрического освещения дорог, принимая во внимание техническую сложность требующихся к проведению работ, необходимые временные затраты, указанный срок является достаточным для исполнения решения суда, соответствует принципам разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с комитета по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на комитет по дорожному хозяйству и транспорту г. Барнаула (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>), выполнить работы по строительству стационарного наружного электрического освещения дорог по .... (от .... (от .... до .... (от .... (от ....) в г. Барнауле в течение 8-ми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 07.02.2024.
Судья С.А. Неустроева